Содержание
-
ПРОГРАММАЭлективного курса для учащихся 10-11 классовмедицинского профиля«Основы паразитологии»Разработчик: Шабунина О.П., учитель высшей категории,учитель биологии МОУ СОШ с углублённым изучениемотдельных предметов № 25 г.о. Самара.
-
- Место элективного курса в системе профильной подготовки учащихся.
- Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии.
- Он предназначен для учащихся 10-11 классов школ естественно – научного(медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащимся, проявляющих интерес к цитологии и паразитологии.
- Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.
-
Цель курса:
создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
-
Задачи курса:
- Углубить знания и умения, полученные на уроках биологии.
- Приобрести практический опыт и навыки в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
- Познакомить учащихся с новейшими достижениями в биологии.
- Познакомить учащихся с экологической обстановкой в родном городе.
- Создать условия для личностного самоопределения учащихся.
- Активизировать познавательный интерес к предмету.
-
Формы и методы работы
Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций. С применением компьютерных презентаций, интерактивной доски, проведения конференций, диспутов, зачетных занятий.
Предлагается выполнение практических работ, самостоятельной работы с дополнительной литературой, подготовка сообщений и докладов, написание рефератов, их защита; проведение анкетирования, тестирования и т.д.
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (34 часа)
Биология клетки (7часов)
Введение. История открытия микроскопа. А.Левенгук, Р.Гук. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г),
немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Правила оформления лабораторных и практических работ.
Эволюция клетки. Строение клеток растений, грибов, бактерий и грибов. Размножение клетки. Митоз.
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.
Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Царство грибов. Признаки грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человек
Лабораторные работы:
№1. «Правила работы с микроскопом».
№2 «Морфология растительных и животных клеток».
№3 «Размножение клеток. Митоз».
№ 4 «Посев и наблюдение за ростом бактерий».
№5 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»
-
2. Паразитизм как экологическое явление (27часов)
Формы взаимоотношений между организмами: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм.
Предмет и задачи паразитологии. Классификация паразитологии: протозоология, гельминтология, арахноэнтомология. Классификация паразитов: факультативные, облигатные, временные. Постоянные, эндопаразиты, экзопаразиты. Промежуточный хозяин. Основной хозяин. Работы Е.Н.Павловского , К.И.Скрябина.
Классификация одноклеточных представителей царства животных: Класс Саркодовые, Класс Жгутиковые, Класс Инфузории, Класс Споровики. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – паразиты.
- Простейшие – паразиты внутренней среды: лейшмания, токсоплазма,, малярийный плазмодий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика.
- Простейшие – паразиты пищеварительной и мочеполовой систем: ротовая амеба, кишечная амеба, дизентерийная амеба, влагалищная трихомонада, кишечная трихомонада, лямблия, балантидий. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика.
-
- Отряд двукрылые. Комнатная муха. Особенности биологии и методы профилактики.
- Насекомые – временные кровососущие паразиты. Отряд двукрылые.
- Малярийный комар. Москиты. Блохи. Особенности биологии и методы профилактики.
- Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Вши. Вошь человеческая.
- Педикулез и меры борьбы с ним.
Лабораторные работы
№6. «Простейшие – паразиты человека»
№7 «Плоские черви – паразиты человека»
№8 «Круглые черви – паразиты человека»
№9 «Членистоногие, вредящие здоровью человека»
3 Заключение (1час)
Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта.
-
Описание планируемых результатов. Перечень знаний и умений учащихся.
-
.
Уметь:
- уметь работать индивидуально и в группе с различными источниками информации;
- уметь представлять результаты работы;
- выявлять, раскрывать, использовать связи строения и функции организмов;
- сформировать умение схематично изображать процессы размножения паразитов;
- решать задачи и упражнения;
- работать с микропрепаратами и различными учебными пособиями;
- определять (распознавать, узнавать, сравнивать) паразитов.
Владеть умениями:
- излагать основное содержание курса,
- находить ответы на вопросы,
- использовать рисунки, средства ИКТ,
- самостоятельно изучать отдельные вопросы.
-
ГЛОССАРИЙ
- Цитология – это наука о клетке.
- Среда обитания - это все, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, рост. Выживаемость, размножение и распространение.
- Экологический фактор - это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы.
- Биоиндикатор - группа особей одного вида или сообщество, по наличию, состоянию, поведению которых судят о естественных и антропогенных изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей. Биотехнология - это наука, которая занимается целенаправленным изменением и использованием биологических объектов в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в медицине, в деле охраны природы.
- Клетка – элементарная, генетическая, структурно-функциональная единица всего живого.
- Мутуализм – симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов.
- Симбиоз – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов.
- Комменсализм – односторонне использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба.
- Хищничество – такой вид взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой.
- Паразитизм – это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени.
- Паразитология – наука, изучающая явление паразитизма, биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними.
- Факультативные паразиты – это организмы, которые способны вести свободный образ жизни и , лишь случайно попадая в организм особи другого вида, сохраняют жизнеспособность, становясь при этом паразитами.
