Содержание
-
Основные антропологические школы
ОСНОВНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, ПОЛОЖИВШИЕ НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
-
Итальянская школа конституциологии (XIX-XX века)
-
Итальянская школа конституциологии
Возникновение научной школы конституцио- логии в Италии связывается с именем Джузепе (Sergi) Серджи(1841-1936),итальянского антро- полога, основателя итальянской антропологичес- кой школы, профессором университета в Боло- нье (1880) и Римского университета (1884-1916). Д. СерджиРаботал в области краниометри- ческих исследований, расоведения, а также проблем антропогенеза.
-
Д.Серджибыл последователем основоположника антрологии как науки немецкого профессора Иоганна Фридриха Блуменбаха (1752- 1840), известного немецкого анатома, который предложил классифика- цию 5-и человеческих рас (по особенностям строения строению чере- па), господствовавшее в науке почти до самого последнего времени. С именем Блуменбахасвязано появление отдельного направления в ант- ропологии-краниология. Во многом исследования этих ученых были извращены «Рассовой теорией», которая лежала в основе воз- никновения фашизма в Италии и Герма- нии 20-30 гг. XX в.
-
Другой основатель итальянской школы конституциологии А.Джованни (А.Giovanni, 1878 – 1946 г.), изучал пропорции тела и комбинации этих отклонений от идеальных норм. В дальнейшем, А.Джованни, который бесспорно считается как один из основателей клинической нормологии, на основа- нии тщательных исследований больших выборок выделил по преобладанию тех или иных свойств вначале 2 типа: -первая комбинация (удлиненный тип) соответ- ствоваллептоморфномуварианту современ- ных авторов; -другая комбинация (широкий тип) – пикно- морфным типам и др.
-
Затем, в процессе дальнейших исследований, классификация А.Джованни была уточнена: -I морфологическая комбинация, характеризующуюся преобладанием длинной грудной клетки, малой величиной сердца и артериальной системы (сходную до известной степени позднее описанным респираторным, астеническим и астенико- инфантильным типом); -II морфологическая комбинация, близкая к среднему идеальному типу, харак- теризуется хорошей мышечной системой, развитым сердцем; -III морфологическая комбинация, отличающуюся особым развитием брюшной полости (сходную с позднее отмеченным пикническим типом). Кроме того А.Джованни установил теснейшую связь между соматотипом и забо- леваниями, которыми эти соматотипы преимущественно болеют. Люди I-о типа склонны к заболеваниям туберкулезом и другими болезнями дыхательной системы; Люди II-о типа склоны к острым заболеваниям сердечно-сосудистой системы; Люди III-о типа склоны к болезням обмена веществ.
-
Создавая свою классификацию (которая в дальнейшем была положена в основу клинической нормологии) А. Джованниизу- чал пропорции человеческого тела под влиянием взглядов Леонар- до да Винчи, особенно с позиции «золотого сечения» («чисел Фи- боначчи»). Поэтому в основу его клинической типологии были положе- ны отклонения от идеальных пропорций тела и комбинации этих отклонений. Возникновение клинической нормоло- гии во многом обязано взглядам выдающе- гося математика эпохи Средневековья Леона́рдоПиза́нскому (Фибоначчи). Витрувианскийчеловек - рисунок, сделаный ЛеонардоДаВинчи примерно в 1490-92 годах с учетом «Золотого сечения»
-
Леона́рдоПиза́нский ( Leonardo Pisano, 1170-1250 гг.) первый крупный математик Средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибона́ччи (Fibonacci). О происхождении этого псевдонима име- ются версии. По одной из них, его отец имел прозвище Боначчи («Благонамеренный»), а сам Леонар- до прозывался filiusBonacci («сын Благонаме- ренного»). Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире и Леонардо изучал там математику по книгам арабских математико ал-Хорезми и Абу Камила. На основе усвоенных им знаний Фибо- наччи написал ряд математических трактатов, представляющих собой выдающееся явление средневековой западноевропейской науки.
-
Числа Фибоначчи. Математическая прогрессия, определенная как сумма двух соседних чисел равна последую-щему числу. Частное двух соседствующих чисел обладает уникальным свойством, приближен- ным к числу =1,618 то есть PHI. 1 – 1 – 2 – 3 – 5 – 8 – 13 - 21… Число PHI (1,618) по всеобщему признанию признано самым гармоничным и красивым числом: «Божественным числом». Оно представляет собой роль кирпичика в фундаменте построения всего живого на земле. Все растения, животные и даже человеческие сущес- тва наделены физическими пропорциями, приблизительно равными корню от соотношения числа PHI
-
У чисел Фабоначчи есть другой термин – «Золотое сече- ние » (золотая пропорция) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине 1,618 (33,3 : 66,6). Леонардо Да Винчи, экзгумируя трупы и изучая анатомию измерял пропорции костей скелета. Он первым показал,что тело человека состоит из «строительных блоков», соотношение пропорций которых всегда рав- но заветному числу (1,618).
