Содержание
-
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Специализированная инспекция мониторинга и организации аналитического контроля Мониторинг атмосферного воздуха. Организация и ведение локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ на предприятиях
-
Мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Закон Республики Беларусь«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» от 26 ноября 1992 г.(в редакции закона от 17 июля 2002 г.),Статья 69 :
-
Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь
-
Нормативно-правовая база ведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками воздействия на него: мониторинг атмосферного воздуха
1992 г.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». 1997 г.Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 15. Определение порядка ведения мониторинга атмосферного воздуха входит в компетенцию Совета Министров РБ) 2004 г.Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 482 «Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга атмосферного воздуха в составе НСМОС». 2005 г.Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 12 «Об утверждении Положения об ИАЦ мониторинга атмосферного воздуха».
-
Вид мониторинга НСМОС: мониторинг атмосферного воздуха
Осуществляется департаментом гидрометеорологии Минприроды РБ - в 16 промышленных центрах республики (областные центры, Полоцк, Новополоцк, Орша, Бобруйск, Мозырь, Речица, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Солигорск); на 56 станциях наблюдений. измерение фоновых концентраций для расчета ПДВ, измерение фона по программе ЕМЕП (специализированная трансграничная станция г. Высокое). Объекты наблюдений: атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Минприроды. Измеряемые показатели: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, аммиак, фенол, сероводород, сероуглерод, свинец и кадмий. Результаты наблюдений представляются в ежегодном обзоре «НСМОС: результаты наблюдений», а также на сайте главного информационно-аналитического центра НСМОС.
-
Нормативно-правовая база ведения наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками воздействия на него: локальный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
1992 г.Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». 2003 г.Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь». 2007 г.Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторингаокружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источниковвредного воздействия на окружающую среду». 2007 г. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 67 «О перечне юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе НСМОС».
-
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Минприроды Главный информационно-аналитический центр Республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся природопользователи природопользователь Территориальные органы Минприроды информационно-аналитический центр локального мониторинга
-
Количество объектов локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ
В соответствии с постановлением № 67 Минприроды от 21.05.2007 г. на 163 предприятиях Структурирование по отраслям предприятий, осуществляющих локальный мониторинг выбросов Строительная отрасль; 27 17% Промышленная отрасль; 52 32% Энергетическая отрасль; 31 19% Другие отрасли; 2 1% Пищевая, легкая и деревообра- батывающая отрасль; 30 18% Нефтеперера- батывающая и химическая отрасль; 21 13%
-
Общие положения организации локального мониторинга
Методическое руководство проведением локального мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами; Природопользователь обязан определить должностное лицо, ответственное за организационное и материально-техническое обеспечение комплекса работ по проведению локального мониторинга, а также структурные подразделения, осуществляющие проведение наблюдений.; Испытания при проведении локального мониторинга осуществляются аккредитованными в установленном порядке, поставленными на учет Минприроды лабораториями природопользователей или другими лабораториями с использованием метрологически аттестованных методик выполнения измерений, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля.
-
При проведении локального мониторинга природопользователь должен иметь: карточки локального мониторинга согласно приложениям Инструкции; карту-схему расположения источников вредного воздействия на окружающую среду с указанием мест проведения испытаний и отбора проб; план-график проведения наблюдений, утвержденный природопользователем и согласованный с территориальным органом Минприроды; сведения о лаборатории, выполняющей испытания при проведении локального мониторинга (аттестат аккредитации с приложением области аккредитации, справка о постановке на учет в Минприроды (их копии); акты отбора проб и протоколы измерений при выполнении испытаний лабораториями, не находящимися в ведении природопользователя. Природопользователь при изменении у него условий проведения локального мониторинга в месячный срок должен привести в соответствие указанную документацию.