- Облигатные паразиты – это организмы, для которых паразитический образ жизни является обязательным.
- Промежуточный хозяин – это организм, в котором живет личиночная форма паразита.
- Основной (окончательный) хозяин – это организм в котором поселяется половозрелая стадия паразита.
- Медицинская протозоология – это наука, изучающая паразитов человека из типа Простейшие.
- Медицинская гельминтология – это наука, изучающая паразитов из группы червей.
- Арахноэнтомология – это наука, изучающая представителей типа Членистоногие.
-
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образцы контроля заданий
-
Практическая работа:
«Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки».
Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня.
За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.
-
Лабораторная работа:
«Микроскопы, их виды, устройство; правила работы, приготовление временного препарата»
ЦЕЛЬ: Познакомиться с устройствами различных микроскопов; с правилами микроскопирования и методами изготовления временных препаратов.
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, предметные стекла, покровные стекла, чешуя лука, раствор йода, вода в капельнице, лабораторный лоток, скальпель.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ.
- Изучите устройство и правила работы с различными видами микроскопов.
- Зарисуйте микроскопы (схематично) и обозначьте основные части.
- Поставьте микроскопы в рабочее положение.
- Приготовьте временные препараты «Клетки лука» и «Микроорганизмы зубного налета». Рассмотрите их под микроскопом. Опишите виды работ, зарисуйте.
- Сделайте вывод об основных принципах микроскопирования.
-
ВОПРОСЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
- Назовите механические части микроскопа?
- Перечислите оптические части микроскопа?
- Какие известны природно-очаговые протозойные болезни?
- У какого сосальщика цикл развития несвязан с водой?
- Как проводится лабораторная диагностика кишечных цестодозов?
- Что характерно для простейших – паразитов внутренней среды?
- Могут ли коровы, больные фасциолезом, заразить доярку, ухаживающую за ней?
- Какую паразитическую болезнь можно заподозрить у ребенка, ставшего внезапно раздражительным, плохо спящим по ночам и расчесывающего область заднего прохода?
- Все ли временные кровососущие паразиты являются обитателями природных биогеоценозов?
-
Заполни таблицу:
-
Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:
- Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 9?
- К какому типу и классу относится свиной цепень?
- Какую длину имеет свиной цепень?
- Где располагается ротовое отверстие цепня?
- Чем представлена пищеварительная система цепня?
-
«Паразитические нематоды»
- Женская половая система аскариды образована двумя (_), двумя (_), двумя (_) и непарным (_).
- Мужская половая система аскариды состоит из одного (_), одного (_), одного(_), открывающегося в конечный отдел кишечника - (_).
- Яйца аскариды при температуре 20-240, обязательном присутствии кислорода и достаточной влажности становятся инвазионными через (_) суток.
- Мигрирующие личинки аскариды с током крови сначала попадают в (_), затем по нижней полой вене - в правое (_), далее - в правый (_) и по легочным артериям в капилляры легочных (_).
- После (_) личинки превращаются в половозрелые формы.
- Миграция личинок аскариды длится (__) суток.
- Острица вызывает заболевание (_).
- Яйца остриц созревают в течение (__).
- Заражение аскаридозом и энтеробиозом происходит при случайном проглатывании (_) яиц этих гельминтов вместе с пищей или водой.
- Власоглав паразитирует в (_), питается (_).
- Ришта у человека обычно развивается в (_), личинки должны попасть в воду, проглатываются (_), заражение человека происходит при (_).
- Нитчатка Банкрофта вызывает (_) болезнь у человека. Половозрелые особи обитают в (_). Личинки, микрофилярии должны попасть в промежуточного хозяина – (_).
-
Тест
1. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:А. многоглазкаБ. печеночный сосальщикВ. Белая планарияГ. бычий цепень2. Стадию шестикрючной личинки имеет:А. эхинококкБ. печеночный сосальщикВ. Широкий лентецГ. бычий цепень3. Пузырчатая стадия развития существуету :А. широкого лентецаБ. бычьего цепняВ. планарииГ. зхинококка
-
Модуль результативности.
- Новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
- Овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
- Профессиональная ориентация;
- Выбор профиля в дальнейшем;
-
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе.
Москва: «Просвещение», 1990 г.
2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии. Москва: Издательство «Знание». 1989 г.
3. Дмитриева О.И. Практикум по цитологии. Министерство общего и
профессионального образования РФ. СГПУ. Самара, 1998 г.
4. Носова ТМ. А.М.Ковригина А.М. Эксперимент в экологическом образовании детей. Самара. Издательство СГПУ, 2004 г.
5. Семенов А.М., Логинова Л.Г Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. / Биология в школе. – 1991 г.- № 4.
6. Янушкевич Л.В. Многообразие простейших. / Биология в школе. – 2003 г- № 4..
7. Ярыгин В.Н. Биология. Москва: «Медицина», 1987 г.
8. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Москва: «Просвещение», 1982 г.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.