Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме: «Опорно-двигательная система человека» Выполнил слушатель: Алена Васильевна Леонова Научный руководитель старший преподаватель Оксана Викторовна Курта Новосибирск 2013
-
Актуальность: рассмотрение данной темы в школьном курсе биологии и недостаточная оснащенность кабинета, привели к выбору темы.
-
Объект исследования - дидактические средства, обеспечивающие формирование понятий по теме. Предмет исследования - методика использования дидактических средств, при изучении опорно-двигательной системы человека.
-
Цельработы - описать методику использования дидактических средств, при изучении биологии 8 класса по теме: «Опорно-двигательная система человека».
-
Задачи работы:
1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2. Выявить основные приемы работы с дидактическим средствами и определить их место в учебном процессе. 3. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
-
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
анализ литературных источников и документов; проведение педагогического эксперимента; анализ полученных данных.
-
Гипотеза исследования:
если применять дидактические средства на уроках биологии при изучении темы «Опорно-двигательная система человека», то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.
-
Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов, словесные, или вербальные, средства.
-
Познавательная нагрузка и функции дидактических средств: 1. В наглядных образах отражается многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; 2. Организует восприятие и наблюдения учеником реальной действительности; 3. Оказывает значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; 4. Стимулирует познавательную и творческую активность, способствует развитию интереса к учению; 5. Создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью; 6. С помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции наполняются конкретным содержанием; 7. Способствует обобщениям; 8. Повышает качество усвоения, способствует оснащенности знаний, их ясному и сознательному пониманию.
-
Все средства обучения представляют собой те или иные способы выражения фиксации содержания биологии и организации учебно-воспитательной деятельности: 1. Реальные, или натуральные, объекты. 2. Знаковыми, или изобразительными, заменителями реальных объектов и процессов. 3. Словесные, или вербальные, средства.
-
В формирование дидактических принципов наглядности внесли существенный вклад педагоги и методисты-естественники
Я.А. Коменский И.П. Подласый И.Г. Песталоцци Н.И. Ремизова К.Д. Ушинский А.В. Усова В.В. Половцов Л.В. Занков Б.Е. Райков С.Г. Шаповаленко
-
Тематическое планирование (8 класс)
-
Исходя из действующей традиционной школьной программы по биологии и учебника "Биология. Человек" (автор В.В. Пасечник и др.), педагогический эксперимент проводился в два этапа:
1) Разработка и проведение уроков по теме: «Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей» и «Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей» с применением дидактических средств; 2) Опрос и анкетирование учащихся.
-
Главной задачей моего исследования, является выявление уровня знаний. Педагогический эксперимент проводился в учебно-воспитательном процессе в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №2» г. Куйбышева. В исследовании приняли участие 47 учащихся восьмых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» г. Куйбышева.
-
Первый этап эксперимента:
Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей. Задачи урока: Образовательные: сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину. Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой. Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
-
Второй этап эксперимента:
На данном этапе эксперимента проводились беседы, анкетирование учащихся восьмых классов и учителей биологии. Было опрошено 47 учащихся восьмых классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» г. Куйбышева и 8 учителей биологии г. Куйбышева. Анкетирование включало ответы на ряд вопросов.
-
Количество анкетируемых:
учащихся 8 класса – 47 человек; - учителей биологии г. Куйбышева – 8 человек.
-
Вопросы анкеты для учащихся:
1. Ваше отношение к предмету биология? 2. Пользуетесь ли вы дополнительной литературой при подготовке к занятиям по биологии? 2.1. Почему вы не используете дополнительную литературу при подготовке к занятиям по биологии? 3. Где вы приобретаете и читаете дополнительную литературу? 4. Любите ли Вы решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале? 4.1. Почему вы не любите решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале? 5. Какие задания дает Вам учитель на уроке биологии с дидактическим материалом?
-
Вопросы анкеты для учителей:
1. Как часто Вы используете дидактический материал на уроках биологии? 2. С какой целью Вы используете дидактический материал при изучении биологии? 3. На каких этапах урока Вы используете дидактический материал?" 4. Какие задания Вы даете учащимся по работе с дидактическим материалом? 5. Как Вы считаете, можно ли учить учащихся составлять экологические задачи?
-
Ответы учащихся, участвовавших в эксперименте:
1 вопрос: 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к биологии и считают его увлекательным. 30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение к предмету, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к биологии и к предъявляемым требованиям учителя. 2 вопрос: 36% учащихся пользуются дополнительной литературой, 21% - редко пользуются, 33% - не пользуются, 10% - часто пользуются. Данный вопрос вскрыл возможности учащихся пользоваться дополнительным материалом. Достаточно большое количество детей, не пользующихся или редко пользующихся дополнительной литературой (33% и 21% соответственно), потребовало выяснение причин. 2.1 вопрос: позволил выделить три основных причины: - нет интереса к предмету; - нет доступа к дополнительной литературе; - затрудняюсь ответить. Следующий вопрос был направлен на выявление того, где учащиеся приобретают и читают дополнительную литературу. 3 вопрос: 55 % учащихся пользуются литературой из библиотеки, 36 % пользуются как библиотекой, так и домашней литературой, 9 % учащихся пользуются только домашней литературой. 4 вопрос: 90 % учащихся ответили "да", а "нет" - всего 10 %. Достаточно большое количество детей, не любящих решать биологические задачи, кроссворды, размещенные в дидактическом материале (10%), потребовало выяснение причин. 4.1 вопрос: Позволил выделить три основных причины: - нет интереса к предмету; - нет доступа к дополнительной литературе; - затрудняюсь ответить
-
Ответы учителей, участвовавших в эксперименте:1 вопрос: 75 % опрошенных учителей часто используют дидактический материал на уроках биологии, 60 % - регулярно, а ответы "иногда" и "никогда" ни один из анкетированных не отметил. 2 вопрос: 95 % анкетированных учителей используют дидактический материал при обучении биологии с целью развития у учащихся интереса к предмету, 30 % - для проверки биологических знаний и 40 % - для формирования экологических знаний. 3 вопрос: 100 % учителей используют дидактический материал при изучении нового материала, 27 % - при обобщении и систематизации, 45 % - при закреплении изученного материала, 25 % - при проверке изученного материала и 32 % задают домашнее задание4 вопрос
-
Выводы:
эксперимент показал, что в целом учащихся 8 классов пользуются дидактическим материалом; в ходе опроса учащихся, выяснилось, что использование дидактического материала учителем на уроке, позволяет им лучше усваивать темы уроков, вызывает интерес к данному предмету и стимулирует к проявлению творческих способностей как при выполнении домашней работы, так и на уроках биологии. Большинство учителей биологии часто используют дидактический материал на уроках биологии с целью развить у учащихся интерес к предмету, все учителя используют дидактический материал при изучении нового материала и 45 % учителей при закреплении изученного материала.
-
Проблема использования дидактического материала при изучении темы «Опорно-двигательная система человека» по биологии в 8 классе является актуальной в методике обучения биологии, так как материально-техническая база школы устаревает и требует обновления, что в свою очередь сказывается на качестве усвоения знаний учащихся и вызывает затруднения при подготовке к уроку учителя. Дидактический материал используется чаще на уроках, при выполнении домашних заданий, при проведении ГИА и ЕГЭ, при подготовке к внеклассным мероприятиям: олимпиадам, научно-практическим конференциям.
-
Использование дидактического материала способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дидактическим материалом.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.