-
Это нашло свое проявление в знаменитом «Витрувианском человеке» (1490)». Например, Леонардо Да Винчи установил, что расстояние от плеча до кончиков пальцев, разделенное от расстояния от локтя до тех же кончи- ков пальцев равняется числу PHI(1,618). Расстояние отверхней части бедра, поделенное на расстояние от колена до пола тоже равняется PHI (1,618). Фаланги пальцев рук, фаланги пальцев ног тоже относятся как PHI (1,618).
-
В человеческой фигуре существуют большое количество пропорций в соотно-шениях =1,618 (33,3:66,6)
-
В исследованиях Цейзинга (1855) показано, что соотношение пропорций в статуе Апполона Бельведерского (A:B) равно соотношению 1,618 (33,3:66,6), или «Золотому сечению».
-
1. Расстояние от плеча до кончиков пальцев, разделенное от расстояния от локтя до тех же кончиков пальцев равняется числу PHI (1,618), или как соотношение 33,3 : 66,6. 2. Расстояние от верхней части бедра, поделен- ное на расстояние от колена до пола тоже равняется PHI, или как соотношение 33,3 : 66,6. (1,618). (по Леонардо Да Винчи)
-
Известно, что Леонардо да Винчи был ос- новоположником «Пластической анатомии». Поэтому Итальянская школа антрополо- гии всецело ориентировалось на правило «Золотого сечения». То есть, в изучении конституции человека авторы ориентирова- лись на «Гармоничного человека». Правило «Золотого сечения» (PHI) широ- ко использовалось в ходе обучения буду- щих художников и скульпторов. Многие замечательные художники эпохи Возрождения в своих произведениях учи- тывали эти пропорции человеческого тела.
-
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Примером может быть Альбрехт Дюрер (1471-1528) величай- ший немецкий художник, гравер, теоретик искусства эпохи Возрождения. Свое отношение к пропорциям человеческого тела А.Дюрер отразил в классическом труде «Четыре книги о пропорции (1528)», который он завершил буквально перед самой кончиной. «…Если мы хотим достигнуть хороших пропорций и с их помощью хотя бы отчас- ти внести красоту в наше произведение, самое полезное для этого, мне кажется, брать размеры у многих живых людей. Выискивай для этого людей, которые считаются красивыми, и прилежно зарисо- вывай их. Понимающий человек может собрать хорошее для всех частей и членов у многих различных людей, ибо редко можно найти человека, который имел бы хорошие пропорции всех членов, у каждого есть свой недостаток. Ради соразмерности, следует срисовывать члены для фигуры юноши только с молодых людей, для старика - со старых, для человека средних лет - с таковых же. То же касается худых, жирных, мягких или жестких фигур, сильных или слабых».
-
К изображению человеческого тела Альбрехт Дюрер, подобно Леонардо Да Винчи, подходил с чисто научной точки зрения, прикладывая огромные усилия, чтобы выявить скрытые закономерности и точные числовые отношения. Всё твор- чество Дюрера проникнуто математикой. Он сам свидетельствовал, что: «… с ран- ней молодости искал точную формулу прекрасного, уверенный, что с помощью числовых отношений и геометрических построений можно добиться совершен- ства в художественном изображении».
-
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
-
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Альбрехт Дюрер. «Грехопадение Адама и Евы» (1504)
-
Итальянская школа конституциологии
Дальнейшее развитие итальянской школы антропологии положила Антропологическая школа уголовного права, связанная с именами Джовани ДоменикРоманьози(1761-1835), философа, юриста, профессора права и ЧезареЛомброзо(1835-1909) психиатра, антрополога, который создал колоссально много для развития антропологического направления в уголов- ловном праве. Д. РоманьозиЧ.Ломброзо
-
Замечательный итальянский психиатр ЧезареЛомброзо(1836 – 1909)- родоначальник нового направления в науке - уголовной антро- пологии. Длительное время работал военным и тюремным врачом, директо- ром небольшой психиатрической лечебницы. В последующем он стал профессором судебной медицины и психиатрии в Туринском универ- ситете. Интерес к изучению преступников возник у Ч.Ломброзо, когда он занимался психиатрией. Первую известность принесла ему книга «Ге- ниальность и помешательство» (1864), в кото- рой доказывалось, что многие признанные ге- нии, в том числе государственные деятели и полководцы, обнаруживали психические рас- стройства.
