Содержание
-
Презентация элективного курса по биологии "Генеалогия и здоровье моей семьи" учителя биологии МБОУ СОШ №74 г.Ульяновска Артамоновой О.Ю.
-
У кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. В.А. Сухомлинский
-
Можешь ли ты назвать имя своей прабабушки или прадедушки? А откуда они родом? Какие предания, легенды, интересные истории ты слышал в своей семье? Были здоровы твои предки или нет? Какими способностями они обладали? Какие качества унаследовал ты от своих предков?
-
«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни» В. Песков
-
1. Расширение и углубление теоретических знаний, полученных на уроках биологии. 2. Повышение интереса к себе, своей семье, своим предкам через составление и изучение родословий своих семей, 3. Пробуждение интереса к биологии и связанным с этой наукой специальностям. Курс связан с базовым курсом биологии основной общеобразовательной школы, дисциплинами естественнонаучного цикла, а также цикла гуманитарных дисциплин (история, обществознание). Элективный курс «Генеалогия и здоровье моей семьи» рассчитан на 17 часов учебных занятий, 1 час в неделю во 2 полугодии учебного года в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Целькурса
-
Задачи курса 1. Способствовать расширению и углублению знаний учащихся в области генетики человека.2. Познакомить учащихся с теоретическими основами генеалогии, раскрыть значение основных понятий и терминов, дать рекомендации по практической работе над составлением родословий.3. Составить родословную для семьи (каждый учащийся для своей). 4. Учить планировать и проводить самостоятельные исследования.5. Развивать познавательную активность, практические навыки и умения, умения анализировать, сравнивать, обобщать, обсуждать результаты исследования, формулировать выводы6. Способствовать осознанию учащимися своей индивидуальности и значимости, более бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. 7. Ориентировать учащихся на выбор профессии.
-
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения. Учащиеся должны знать:· особенности человека как объекта генетических исследований, основные методы изучения генетики человека;· теорию генеалогии;· виды родословий, этапы работы над составлением родословных;· основные виды наследственных заболеваний и заболеваний с наследственной предрасположенностью;· меры профилактики этих заболеваний;· генетическую терминологию и символику. Основные требования к знаниям и умениям
-
Учащиеся должны уметь:· составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;· решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека (генеалогией);· оценивать значение полученной информации для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;· объяснять негативное значение близкородственных браков для здоровья будущего поколения;·работать с современной учебной и научно-популярной литературой с периодическими изданиями, использовать ресурсы сети Интернет;· представлять результаты работы в виде таблиц, древа, компьютерных презентаций;обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы.
-
Методы и методические приемы 1. Лекционно-семинарская методика проведения занятий 2. Организация самостоятельной работы учащихся 3. Конференции 4. Дискуссии 5. Экскурсии 6. Практические работы по решению генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам.
-
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся Индивидуальная Групповая
-
Содержание курса Общее количество часов – 17. Введение (1 ч.) Человек как объект генетических исследований. Сложность изучения генетики человека. Методы антропогенетики. I. Генеалогия (5 ч.) История генеалогии. Виды родословий (восходящие и нисходящие, древо, таблицы, росписи, карточки). Терминология. Законы генеалогии (трех поколений, удвоения числа предков, убывания предков). Составление родословной (с чего начать, какие обозначения принять в родословных схемах, составление восходящего и нисходящего древа). Практическая работа Решение задач по теме: «Генеалогические древа». Тема для реферата: «Родословные древа известных людей». II. Составление родословной схемы своей семьи (5 ч.) Сбор материала для составления родословной. Оформление схемы на бумаге или с помощью компьютерной программы на электронном носителе.
