Содержание
-
Павлоградская Е.И. 2013-2013 уч.г. Компетентностный подход в обучении биологии
-
ПЛАН
Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Технологии компетентностного обучения. Оценка и отметка в компетентностном обучении.
-
1. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»
-
Что такое компетенция?
Совокупность знаний и способов деятельности в определенной области Знает, как лечить Знает, как красить Знает, как учить
-
Обучение формирует компетенции
Компетенции – компоненты образовательной подготовки ученика Компетенции отражаются в Обязательном минимуме содержания образования (ГОС): Законы Г.Менделя Работа с микроскопом Поиск и анализ биологической информации
-
КОМПЕТЕНЦИЯ - социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере КЛЮЧЕВЫЕ профессиональные предметные
-
Ключевые компетенции
Самообразовательная Информационная Организационная Исследовательская Методологическая Прогностическая Социальная Гражданская Личностного самосовершенствования
-
Ключевые компетенции Условие успешной деятельности в любой области Формируются при изучении всех дисциплин!
-
информационная проблемная коммуникативная кооперативная
-
Бывают ли предметные компетенции?
Химия физика Биология география математика история Обществознание Право Экономика Технология Экология Информатика Русский язык Иностранный язык ОБЖ Академические учебные предметы Компетентностные учебные предметы Это деление условно!
-
базовые компетенции, формируемые в обучении биологии
-
Этапы формирования компетенций
Начальная школа основная школа старшая школа Профессио- нальное образование Грамотность Ключевые компетенции Базовые компетенции
-
Что такое компетентность
Совокупность активно применяемых знаний и способов деятельности в определенной области Лечит хорошо Красит качественно Учит хорошо
-
готовность человека к мобилизации знаний, умений, внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации Это готовность действовать в ситуации неопределённости Что такое «компетентность»? «Компетенция – это профессия во мне, а компетентность – я в профессии» Владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к предмету деятельности Знание + умения + опыт + отношение к делу + смысл + ценности
-
структура компетентности знания умения навыки активность ОПЫТ самостоятельность
-
От чего зависят учебные успехи ученика? ХОЧУ ЗНАЮ МОГУ УМЕЮ Психофизиологические основания для формирования копетентности
-
Знание фактов, понятий, законов, теорий науки Умения и навыки: интеллектуальные, предметные, общеучебные, Мотивы, система ценностей, нравственность, мораль, правовая культура Психо-физические особенности: память, внимание, речь, сенсорика и пр. ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯАДАПТАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИЯ Знаниевая база для компетенций Деятельностная основа для ключевых компетенций Ценностная основа реализации компетенций Психо- физиологическая основа формирования и реализации компетенций
-
Знания Умения Навыки опыт личности направленность личности интересы убеждения ценности мировоззрение поведение Психические процессы ощущение, восприятие, внимание, воображение способы умственных действий БИО генетика Компетентность Структура личности
-
Как проявляется компетентность?
мобилизация Само- управление Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Проблемная ситуация образовательный результат Выход из проблемной ситуации Решение жизненно значимой задачи Нестандартная задача Творческое решение
-
Компетентность –цель и результат образования
Компетентности отражаются в Требованиях к результатам образования (ГОС) Знает законы Менделя Умеет работать с микроскопом Умеет найти информацию с помощью Интернета
-
Компетентностный подход в обучении
Образовательная концепция Цель образования – формирование компетентности Содержание образования – Научные основы и формы практической деятельности Методы обучения – Технологии компетентностного обучения Зачем учить? Чему учить? Как учить?
-
Уровень сформированности умений критического мышления в России(данные Международного исследования 2008 г.)
Результат России в «грамотности чтения» - 29 место среди 32 стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень продемонстрировали в России 18 % учащихся Ниже этого уровня в России – 9 %.
-
2.Технологии компетентностного обучения
-
Какие педагогические идеи получают развитие в компетентностном подходе?
Развивающее обучение Проблемное обучение Личностно-ориентированное образование Деятельностное обучение Педагогика сотрудничества Групповые формы учебной работы Активное обучение «Учись учиться» (ОУУН)
-
МНОГОЗНАНИЕУМУ НЕ НАУЧАЕТ … Я.А.Коменский Изменяется содержание образования
-
Изменение содержания образования Традиционное обучение Компетентностное обучение
-
Школьные учебники Справочники Книги для чтения Рабочие тетради Научно-популярная литература Энциклопедии Электронные учебники Ресурсы Интернет Нужны только те знания, на базе которых формируются умения! Недостающие знания можно найти! Нужна информационная компетентность!
-
3.Оценка и отметка в компетентностном обучении.
-
Изменяется оценка учебных результатов
Владение знаниями Владение умениями Экзамен, контрольная, Типовое задание Стандартизированный контроль Репродуктивные тесты Наличие компетентности Нестандартная задача, Портфолио Творческая работа Работа в проекте Участие в дискуссии Публичное выступление Рейтинг Традиционное обучение Компетентностное обучение Компетентностный подход отменяет знания???
-
Текущие работы Творческие работы Тестовые задания Доклады Рефераты Презентации Отзывы о творческой работе Конкурсные работы Портфель достижений + РЕЙТИНГ Портфолио
-
Сравним!
Компетентностное обучение Наука – общий свод опыта решения проблем Зачем? Как? Методы обучения- это самостоятельные средства достижения целей в жизненных или близких к ним ситуациях Результат – осмысленный опыт деятельности «Некомпетентностное» обучение Наука – свод фактов, понятий, законов и теорий Что? Почему?(преобладает) Методы и формы обучения репродуктивно-алгоритмические Применение ЗУНов в учебных ситуациях Результат обучения – ЗУН-ы Можно ли отказаться от репродуктивного и алгоритмического обучения? Уменьшается их доля в способах объяснения и заданиях для контроля! Увеличивается доля методов и приемов развивающего обучения!
-
Личностная ориентация образования Модульное обучение Групповые технологии Технологии интерактивного обучения Игровые технологии Активизация самостоятельной работы Организация поисковой деятельности Проектное обучение Проблемное обучение Информатизация учебного процесса ЭТО ТЕХНОЛОГИИКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ!
-
Что нужно научиться делать?
Находить в содержании и методах обучения биологии возможности для формирования компетенций Моделировать учебный процесс на основе современных компетентностных технологий Оценивать сформированные компетенции
-
Сравним задания:
Выпишите отдельно названия деревьев, кустарников, трав: Береза, бузина, ландыш, морковь, груша, дуб, смородина, одуванчик и т.д. Поспорили 3 ученика: один утверждал, что пшеница – это трава, другой – что растение, третий, что это злак. Кто прав? Какое задание проверяет компетентность?
-
Трудности компетентностного подхода
Специальных пособий пока нет Школьные учебники традиционны Большие затраты на разработку форм и приемов работы Конечный результат сегодня оценивается на основе действующего стандарта Формирование компетентности –длительный процесс
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.