Содержание
- 
              
            ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИКЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. РАСТЕНИЯ. Лекция 8 
- 
              
            Словарь- Фитогормоны – регуляторы роста и развития растений
- Апикальная меристема – группа образовательных клеток, обеспечивающая образование всех органов и первичных тканей
- Эксплант– группа клеток, отделенная от материнского организма
- Пыльник – содержащая пыльцу часть тычинки цветковых растений
- Соматический (неполовой) эмбриогенез – процесс формирования зародышеподобных структур из соматических клеток
- Андрогенез – развитие яйцеклетки с мужским ядром, привнесённым в неё спермием в процессе оплодотворения
 
- 
              
            ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯКЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕРЕНИЯ. РАСТЕНИЯ. Лекция 8 
- 
              
            КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.Термин.совокупность методов и подходов, используемых для конструирования клеток нового типа 
- 
              
            КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. Методы
- 
              
            ИСТОРИЯ ВОПРОСАКЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕРЕНИЯ. РАСТЕНИЯ. Лекция 8 
- 
              
            История вопроса- HermannVöchting
- Karl Rechinger
- GottliebHaberlandt
- Г.Габерландвыдвинул гипотезу о тотипотентности растительной клетки
- 1 этап (1882-1902 гг.)
- Г. Фехтинг(1892), К. Рехингер(1893), Г. Габерландт (1902) высказали идею о возможности культивирования растительных клеток вне организма.
- Культивирование растительных тканей invitro. Каллусообразование..
 
- 
              
            
 Ross Harrison - Aleksis Carrel
- German Kotte
- American Robbins
- 2 этап (1902-1922 гг.)
- Р.Харрисон (1907), А.Каррел (1911)
- эксперименты по культивированию invitro тканей животных
- 3 этап (1922-1932 гг.)
- А.Роббинс (1922), Г.Котте (1922)
- культивирование меристем корней томата на твердой синтетической среде
 
- 
              
            
 - Roger Gautheret
- Philip White
- 4 этап (1932-1940 гг.)
- Р.Готре (1932) получил каллусы из древесных растений
- Ф.Уайт (1932) показал неограниченный рост растительных опухолей при пересадках на свежие среды
 
- 
              
            
 - Folke Skoog
- Miller and Skoog demonstrate that the ration of auxin:cytokinin alters organogenesis in vitro
- Carlos Miller
- 5 этап (1940-1960 гг.)
- Ф.Скуг и К.Миллер (1955)
- открыли фитогормоны цитокинины, стимуляторы деления клеток растений
 
- 
              
            
 - Edward C. Cocking
- J.B. Power
- Somaclonal variation
- 6 этап (1960-1975 гг.)
- Э.Кокинг получил клетки без клеточной стенки (протопласты) из плодов и корней томата
- Дж.Пауэр(1955) стимулировал слияние протопластов
 
- 
              
            
 Раиса Григорьевна Бутенко основала школу биологии растительной клетки в России и разрабатывала технологию микроклонального размножения растений invitro 
- 
              
            КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ РАСТЕНИЙКЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕРЕНИЯ. РАСТЕНИЯ. Лекция 8 
- 
              
            Области применения
- 
              
            Растительные культуры
- 
              
            Культура каллусных клетокХарактеристика: - тотипотентность
- дедифференцированность
- асинхронность деления
- генетическая гетерогенность
 Получение: - образование и рост регулируется фитогормонами:
- ауксинывызывают процесс дедиференцировкицитокинины – пролиферацию клеток.
- выращивают на твердой питательной среде
 
- 
              
            Фитогормоны
- 
              
            
 "Селекция. Биоинженерия растений" - A.Индукция каллуса из зрелых семян
- B. Индукция каллуса из незрелых соцветий
- C-FФормирование соматических эмбрионов (показаны стрелками)
- (C) after 15 days of culture, (D) after 12 days of culture, (E) after 25 days of culture, (F) after 20 days of culture.
- G. Длительно культиви-руемый каллус (2,5 мес) с признаками вторичного эмбриогенеза
- H.Развитие соматического эмбриона
- I. Формирование растений из соматических эмбрионов через 1,5 месяца после инициации каллусогенеза
- Индукция каллуса и соматический эмбриогенез в культуре ткани пшеницы
 
- 
              
            Суспензионная культураХарактеристика: - типичные каллусные клетки
- выращивают в жидкой питательной среде
 Получение: - из каллуса или интактного растения (экспланта) путем переноса в жидкую питательную среду, при перемешивании и исключении солей Са
 
- 
              
            Культура одиночный клетокПолучение: - из каллуса, экспланта, протопласта и др.
- изолирование неповрежденной клетки растительной или каллуснойткани
- создание условий, благоприятных для роста и развития изолированной клетки
 Характеристика: - генетическая гомогенность
- «потомство» одной клетки
 
- 
              
            Меристематическая культураХарактеристика - способность к делению
- высокая метаболическая активность
 Получение: из конусов нарастания побегов, корней, пазушных почек и др. на питательные среды высаживают небольшую часть меристемы до 0,5 мм 1 – апикальные (верхушечные) 2 – интеркалярные (вставочные) 3 – латеральные (боковые) Рисунок из книги Широков А.И., Крюков Л.А. «Основы биотехнологии растений», 2012 Апикальная меристема лилейника 
- 
              
