Презентация на тему "Индивидуальное развитие организмов" 11 класс

Презентация: Индивидуальное развитие организмов
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Индивидуальное развитие организмов", адресованная учащимся старших классов. Благодаря данной работе ребята познакомятся с таким процессом, как онтогенез и его этапами, а также ролью в развитии организма.

Краткое содержание

  • Эмбриология
  • Онтогенез-процесс реализации генетической информации, полученной от родителей
  • Эмбриональный период
  • Влияние вредных веществ
  • Постэмбриональное развитие
  • Возрастные состояния особи

Содержание

  • Презентация: Индивидуальное развитие организмов
    Слайд 1

    Урок биологии в 11 классе.

    Индивидуальное развитие организмов МОУ «СОШ с.Красный Яр»

    Учитель Лахтина Т.К.

  • Слайд 2

    Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

    Онтогенез, или индивидуальное развитие организмов,есть краткое и быстрое повторение филогенеза;или исторического развития вида, к которому данная особь относится. Биогенетический закон.

  • Слайд 3

    Цели урока

    • Углубить и систематизировать знания учащихся об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза;
    • расширить представления о постэмбриональном развитии (прямом и непрямом)
    • продолжить формирование знаний об организме, как системе, реализующей в онтогенезе свою наследственность
    • развивать умение сравнивать, характеризовать возрастные периоды в индивидуальном развитии, умение работать со схемами, рисунками;
    • воспитывать позитивное отношение к здоровью;
    • формирование гигиенических навыков учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя, никотина и других мутагенов на развитие эмбриона человека
  • Слайд 4

    План

    1.Эмбриология

    2.Онтогенез-процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

    3.Эмбриональный период

    а) дробление б)гаструляция в) органогенез - эктодерма: - энтодерма: - мезодерма:

    4.Влияние вредных веществ

    5.Постэмбриональное развитие а) прямое б) непрямое

    6. Возрастные состояния особи.

  • Слайд 5

    Эмбриология

    • Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. Embryon –зародыш)
    • Основателем современной эмбриологии по праву считается академик Российской Академии К.М. Бэр, сформулировавший закон зародышевого сходства (1828г)
    • Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским ученымА.О. Ковалевскому и И.И. Мечникову.
  • Слайд 6

    Онтогенез:эмбриогенез + постэмбриональное развитие

    Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма.

    Онтогенез делится на два периода:

    1) Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек;

    2)Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти

  • Слайд 7

    Эмбриональный период

    Оплодотворенное яйцо (зигота )– клетка и в то же время организм на самой ранней стадии развития.

    В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа:

    • дробление, формирование бластулы,
    • гаструляцию,
    • первичный органогенез.

    В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их дифференцировка.

  • Слайд 8

    Дробление или бластуляция

    Индивидуальное развитие ланцетника

    Начинается с одноклеточной стадии - зиготы

    • Первая борозда дробления проходит в меридиональной плоскости и делит зиготу на две одинаковые клетки – бластомеры.
    • Вторая борозда тоже меридиональна, но перпендикулярна первой, разделяет оба бластомера и образует четыре сходных бластомера.
    • Следующая борозда широтная – образует восемь клеток. В дальнейшем борозды дробления чередуются.
    • Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы, имеющей около 3000 клеток.Первичная полость получила название бластоцели.
  • Слайд 9

    Гаструляция

    Бластула переходит в новую стадию, которая называется гаструлой.

    Гаструла состоит из слоев клеток - зародышевых листков: наружного, или эктодермы и внутреннего, или энтодермы.Затем между энтодермой и эктодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма.Эта стадия зародыша называетсянейрулой

    Осуществляется путем впячивания части стенки бластулы в первичную полость тела –бластоцель.

    Сущность процесса гаструляции в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут.Появляются первые признакидифференцировки-процесса возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

  • Слайд 10

    Органогенез

    Из эктодермы закладывается нервная пластинка, развивающаяся в нервную трубку. У позвоночных животных из нервной трубки образуется спинной и головной мозг.

    Из эктодермы формируются также органы зрительной, обонятельной и слуховой систем, а также наружный слой кожи, эмаль зубов.

    • Эктодерма.
    • Энтодерма.
    • Образует трубку – будущий кишечник, а выросты зачатка кишечника впоследствии превращаются в печень, поджелудочную железу и легкие.
    • Мезодерма.

    Из нее формируется хрящевой и костный скелет, почки, мышечная, половая и сердечно – сосудистая системы.

    После завершения гаструляции в клетках разных зародышевых листков начинают функционировать разные группы генов.

    Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых, в том числе и человека. Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов.

  • Слайд 11

    Влияние вредных веществ

    На протяжении всего периода развития плод человека, связанный через плаценту с организмом матери, находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды и состояния здоровья матери.

    Если беременная даже изредка употребляет самые легкие алкогольные напитки, то в организме развивающегося плода возникнут патологические реакции на воздействие алкоголя-

    В Западной Европе в конце 50-х и начале 60 –х годов ХХ столетия беременным в качестве лекарства от тошноты выписывали лекарственный препарат талидомид. Позднее выяснилось, что он вызывал нарушение развития конечностей у плода: кисти или стопы росли прямо из туловища.

    -«заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменение формы головы, груди ,патология внутренних органов.

    Задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши случаются значительно чаще у курящих женщин, чем у некурящих.

    Антибиотик актиномицин , не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга.

  • Слайд 12

    Постэмбриональное развитие

    В момент рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития

    Развитие может быть прямым или сопровождаться превращением(метаморфозом)- непрямым

  • Слайд 13

    Прямое

    • Из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
    • При прямом развитии происходит рост, развитие организма, но общий план строения остается без изменения
  • Слайд 14

    Непрямое

    Образовавшаяся в период эмбрионального развития личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).

    Например, развитие насекомых может идти двумя способами:

    а) развитие с полным превращением четыре стадии – яйцо – личинка(2) – куколка (3)– взрослое насекомое(1)

    б)развитие с неполным превращением три стадии ,отсутствует стадия куколки –яйцо – личинка – взрослое насекомое)

  • Слайд 15

    Возрастные состояния особи

    Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность

    Поденки.В личиночном состоянии живут 2 – 3 года, а в половозрелом – от 2 - 3 часов до 2 – 3 дней, в зависимости от видовой принадлежности.

    У человека постэмбриональный период включает дорепродуктивный, характеризующийся интенсивным ростом и завершающийся половым созреванием, репродуктивный период- стадию зрелости и стадию старости- пострепродуктивный период.

  • Слайд 16

    Рефлексия

    Пресс – конференция (учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке