Содержание
-
МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального района
Интегрированный урок по теме «Ненаследственная изменчивость» (биология и информатика) Фенотип = генотип + окружающая среда Изопытаработы заместителядиректорапо УВР, учителябиологиивысшейквалификационнойкатегории ЖуковойТатьяныБорисовны 2008
-
Цель занятия:
расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости сформировать умения и навыки работы с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.
-
План занятия:
1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости. 1.1 Причины изменений. 1.2 Свойства изменчивости. 1.3 Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости. 2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости. 3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
-
Ненаследственная изменчивость
Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды. Фенотип = генотип + окружающая среда
-
Причина изменений
изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.
-
Значение изменений
адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.
-
Свойства модификационной изменчивости.
Ненаследуемость. Групповой характер изменений. Обусловленность пределов изменчивости генотипом
-
Ненаследуемость.
Гималайский кролик с типичной окраской шерсти. К выщипанному участку шерсти прикладывается холод. На спине появляется темноокрашенная шерсть.
-
Групповой характер изменений
У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.
-
Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.
-
Задание: Вставьте и объясните недостающие слова.
Наследственная изменчивость Генотипическая Индивидуальная Неопределенная Мутационная Ненаследственная изменчивость …………… ……………. …………… ……………..
-
Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану.
Объект изменения. Подверженность изменениям ДНК. Возможность передачи изменений следующим поколениям. Значение для отдельной особи, вида.
-
Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.
-
Сущность метода.
определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы; определение частоты встречаемости каждой варианты; построение вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению; построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости; определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды; выявление полученных закономерностей.
-
Лабораторная работа
Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Проводится с использованием компьютерной технологии Запускаем EXCEL
-
Для удобства обработки результаты стоит немного округлить.
Для этого выделяем нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).
-
Делаем измерение. Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки «Исходные данные». Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда». Выделяем диапазон столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».
-
Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений: =ЧАСТОТА(данные;интервалы) Чтобы ввести параметр «Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»; Ставим точку с запятой; Чтобы ввести параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку. Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER , чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.
-
Построение графика частотного распределения.
Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов «Значение ряда» и «Частота». В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма». Выбираем тип диаграммы – гистограмму или график. Следуем указаниям мастера вставки диаграмм. Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).
-
Заполняем ячейки результатами измерений
В этих ячейках – результаты измерений Уникальные результаты измерений (по возрастанию)
-
Вставляем функцию
Выделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и вставляем функцию: =ЧАСТОТА(выделяем диапазон исходных данных; выделяем диапазон значений измерений) ( Например, =ЧАСТОТА(A2:J4;K2:K4) ) нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER
-
Распространяем функцию на все ячейки столбца
Выделенный диапазон заполняется числами
-
Выделяем диапазон с полученными частотами
-
Начинаем строить диаграмму
-
Выбираем тип диаграммы
-
Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм
-
Должно получиться что-то подобное
Ваша диаграмма будет более правильной, в этом примере случайные числа
-
Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем столе. после этого помещаем файл в папку «Общие документы».Спасибо
-
Общий результат исследования
-
Инструкции для учителя
Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в один файл. Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх. Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.