            Культура пыльниковПолучают - из незрелых пыльников, в которых пыльцевые зерна находятся в стадии, предшествующей первому делению микроспор на вегетативное и генеративное зерна.
- базируется на использовании андрогенеза invitro(получение гаплоидных растений на искусственных питательных средах из изолированных пыльников и микроспор)
 
- 
              
            требования к выращиванию биообъектов в культуре in vitro- Сбалансированность питательных сред– удовлетворение всех потребностей культуры. Обязательные компоненты – фитогормоны.
- Условия– слабая освещенность или полная темнота, температура, аэрация, влажность.
- Асептика – автоклавирование, фильтрация через бактериальные фильтры, ультрафиолетовое – облучение, дезинфекция и введение антибиотиков
 
- 
              
            Практическое применениеПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - Культур клеток и тканей растений
- Биосинтез и биотрансформация для получения ценных веществ
- Микроклональное размножение и оздоровление растений
- Создание растений с ценными свойствами
 Схема 1. Основные направления практического применения клеточной инженерии растений 
- 
              
            Микроклональное размножение и оздоровление растенийНЕПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ Основа метода: тотипотентность растительных клеток, то есть способность полностью реализовывать потенциал развития «клетка – целое растение». 
- 
              
            Этапы клональногомикроразмножения растений
- 
              
            Регенерация растений из культуры тканей. Методы.Эмбриоид– зародышеподобнаяструктура, развивающаяся invitro, формирующая цельный проросток, не связанный сосудами с каллусом 
- 
              
            Способы клональногомикроразмножения растенийАдвентивные почки – почки, возникшие у растений из клеток и тканей, обычно их не образующих. 
- 
              
            
 "Селекция. Биоинженерия растений" Регенерация побегов из морфогенного каллуса сахарной свеклы (Beta vulgaris L.) 
- 
              
            
 
- 
              
            
 
- 
              
            
 "Селекция. Биоинженерия растений" Регенерация побегов из листовых эксплантов сахарной свеклы(Beta vulgaris L.) 
- 
              
            Применение в практикеМикроклональное размножение – базовый метод для получения соматических гибридов и генетической трансформации растений 
- 
              
            Соматическая гибридизацияПолучение гибридов соматических клеток неродственных и филогенетически отдаленных видов 
- 
              
            Гибридизация соматических клеток- Полное слияние – образуются двухядерныегетерокарионы, дающие начало двум одноядерным гибридным клеткам.
- Частичное слияние в изолированные протопласты вводят макромолекулы, клеточные органеллы и клетки бактерий.
 
- 
              
            ТЕХНИКА КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ РАСТЕНИЙКЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕРЕНИЯ. РАСТЕНИЯ. Лекция 8 
- 
              
            Получение соматических гибридов у растений
- 
              
            Получение протопластовметоды - Изолированный протопласт – это содержимое растительной клетки, окруженное плазмолеммой.
- (Термин «изолированные протопласты» был предложен в 1880 году Д.Ханстейном.)
- Применил в 1892 году Дж.Клернер.
- В основе метода лежит явление «плазмолиза» с последующим механическим удалением клеточной стенки.
- Механический
- Энзиматический
- Применил в 1960 году И.К.Коккинг.
- В основе метода лежит использование ферментов(целлюлаза, гемицеллюлаза, пектиназа).
 
- 
              
            Культивирование протопластовметоды метод «жидких капель» платирование в питательные среды добавляют 1% агар-агар Это повышает жизнеспособность протопластов: протопласты равномерно распределяются по культуральной среде, агрегаты отсутствуют питательные вещества потребляются равномерно токсические продукты метаболизма распределяются равномерно Протопласты капельно вносят в питательную среду 
- 
              
            Слияние протопластов(термин «соматические гибриды» введен в 1974 году Дж.Мельхерсом) - спонтанное
- индуцированное
 Химическими фьюзогенами (хлористый кальций, этиленгликоль, хлорпромазинон) Физическими фьюзогенами (переменное электрическое поле) Биологическими фьюзогенами (вирусы) 
- 
              
            
 
- 
              
            Биосинтез в растениях и суспензионных культурах- По оценкам специалистов список веществ синтезируемых расте-ниями и используемых человеком составляет 2 * 104
 Растения продуцируют эфирные масла, красители, лекарственные препараты, наркотиков (опиум, героин, никотин) и стимуляторов (танин, кофеин) и пр. мак снотворный (Papaversomniferum) источник болеутоляющего средства кодеина наперстянка (Digitalis lanata) – тонизирующего сердечную деятельность дигоксина хинное дерево (Cinchona ledgeriana) – антималярийногохинидина. 
- 
              
            Биотрансформация в суспензионных культурахНапример, культуры клеток лебеды и картофеля способны трансформиро-вать индолил-3-уксусную кислоту в индолил-3-ацетил-L-аспарагиновую кис-лоту. Если синтез вторичных метаболитов в культуре останавливается, не достигая конечного результата, то для получения продукта применяют процесс биотрансформации. Суть процесса заключается в превращениях исходного субстрата клеточными культурами растений. 
- 
              
            Страны – держатели крупных коллекций генетических ресурсов растений
- 
              
            
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.