Содержание
-
Иллюзии, в которых «виноват» мозг
Всегда ли обман зрения - это обман глаз?
-
Оптические иллюзии
Оптические или зрительные иллюзии – это несоответствие окраски, формы или размеров объекта реальному состоянию. Оптические обманы могут быть вызваны различными причинами: размерами, расположением, цветом и формой окружающих объектов, а также особенностями зрения смотрящего: его строением глаз и работой мозга. Рассмотрим примеры зрительных иллюзий вызванных особенностями работы нашего мозга, увидим, как наши знания и «привычки» разума могут исказить реальность.
-
Оглавление
Игра света и тени Маскировка Иллюзии колебания внимания Перевертыши Иллюзии движения Список литературы
-
Игра света и тени
Именно по тени мы можем распознать животное, объемное тело отличить от плоского. Тела животных имеют цилиндрическую форму и отбрасывают тень. Чтобы нарушить представление о тени используется противотеневая окраска: низ светлый, верх темный (рыбы, змеи). Человек использует это при раскраске боевых самолетов.
-
Благодаря различной окраске частей какого-либо тела, мы можем воспринимать окраску как тень и делать вывод об объемности тела. И иногда видим НЕВОЗМОЖНОЕ.
-
Маскировка
Маскировка бывает трёх видов: Мимикрия. Подразделяется на 2 вида: Подражание другому (мухи подражают окраске ос, палочники подражают форме веток и листьев, змеи в джунглях подражают лианам). Слияние с фоном. Копирование цветов и формы (камбала, хамелеон, морской огурец, бабочки, лягушки, львы). Деформирующий рисунок. Полосы и штрихи сильно нарушают форму (зебра, змеи, тигры). Контрастный рисунок сильно искажает форму на расстоянии. Противотеневая окраска.
-
МаскировкаДеформирующий рисунок
А вы сразу заметили лягушку?
-
-
МаскировкаСлияние с фоном
-
Маскировка
Таким образом человеку, работа которого связана с наблюдением за объектами живой природы (биолог, егерь, проводник, орнитолог, географ, геолог-разведчик, охотник) очень важно знать о возможных искажениях вызванных маскировкой. Дизайнеры одежды и ювелирных украшений, а также стилисты должны продумывать сочетание элементов одежды и украшений, дабы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки (фигуры, стиля, формы и т.п.)
-
Иллюзии колебания внимания
Отображение объемных предметов на плоскости часто вводит мозг в заблуждение: с какой точки видно тело? Смотрите не менее 1 минуты. 6 или 7 кубиков? Освещены сверху или снизу?
-
Корешок книги обращен к нам или от нас? Что это: брусок с выемкой или брусок с пластиной приставленной снаружи?
-
Ваза или лица?
-
С подобными иллюзиями мы сталкиваемся при наблюдении очень малых объектов (например в микроскоп, см. фото) или крупных удаленных объектов с большим числом пересекающихся линий (каркасы зданий, пересечение проводов, пересечение арок зданий, решетки теплиц и т.п.). Фото XI. Сильно увеличенное изображение травленой поверхности алмаза. Создается впечатление выступающих блоков. Переверните рисунок и вы увидите поверхность, испещренную ямками. В обоих случаях представьте, что свет идет справа.
-
Перевертыши
Летчики часто сталкиваются с проблемой определения, что перед ними: бугор или впадина. Почему? Смотрите сами. Слон или фламинго
-
Турецкий паша или капитан? Гимназист или судья?
-
Иллюзии движения
Движение глаз при осмотре некоторых картин вызывают у мозга восприятие их как движущихся объектов.
-
-
-
Список литературы
Агостон Ж. А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. – М.: Наука, 1969. Толанский С. Оптические иллюзии. – М.: Мир, 1967. Трофимова Т. И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов.- 3-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1994. www.log-in.ru www.kotomatrix.ru
-
Оценивание:
1) Имеется теоретический материал и иллюстративная часть; 2) Причины предлагаемой иллюзии соответствуют теме презентации; 3) Если имеются дополнительные эффекты, то они описаны; 4) В примерах иллюзий имеется тесная связь с реальными ситуациями, объектами реального мира; 5) В презентации отражена связь иллюзий с профессиональной деятельностью человека; 6) Материал презентации выстроен логично, в определенной последовательности; 7) Содержание и структура презентации отражают использование современных информационных технологий, в т.ч. использование Internet; 8) Содержание презентации отражает связь различных учебных дисциплин; 9) Характер воспроизведения презентации отражает уровень навыков работы в среде MS PowerPoint.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.