Презентация на тему "Основы паразитологии"

Презентация: Основы паразитологии
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Основы паразитологии" рассказывает о науке - паразитология. Материал содержит лабораторные работы и тесты для проверки учащихся.

Краткое содержание

  1. Паразитизм как экологическое явление
  2. Глоссарий
  3. Лабораторная работа
  4. Вопросы

Содержание

  • Презентация: Основы паразитологии
    Слайд 1

    ПРОГРАММАЭлективного курса для учащихся 10-11 классовмедицинского профиля«Основы паразитологии»Разработчик: Шабунина О.П., учитель высшей категории,учитель биологии МОУ СОШ с углублённым изучениемотдельных предметов № 25 г.о. Самара.

  • Слайд 2
    • Место элективного курса в системе профильной подготовки учащихся.
    • Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии.
    • Он предназначен для учащихся 10-11 классов школ естественно – научного(медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащимся, проявляющих интерес к цитологии и паразитологии.
    • Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
  • Слайд 3

    Цель курса:

    создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

  • Слайд 4

    Задачи курса:

    • Углубить знания и умения, полученные на уроках биологии.
    • Приобрести практический опыт и навыки в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
    • Познакомить учащихся с новейшими достижениями в биологии.
    • Познакомить учащихся с экологической обстановкой в родном городе.
    • Создать условия для личностного самоопределения учащихся.
    • Активизировать познавательный интерес к предмету.
  • Слайд 5

    Формы и методы работы

    Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций. С применением компьютерных презентаций, интерактивной доски, проведения конференций, диспутов, зачетных занятий.

    Предлагается выполнение практических работ, самостоятельной работы с дополнительной литературой, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов, их защита; проведение анкетирования, тестирования и т.д.

  • Слайд 6

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  • Слайд 7

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (34 часа)

    Биология клетки (7часов)

    Введение. История открытия микроскопа. А.Левенгук, Р.Гук. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),

    немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Правила оформления лабораторных и практических работ.

    Эволюция клетки. Строение клеток растений, грибов, бактерий и грибов. Размножение клетки. Митоз.

    Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.

    Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

    Царство грибов. Признаки грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человек

    Лабораторные работы:

    №1. «Правила работы с микроскопом».

    №2 «Морфология растительных и животных клеток».

    №3 «Размножение клеток. Митоз».

    № 4 «Посев и наблюдение за ростом бактерий».

    №5 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»

  • Слайд 8

    2. Паразитизм как экологическое явление (27часов)

    Формы взаимоотношений между организмами: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм.

    Предмет и задачи паразитологии. Классификация паразитологии: протозоология, гельминтология, арахноэнтомология. Классификация паразитов: факультативные, облигатные, временные. Постоянные, эндопаразиты, экзопаразиты. Промежуточный хозяин. Основной хозяин. Работы Е.Н.Павловского , К.И.Скрябина.

    Классификация одноклеточных представителей царства животных: Класс Саркодовые, Класс Жгутиковые, Класс Инфузории, Класс Споровики. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – паразиты.

    • Простейшие – паразиты внутренней среды: лейшмания, токсоплазма,, малярийный плазмодий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика.
    • Простейшие – паразиты пищеварительной и мочеполовой систем: ротовая амеба, кишечная амеба, дизентерийная амеба, влагалищная трихомонада, кишечная трихомонада, лямблия, балантидий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика.
  • Слайд 9
    • Отряд двукрылые. Комнатная муха. Особенности биологии и методы профилактики.
    • Насекомые – временные кровососущие паразиты. Отряд двукрылые.
    • Малярийный комар. Москиты. Блохи. Особенности биологии и методы профилактики.
    • Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Вши. Вошь человеческая.
    • Педикулез и меры борьбы с ним.

    Лабораторные работы

    №6. «Простейшие – паразиты человека»

    №7 «Плоские черви – паразиты человека»

    №8 «Круглые черви – паразиты человека»

    №9 «Членистоногие, вредящие здоровью человека»

    3 Заключение (1час)

    Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта.

  • Слайд 10

    Описание планируемых результатов. Перечень знаний и умений учащихся.

  • Слайд 11

    .

    Уметь:

    • уметь работать индивидуально и в группе с различными источниками информации;
    • уметь представлять результаты работы;
    • выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции организмов;
    • сформировать умение схематично изображать процессы размножения паразитов;
    • решать задачи и упражнения;
    • работать с микропрепаратами и различными учебными пособиями;
    • определять (распознавать, узнавать, сравнивать) паразитов.

    Владеть умениями:

    • излагать основное содержание курса,
    • находить ответы на вопросы,
    • использовать рисунки, средства ИКТ,
    • самостоятельно изучать отдельные вопросы.
  • Слайд 12

    ГЛОССАРИЙ

    • Цитология – это наука о клетке.
    • Среда обитания - это все, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, рост. Выживаемость, размножение и распространение.
    • Экологический фактор - это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы.
    • Биоиндикатор - группа особей одного вида или сообщество, по наличию, состоянию, поведению которых судят о естественных и антропогенных изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Биотехнология - это наука, которая занимается целенаправленным изменением и использованием биологических объектов в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в медицине, в деле охраны природы.
    • Клетка – элементарная, генетическая, структурно-функциональная единица всего живого.
    • Мутуализм – симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов.
    • Симбиоз – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов.
    • Комменсализм – односторонне использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба.
    • Хищничество – такой вид взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой.
    • Паразитизм – это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени.
    • Паразитология – наука, изучающая явление паразитизма, биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними.
    • Факультативные паразиты – это организмы, которые способны вести свободный образ жизни и , лишь случайно попадая в организм особи другого вида, сохраняют жизнеспособность, становясь при этом паразитами.
    • Облигатные паразиты – это организмы, для которых паразитический образ жизни является обязательным.
    • Промежуточный хозяин – это организм, в котором живет личиночная форма паразита.
    • Основной (окончательный) хозяин – это организм в котором поселяется половозрелая стадия паразита.
    • Медицинская протозоология – это наука, изучающая паразитов человека из типа Простейшие.
    • Медицинская гельминтология – это наука, изучающая паразитов из группы червей.
    • Арахноэнтомология – это наука, изучающая представителей типа Членистоногие.
  • Слайд 13

