Содержание
-
Генеративные органы растений. Строение цветка.
Учитель биологии МОУ Нерльская СОШ Шаронова Светлана Владимировна Нерль 2010 г.
-
Цель урока: углубить знания учащихся о строении растительного организма.
-
Задачи урока:
- Узнаем, какие органы растений называются генеративными.
- Изучим строение цветков и познакомимся с их разнообразием.
- Поговорим об охране цветущих растений и их значении.
-
Проблемные вопросы
- Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
- Какие части цветка самые главные?
- Какое значение имеют цветы в жизни человека?
- Можно ли собирать цветущие растения на букеты?
-
ОКОЛОЦВЕТНИК
Околоцветник – совокупность покровных листочков цветка, которые служат для защиты тычинок и пестиков, а также способствуют опылению. У растений с простым околоцветником листочки одинаковые, с двойным – различные (чашечка и венчик).
-
ВЕНЧИК
- Раздельнолепестный венчик состоит из отдельных лепестков (более древний).
- Сростнолепестный венчик состоит из сросшихся лепестков и, как правило, свойственен насекомоопыляемым цветковым растениям.
-
ЧАШЕЧКА
- Чашечкой называют совокупность чашелистиков.
- Чашелистики могут быть совершенно свободными у раздельнолистной чашечки, частично или полностью сросшимися – у сростнолистной чашечки.
-
Правильный цветок
-
Неправильный цветок
-
Формула и диаграмма строения цветка
- Формула описывает строение цветка при помощи определенных символов и цифр.
- Диаграмма цветка более наглядна. Она отражает схематическое расположение частей цветка, их количество и относительные размеры.
-
Обоеполые и однополые цветки
Обоеполые цветки содержат тычинки и пестики одновременно (яблоня, картофель, рожь). Цветки, содержащие только тычинки (тычиночные) или только пестики (пестичные), называются раздельнополыми (огурец, тополь, кукуруза).
-
Двудомные растения
Двудомными называют растения с раздельнополыми цветками, расположенными на разных растениях одного вида (тополь, облепиха, хмель и др.).
-
Однодомные растения
Однодомными называют растения с раздельнополыми цветками расположенными на одном растении (кукуруза, огурец, дуб и др.)
-
Лабораторная работа
Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»
- Цель работы: изучить строение цветка.
- Оборудование и материалы: цветки, чашки Петри, лупы, препаровальные иглы.
Ход работы:
- Рассмотрите цветок под лупой. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрите указанные части цветка.
- Расчлените цветок, подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу:
-
Таблица
-
Ответьте на вопросы
Ответьте на вопросы (подчеркните нужный ответ):
- Какой околоцветник у этого цветка – простой или двойной?
- Какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная?
- Какой венчик – раздельнолепестный или сростнолепестный?
-
- Рассмотрите под лупой тычинки. Из каких частей они состоят? Что образуется в пыльниках? Какова их функция?
- Внимательно рассмотрите под лупой пестик. Из каких частей он состоит? Что образуется из семяпочек?
-
Заполните таблицу
-
Подпишите части цветка на рисунке
-
Тест
1. Какое растение является однодомным:
А) огурец Б) шиповник В) тополь Г) осина
2. Где содержатся семяпочки:
А) в цветоложе Б) в тычинке В) в завязи пестика
Г) в рыльце пестика
3. Для привлечения опылителей в цветке служит:
А) чашечка Б) венчик В) пестик Г) цветоножка
4. Простой околоцветник имеет:
А) ландыш Б) огурец В) вишня Г) гвоздика
5. Какая часть цветка не относится к околоцветнику:
А) лепестки Б) цветоложе В) чашелистики Г) завязь
-
Выберите три верных варианта ответов:
Из каких частей состоит пестик:
А) рыльце Б) цветоложе В) чашечка Г) завязь
Д) пыльник Е) столбик
Установите последовательность расположения частей цветка, начиная снизу:
А) венчик Б) цветоножка В) тычинки Г) пестик
Д) цветоложе
-
Различные цветки растений
-
Значение цветков
- Употребление в пищу
- Медоносы
- Лекарственные растения
- Эстетическое значение
-
Рефлексия и домашнее задание
- Нарисовать цветок, изобразив все его части.
- Изучить параграф 23 учебника, выполнить задания после параграфа.
- Составить кроссворд или рассказ с ошибками по теме «Цветок».
-
МОЛОДЦЫ!!!
СПАСИБО ЗА УРОК
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.