-
1. Локальный мониторинг, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводится природопользователями в обязательном порядке на стационарных источниках выбросов от технологических процессов и установок, указанных в приложении 9 Инструкции, а также на других стационарных источниках, определенных территориальными органами Минприроды. Перечень технологических процессов и установок , источники выбросов от которых подлежат обязательному включению в локальный мониторинг, формировался на основе критериев РВПЗ (Директивы Евросоюза, IPPC), а также анализа основных (преобладающих) действующих технологий и оборудования в республике. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
2. Перечень параметров и периодичность проведения наблюдений локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются территориальными органами Минприроды с учетом мощности стационарного источника и уровня его вредного воздействия на атмосферный воздух, но не реже одного раза в месяц. Установленные перечень параметров и периодичность проведения наблюдений указываются в карточке локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно приложению 1 Инструкции. Установившаяся практика нормирования: Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Постановление Минприроды от 14.05.2007 г. № 61) – разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановка действия и его аннулирование определяются постановлением Минприроды № 69 от 29.12.2005 г. выдается только в отношении стационарных источников выбросов; -- Минприроды: заявителям, деятельность которых составляет государственные секреты и заявителям, выбросы которых по массе и (или) видовому составу относятся к первой категории опасности; -- городскими и районными инспекциями ПРиООС: заявителям, выбросы которых не содержат вещества 1 категории опасности и по массе составляют менее 3 тонн в год; -- областными и Минским городским комитетами: заявителям, выбросы которых составляют более 3 тонн в год и не относятся к 1 категории опасности. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Установившаяся практика нормирования: Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Постановление Минприроды от 14.05.2007 г. № 61): Условием включения загрязняющих веществ или групп суммации при проведении локального мониторинга и (или производственного контроля) является: Установление по данному загрязняющему веществу норматива временно допустимых выбросов; Концентрация загрязняющего вещества или группы суммации на границе СЗЗ, составляющая более 0,5 долей ПДК без учета фона; Систематическая фиксация на пунктах наблюдения мониторинга атмосферного воздуха НСМОС концентраций загрязняющих веществ, равных или превышающих ПДК или ОБУВ для данного вещества; Решение территориальных органов Минприроды для отдельных загрязняющих веществ. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Установившаяся практика нормирования: Периодичность проведения измерений состава выбросов: ОНД-90 «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы», пунктом 5 «Организация контроля ИЗА» определяется периодичность и сроки проведения государственного и производственного контроля. Поскольку в локальный мониторинг включены наиболее значимые источники воздействия на атмосферный воздух – установлена периодичность – не менее 1 раза в месяц. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Международная практика: на источниках, относящихся к первой категории опасности, осуществляется непрерывный автоматический мониторинг/контроль состава выбросов, либо периодичность лабораторно-инстр. контроля составляет не менее 2 раз в месяц. До конца 2007 г. будет разработан технический кодекс установившейся практики ТКП 17.13. «Охрана окружающей среды и природопользование. Мониторинг окружающей среды. Правила проектирования и эксплуатации автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух»: предусмотрено проведение инструментально-лабораторных испытаний (не менее 2 раз в год) для верификации получаемых в непрерывном режиме данных. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
3. Получение данных о концентрациях загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и объеме отходящих газов осуществляется инструментальными, в том числе автоматическими, и инструментально-лабораторными методами. По согласованию с территориальными органами Минприроды допускается получение данных об объеме отходящих газов расчетным методом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Организация и проведение испытаний при осуществлении локального мониторинга
Для проведения локального мониторинга природопользователи обеспечивают: оборудованные места проведения испытаний и отбора проб; компьютерную технику с программным обеспечением для документирования результатов локального мониторинга; систему связи для обмена информацией с информационно-аналитическим центром; защиту от несанкционированного доступа к приборам, функционирующим в автоматическом режиме или находящимся в режиме ожидания.
-
НТПА, регламентирующие проведение отбора проб и испытаний состава выбросов: ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» ГОСТ 17.2.4.08-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения влажности газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» Процедуры, устанавливаемые МВИ И СТБ: Перечни и сборники МВИ, допущенных к применению в деятельности лабораторий экологического контроля, Реестр МВИ в области экологического контроля СТБ 1126-98http://ecoinfoby.net/books/) Объект наблюдения локального мониторинга: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
-
Регламент представления данных локального мониторинга
Сбор первичных данных локального мониторинга осуществляется территориальными органами Минприроды. Природопользователи представляют территориальному органу Минприроды первичные данные локального мониторинга по формам согласно приложению 5 Инструкции на бумажном и электронном носителях. Первичные данные локального мониторинга, объектами наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представляются ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца.
-
Регламент представления данных локального мониторинга
В случае выявления природопользователем в районе расположения эксплуатируемых им источников вредного воздействия на окружающую среду чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера или установления превышения нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду более чем в 10 раз природопользователь обязан: выполнить комплекс работ по проведению локального мониторинга в зависимости от вида нормативов качества окружающей среды и (или) нормативов допустимого воздействия, по которым было установлено превышение, и вида оказываемого природопользователем вредного воздействия на окружающую среду; представить в течение 3 часов полученные первичные данные локального мониторинга в территориальный орган Минприроды по формам согласно приложению 5 на бумажном или электронном носителях. В случае обращения Минприроды или его территориальных органов с целью получения информации об организации и ведении локального мониторинга природопользователь обязан не позднее 5 дней со дня его поступления предоставить такую информацию.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.