Содержание
-
Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи
-
-
Задачи урока
- Раскрыть особенности строения кожи, её функции, их взаимосвязь; углубить знания о гигиене кожи.
- Развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес к предмету;
- Осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся, воспитывать сознательное отношение к здоровью. Воспитывать культуру труда.
- Оборудование: рельефная таблица «Кожа человека», кинофильм «Уход за кожей», презентация по теме «Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи», рабочая тетрадь по биологии.
-
Основное содержание урока
- Функции кожи.
- Строение кожи.
- Гигиенические правила ухода за кожей.
-
Кожа – является скорлупообразной оболочкой…созданной природой с величайшей точностью, в связи с этим кожа и является наиболее подходящим предметом изучения для каждого…У. Хогарт
-
Знаете ли вы…
- …что поверхность кожи человека в среднем составляет около двух квадратных метров.
- Для расчёта поверхности кожи применяют формулу:
- Кожа – самый тяжёлый орган человеческого тела. Кожа взрослого человека весит в среднем 2,7 кг.
-
Кожа – внешний покров организма человека
Она соприкасается с крайне изменчивой внешней средой.
Проблемный вопрос:
- Какова её роль в сохранении постоянства внутренне среды организма?
- Зачем человеку нужна кожа?
-
Задания для самостоятельной работы учащихся
- Прочитайте § 39, перечислите функции которые выполняет кожа.
- Ответ запишите в рабочей тетради, задание №155.
-
Функции кожи
- Защитная
- Выделительная
- Дыхательная (газообмен)
- Рецепторная (чувствительность)
- Участие в теплорегуляции
- Участие в обменных процессах
-
Задания для самостоятельной работы учащихся
Прочтите в учебнике §39 текст об особенностях строения кожи и ответьте на вопросы:
- какое строение имеет кожа?
- какие ткани имеет кожа?
В рабочей тетради выполните задание №156. Ответьте на вопрос: кКакое строение имеет кожа?
-
Строение кожи человека
- Эпидермис
- Дерма (собственно кожа):
- потовые железы
- волосяные луковицы
- рецепторы кожной чувствительности
- сальные железы
- кровеносные сосуды
- лимфатические сосуды
- Подкожная клетчатка (гиподерма)
-
Кожа (вертикальный разрез)
- стержень волоса;
- потовая пора;
- выводной проток потовой железы;
- мышцы, поднимающие волосы;
- сальная железа;
- корень волоса;
- луковица волоса;
- сосочек волоса;
- сумка волоса (фолликул);
- потовая железа
-
Строение кожи и волоса
-
Кожу образуют ткани
- Эпидермис – многослойный эпителий.
- Собственно кожа (дерма) – плотная волокнистая соединительная ткань.
- Подкожная клетчатка – рыхлая соединительная ткань (жировая).
-
Красивые чистые волосы всегда в моде
-
Строение волоса
- Корень
- Стержень
- Находится в волосяной сумке, лежащей в дерме, к нему подходят кровеносные сосуды и нервы.
-
Ногти
Ногти – роговые образования, развивающиеся из эпидермиса. Они растут в течение всей жизни.
-
-
Сообщение «О чём могут рассказать ногти»
-
Сообщение «Родимые пятна, родинки и бородавки»
-
Работа по группам (самонаблюдение). Опыт по изучению строения и функции кожи
Задание №1. Рассмотрите строение ногтя. Ответьте на вопросы:
- С какой стороны ноготь растет?
- Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?
- Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
- Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
- Почему нельзя грызть ногти и заусеницы?
Задание №2.
- Рассмотрите под лупой тыльную сторону поверхности руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры.
- Установите куда ведут отверстия из которых выходят стержни волос.
-
Задание №3.
- Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез.
- Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
Задание №4.
- Рассмотрите под лупой узоры на подушечках пальцев.
- Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах.
- Для доказательства используйте винт с мелкой нарезкой.
Задание №4. Ответьте на вопросы:
- Какое отношение имеют капиллярные линии, расположенные на подушечках пальцев, к высокой чувствительности кожи, которая наблюдается в этих местах?
- Какое преимущество в борьбе за существование дала высокая чувствительность пальцев предкам человека?
-
Задание №5
Задание №5
- Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?
- Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?
Задание №6.
- Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица (лоб, нос, виски, подбородок, щеки).
- Разверните салфетку и рассмотрите получившиеся отпечаток. На участках, соприкасавшихся с жирной кожей, остаются следы.
- Результаты наблюдений занесите в таблицу.
- Жирную или сухую кожу надо чаще мыть?
-
Кожа – зеркало здоровья
- Упругая, гладкая кожа (здоровый организм);
- Вялая, отёчная, бледная (болезнь, возраст);
- Кожа с желтушной окраской (при заболевании печени);
- Отёчная, с синюшной окраской (при нарушениях деятельности сердца);
- Кожа с сероватой землянистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях).
-
Уход за кожей
Гигиена кожи:
- Правильное питание.
- Гигиенические процедуры.
- Уход за волосами и ногтями.
- Гигиенические требования к одежде.
-
Подумай и ответь!
- Какова роль кожи в сохранении постоянства внутренней среды организма?
- Зачем человеку нужна кожа?
-
- Худые люди быстрее замерзают, чем полные. Почему?
- Идя по улице города, мы встречаем массу людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
- Поэт В. Маяковский написал: «Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и гладкость кожи». Прав ли он? Актуально ли это высказывание
- Для русского человека баня не просто гигиеническое средство. Какой смысл заключен в пословице: «Помылся, как вновь народился»?
- При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом». Почему?
- Объясните, почему испуг вызывает усиленное потоотделение; почему при чувстве стыда кожа лица краснеет, при страхе – бледнеет?
- От чего зависит цвет кожи?
-
-
Тест по теме «Кожа»
-
Оцените свое личное отношение к пройденной теме по шкале
- отличное;
- хорошее;
- удовлетворительное;
- отрицательное.
-
Задание на дом
- § 39.
- Вопросы.
- Задание в рабочей тетради №157
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.