-
III. Медицинские генетика и генеалогия (5 ч.) Наследственные заболевания человека. Болезни с наследственной предрасположенностью: ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т.д. Особенности их проявления и профилактики. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Достижения и перспективы медицинской генетики. Генная терапия.Экскурсия. Посещение Заволжского «Центра планирования семьи». Практическая работаРешение задач по теме: «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». Темы для рефератов: «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия»; «Мутагены антропогенного происхождения»; «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков – склонностей, способностей, таланта». Заключение (1 ч.) Итоговая конференция «Генеалогия и здоровье моей семьи».
-
Список литературы 1. Антропология: Учеб. для студентов высш. Учеб. завед. М: Владос, 2003. Бычкова М. Семейный летописец. Родина. №2, 4. 1991. 2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т З. М.: Мир, 1993 3. Карузина И.П. Учебное посбие по основам генетики. М.: Медицина.1980. 4. Константинов А.В. Биология индивидуального развития. Минск: Издательство БГУ, 1978. 5. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решением. Методическое пособие: - Саратов: Лицей, 1998.. 8.Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов (10-11). М., Просвещение, 1972. 6. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск: Высшая школа, 1997. 7. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. автор-составитель. Программы элективных курсов. Биология 10-11. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005. 8. Савелов Л. лекции по русской генеалогии. М., 1995. 9. Тарасов Л.В. и др. История. 5 класс. 1 часть Экспериментальный учебник развивающего типа. М.: 1994. 10. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. 11. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М.: Гос. издательство медицинской литературы, 1964. 12. Юртаев Н.И. Где твои корни? Пособие по составлению родословной. 2000.
-
Приложения 1. Родословное древо Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола - ваши родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в кроне окажетесь вы.Бывают случаи, а в русской генеалогической прак-тикеXVII века это считалось правилом, когда нисходящаятаблица как бы переворачивается: родоначальник помещаетсяв верхней строке, а далее, на соответствующих горизонталях,идут вниз поколения его потомков. Именно такоформлены генеалогические таблицы в русских родословныхкнигах XVII века и русской дореволюционной историческойлитературе.
-
-
Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на кружках,которые прибиты на стволах и ветвях или изображаются ввиде листков или плодов, подвешенных к дереву. Все мужчины, имеющие потомство,пишутся на желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин замужних – налиловом, девушек - на синем. Все лица, находящиеся в живых - на. зеленом фоне, мужчины- более темном, женщины - более светлом. Указанная окраска не правило, а только обычай,принятый в Западной Европе, в России он применяется редко. Мужские имена писались впрямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах. Редко бывало обратноеобозначение.Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробнуюинформацию об упоминаемых в нем личностях.
-
Обозначения, принятые в родословных схемах
-
-
Памятка для составления родословной 1. Обозначьте брак ваших родителей в нижней части листа. 2. Себя и своих братьев и сестер обозначьте от линии брака . 3. Обозначьте бабушек и дедушек по линиям матери и отца и их детей, кроме ваших родителей. 4. Обозначьте прадедушек и прабабушек . 5. и т.д. 6. В каждом обозначении поставьте цифру, которую расшифруйте рядом со схемой.
-
-
2. Задача Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у ее матери— голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной. Р (дедушки Голубоглазая Кареглазый Кареглазая Кареглазый и бабушки) женщина мужчина женщина мужчина аа А? А? А? F1 (родители) Кареглазая Голубоглазый женщина мужчина А? аа F2 (внук) Голубоглазый сын Схема родословнойаа 6 5 4 2 3 1 7
-
Решение. а) Составьте схему родословной, обозначая линиями родственные отношения, кружочком — лиц женского пола, квадратиком—лиц мужского пола. б) Внутри этих фигур запишите условные номера перечисленных в задаче лиц (по порядку их упоминания), а рядом—их фенотипы и известные по условиям задачи гены; неизвестные гены обозначьте знаком «?». в) На основании принципа чистоты гамет определите и запишите неизвестные гены упомянутых в задаче лиц начиная с последнего поколения (внука). Ответ: 1—аа; 2—Аа; 3—Аа; 4—Аа; 5—Аа или АА; 6 - аа: 7 — аа.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.