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Образцы контроля заданий

  • Слайд 14

    Практическая работа:

    «Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки».

    Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня.

    За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.

  • Слайд 15

    Лабораторная работа:

    «Микроскопы, их виды, устройство; правила работы, приготовление временного препарата»

    ЦЕЛЬ: Познакомиться с устройствами различных микроскопов; с правилами микроскопирования и методами изготовления временных препаратов.

    ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, чешуя лука, раствор йода, вода в капельнице, лабораторный лоток, скальпель.

    АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

    • Изучите устройство и правила работы с различными видами микроскопов.
    • Зарисуйте микроскопы (схематично) и обозначьте основные части.
    • Поставьте микроскопы в рабочее положение.
    • Приготовьте временные препараты «Клетки лука» и «Микроорганизмы зубного налета». Рассмотрите их под микроскопом. Опишите виды работ, зарисуйте.
    • Сделайте вывод об основных принципах микроскопирования.
  • Слайд 16

    ВОПРОСЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

    • Назовите механические части микроскопа?
    • Перечислите оптические части микроскопа?
    • Какие известны природно-очаговые протозойные болезни?
    • У какого сосальщика цикл развития несвязан с водой?
    • Как проводится лабораторная диагностика кишечных цестодозов?
    • Что характерно для простейших – паразитов внутренней среды?
    • Могут ли коровы, больные фасциолезом, заразить доярку, ухаживающую за ней?
    • Какую паразитическую болезнь можно заподозрить у ребенка, ставшего внезапно раздражительным, плохо спящим по ночам и расчесывающего область заднего прохода?
    • Все ли временные кровососущие паразиты являются обитателями природных биогеоценозов?
  • Слайд 17

    Заполни таблицу:

  • Слайд 18

    Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

    • Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 9?
    • К какому типу и классу относится свиной цепень?
    • Какую длину имеет свиной цепень?
    • Где располагается ротовое отверстие цепня?
    • Чем представлена пищеварительная система цепня?
  • Слайд 19

    «Паразитические нематоды»

    • Женская половая система аскариды образована двумя (_), двумя (_), двумя (_) и непарным (_).
    • Мужская половая система аскариды состоит из одного (_), одного (_), одного(_), открывающегося в конечный отдел кишечника - (_).
    • Яйца аскариды при температуре 20-240, обязательном присутствии кислорода и достаточной влажности становятся инвазионными через (_) суток.
    • Мигрирующие личинки аскариды с током крови сначала попадают в (_), затем по нижней полой вене - в правое (_), далее - в правый (_) и по легочным артериям в капилляры легочных (_).
    • После (_) личинки превращаются в половозрелые формы.
    • Миграция личинок аскариды длится (__) суток.
    • Острица вызывает заболевание (_).
    • Яйца остриц созревают в течение (__).
    • Заражение аскаридозом и энтеробиозом происходит при случайном проглатывании (_) яиц этих гельминтов вместе с пищей или водой.
    • Власоглав паразитирует в (_), питается (_).
    • Ришта у человека обычно развивается в (_), личинки должны попасть в воду, проглатываются (_), заражение человека происходит при (_).
    • Нитчатка Банкрофта вызывает (_) болезнь у человека. Половозрелые особи обитают в (_). Личинки, микрофилярии должны попасть в промежуточного хозяина – (_).
  • Слайд 20

    Тест

    1. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:А. многоглазкаБ. печеночный сосальщикВ. Белая планарияГ. бычий цепень2. Стадию шестикрючной личинки имеет:А. эхинококкБ. печеночный сосальщикВ. Широкий лентецГ. бычий цепень3. Пузырчатая стадия развития существуету :А. широкого лентецаБ. бычьего цепняВ. планарииГ. зхинококка

  • Слайд 21

    Модуль результативности.

    • Новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
    • Овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
    • Профессиональная ориентация;
    • Выбор профиля в дальнейшем;
  • Слайд 22

    БИБЛИОГРАФИЯ.

    1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе.

    Москва: «Просвещение», 1990 г.

    2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии. Москва: Издательство «Знание». 1989 г.

    3. Дмитриева О.И. Практикум по цитологии. Министерство общего и

    профессионального образования РФ. СГПУ. Самара, 1998 г.

    4. Носова ТМ. А.М.Ковригина А.М. Эксперимент в экологическом образовании детей. Самара. Издательство СГПУ, 2004 г.

    5. Семенов А.М., Логинова Л.Г Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. / Биология в школе. – 1991 г.- № 4.

    6. Янушкевич Л.В. Многообразие простейших. / Биология в школе. – 2003 г- № 4..

    7. Ярыгин В.Н. Биология. Москва: «Медицина», 1987 г.

    8. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Москва: «Просвещение», 1982 г.

  • Слайд 23
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке