Содержание
-
Урок биологии в 11 классе.
Индивидуальное развитие организмов МОУ «СОШ с.Красный Яр»
Учитель Лахтина Т.К.
-
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Онтогенез, или индивидуальное развитие организмов,есть краткое и быстрое повторение филогенеза;или исторического развития вида, к которому данная особь относится. Биогенетический закон.
-
Цели урока
- Углубить и систематизировать знания учащихся об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза;
- расширить представления о постэмбриональном развитии (прямом и непрямом)
- продолжить формирование знаний об организме, как системе, реализующей в онтогенезе свою наследственность
- развивать умение сравнивать, характеризовать возрастные периоды в индивидуальном развитии, умение работать со схемами, рисунками;
- воспитывать позитивное отношение к здоровью;
- формирование гигиенических навыков учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя, никотина и других мутагенов на развитие эмбриона человека
-
План
1.Эмбриология
2.Онтогенез-процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
3.Эмбриональный период
а) дробление б)гаструляция в) органогенез - эктодерма: - энтодерма: - мезодерма:
4.Влияние вредных веществ
5.Постэмбриональное развитие а) прямое б) непрямое
6. Возрастные состояния особи.
-
Эмбриология
- Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. Embryon –зародыш)
- Основателем современной эмбриологии по праву считается академик Российской Академии К.М. Бэр, сформулировавший закон зародышевого сходства (1828г)
- Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским ученымА.О. Ковалевскому и И.И. Мечникову.
-
Онтогенез:эмбриогенез + постэмбриональное развитие
Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма.
Онтогенез делится на два периода:
1) Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек;
2)Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти
-
Эмбриональный период
Оплодотворенное яйцо (зигота )– клетка и в то же время организм на самой ранней стадии развития.
В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа:
- дробление, формирование бластулы,
- гаструляцию,
- первичный органогенез.
В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их дифференцировка.
-
Дробление или бластуляция
Индивидуальное развитие ланцетника
Начинается с одноклеточной стадии - зиготы
- Первая борозда дробления проходит в меридиональной плоскости и делит зиготу на две одинаковые клетки – бластомеры.
- Вторая борозда тоже меридиональна, но перпендикулярна первой, разделяет оба бластомера и образует четыре сходных бластомера.
- Следующая борозда широтная – образует восемь клеток. В дальнейшем борозды дробления чередуются.
- Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы, имеющей около 3000 клеток.Первичная полость получила название бластоцели.
-
Гаструляция
Бластула переходит в новую стадию, которая называется гаструлой.
Гаструла состоит из слоев клеток - зародышевых листков: наружного, или эктодермы и внутреннего, или энтодермы.Затем между энтодермой и эктодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма.Эта стадия зародыша называетсянейрулой
Осуществляется путем впячивания части стенки бластулы в первичную полость тела –бластоцель.
Сущность процесса гаструляции в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут.Появляются первые признакидифференцировки-процесса возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
-
Органогенез
Из эктодермы закладывается нервная пластинка, развивающаяся в нервную трубку. У позвоночных животных из нервной трубки образуется спинной и головной мозг.
Из эктодермы формируются также органы зрительной, обонятельной и слуховой систем, а также наружный слой кожи, эмаль зубов.
- Эктодерма.
- Энтодерма.
- Образует трубку – будущий кишечник, а выросты зачатка кишечника впоследствии превращаются в печень, поджелудочную железу и легкие.
- Мезодерма.
Из нее формируется хрящевой и костный скелет, почки, мышечная, половая и сердечно – сосудистая системы.
После завершения гаструляции в клетках разных зародышевых листков начинают функционировать разные группы генов.
Сходным образом идет развитие зародышей всех хордовых, в том числе и человека. Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых тканей и органов.
-
Влияние вредных веществ
На протяжении всего периода развития плод человека, связанный через плаценту с организмом матери, находится в постоянной зависимости от факторов окружающей среды и состояния здоровья матери.
Если беременная даже изредка употребляет самые легкие алкогольные напитки, то в организме развивающегося плода возникнут патологические реакции на воздействие алкоголя-
В Западной Европе в конце 50-х и начале 60 –х годов ХХ столетия беременным в качестве лекарства от тошноты выписывали лекарственный препарат талидомид. Позднее выяснилось, что он вызывал нарушение развития конечностей у плода: кисти или стопы росли прямо из туловища.
-«заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменение формы головы, груди ,патология внутренних органов.
Задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши случаются значительно чаще у курящих женщин, чем у некурящих.
Антибиотик актиномицин , не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга.
-
Постэмбриональное развитие
В момент рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития
Развитие может быть прямым или сопровождаться превращением(метаморфозом)- непрямым
-
Прямое
- Из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
- При прямом развитии происходит рост, развитие организма, но общий план строения остается без изменения
-
Непрямое
Образовавшаяся в период эмбрионального развития личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).
Например, развитие насекомых может идти двумя способами:
а) развитие с полным превращением четыре стадии – яйцо – личинка(2) – куколка (3)– взрослое насекомое(1)
б)развитие с неполным превращением три стадии ,отсутствует стадия куколки –яйцо – личинка – взрослое насекомое)
-
Возрастные состояния особи
Постэмбриональный период развития имеет разную продолжительность
Поденки.В личиночном состоянии живут 2 – 3 года, а в половозрелом – от 2 - 3 часов до 2 – 3 дней, в зависимости от видовой принадлежности.
У человека постэмбриональный период включает дорепродуктивный, характеризующийся интенсивным ростом и завершающийся половым созреванием, репродуктивный период- стадию зрелости и стадию старости- пострепродуктивный период.
-
Рефлексия
Пресс – конференция (учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.