-
Сущность ломброзианствабыла подробно изложена Ч.Ломброзо в его книге: «Преступный человек» (1876). Основываясь на своих наблюдениях за отдельными зак- люченными, а также на сравнении антропометрических данных групп заключенных с контрольной выборкой обы- чных граждан Ч.Ломброзо заявил, что им открыт тип «прирожденного прес- тупника», которого легко обнаружить по определенным физическим призна- накам («стигматам»), прежде всего по: -форме черепа; -по форме и размерам нижней челюсти; -по чертам лица; -морщинам и др. По утверждению Ломброзо, эти «прирожденные преступники» отличают- ся от обычных граждан не только по указанным «стигматам», но и по ряду психологических свойств, например сниженным болевым порогом, склон- Ностью к спонтанной агрессии, жестокости и др.
-
Физические признаки-стигматы (по Ч.Ломбразо)
-
Основное в ученииЛомброзо - трактовка преступности в качестве биолологического, а не социального феномена. Существование «прирожденного преступника» Ч.Ломб- розо вначале объяснял как атавизм. Атавитические признаки, (жаргон,татуировки,асоциаль- ное и антисоциальное поведение) –это те самые примитивные формы пове- дения, которые роднят его с животными. З.Фрейд, хорошо знакомый с ра- ботами Ч.Ломбразо, определяет такой тип поведения как регрессивный тип (1913 г.). Исследования Ломброзо пользовались большой популярностью у многих ученых. Ярым приверженцем его теории был известный английский ученый Френсис Гальтон, родоначальник дифференциальной психологии и психо- метрики, базировавшейся по его твердому убеждению на генотипическом подходе. В дальнейшем из этой теории выкристаллизовалась Евгеника.
-
Атавитические признаки примитивных форм поведения (по Ч. Ломброзо). Регрессивный тип (по З. Фрейду)
-
Особое развитие наука о конституции получила в начале XX-о века. Первым, кто стал рассматривать конституциональные типы, как варианты нормы, предложил итальянский врач Г.Виола. Классификация Виола (Viola, 1909) основана на изме- рительных признаках. Он вычислял четыре индекса по десяти измерениям. На основе этого были предложены четыре типа конституции: 1. Лонгитип (микроспланхния) – длинные конечности, широкая грудная клетка, преобладание поперечных размеров над передне-задними. 2. Брахитип (макроспланхния) – преобладание передне-задних размеров над поперечными. 3. Нормотип (нормоспланхния) – промежуточный тип. 4. Смешанный тип – люди с неопределенной конституцией. Таким образом, в противоположность нормальному типу со средним ростом и пропорциональным строением, по Г.Виола существуют два крайних типа: -с преобладающим развитием конечностей (чрезмерно выраженный тип «взрос- лого»); -с преобладающим развитием туловища (приближающийся в пропорциях к типу «ребенка»).
-
-
Ученик Г.Виолы Н. Пенде (Pende N., 1912), развив взгляды своего учителя предложил кон- цепцию«Биотипологии». Эта концепция стала первой синтетической схемой, в которой типы телосложения соотносились с вегетативными, эндокринными и психическими особенностями человека. В основе морфологической составляющейН.Пендерасположил факторы «стеничности- астеничности» и «длиннолинейности-коротколинейности». Обобщения, сделанные Н. Пенде, были основаны на клинических наблюдениях. Он определил следующие типы: 1. Стенический, длиннолинейный– преобладают длиннотные размеры, симпатотоник, в эндокринной системе повышенная функция надпочечников и щитовидной железы, функция половых желез в норме. Тип возбудимый, аффективный, подвижный, интеллектуальный. 2. Астенический, длиннолинейный– наблюдается перевес размеров в длину, брахицефа- лия, слабая мускулатура, надпочечниковая и околощитовидная недостаточность. Преобладает вегетативвнаялабильностиь, склонен к сосудистой гипотонии. Флегматично-депрессивный. 3.Стенический, коротколинейный– преобладают объемные размеры, хорошо развита жировая прослойка. В эндокринной сфере наблюдается гиперфункция надпочечников, щитовид- ной и половых желез. Часто имеется значительная потребность в пище. Со стороны вегетатати- вной нервной системы преобладает ваготония. Активный, импульсивный, хорошо одарен. 4. Астенический, коротколинейный– небольшой рост, слабая мускулатура, брахицефалия. Слабая функция половых желез. Ваготоник. Медлительный, иногда импульсивный, интеллект средний.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.