Содержание
-
Комиссия при Президенте Российской Федерациипо модернизации и технологическому развитию экономики РоссииИнформационно-аналитические материалыКонсультативной рабочей группы по теме:«Экологические аспекты в приоритетных направлениях модернизации»
27 июня 2011 года
-
1. Создание национальной системы «зеленых» экономических индикаторов
Оценка качества экономического роста («зеленая экономика») является основным трендом вмеждународных оценках уровня развития страны Существуют различные международные методики (Всемирного банка, ОЭСР и др.) учета будущих расходов в текущих экономических показателях Российская традиция расчета экономических показателей, учитывающих экологическую составляющую, отсутствует Необходимо иметь национальную систему расчетов показателей эколого-экономического развития, данные которой могут быть использованы как для оценки стратегических отраслевых программ развития, так и для сопоставления результатов регионального развития В международных исследованиях Россия занимает одно из последних мест по уровню экономического развития с учетом экологических факторов Россия является одной из немногих в мире крупных экономик, имеющей в 2000е гг. отрицательные «чистые накопления» - интегральный эколого-экономический индекс по версии Всемирного банка Источник: World Development Indicators 2008. World Bank, Washington DC, 2008
-
2. Технологические и институциональные инновации для решения «мусорной» проблемы в России
Возможные приоритеты государственной политики поощрения инновационных технологий: Создание системы «отрицательных стимулов» для снижения доходности свалочного бизнеса Поддержка инициатив по экспертизе и опытному внедрению технологий переработки бытовых отходов Поиск экономических инструментов стимулирования раздельного сбора мусора населением Принятие нормативных актов по уточнению ответственности производителей и продавцов по утилизации товаров и их упаковки на основе решения вопроса о «собственности на мусор» Координация на федеральном уровне местных и региональных инициатив по решению «мусорной» проблемы Замусоренность городов и лесов является одной из главных российских экологических проблем. Упадок российской природоохранной системы наиболее ярко проявляется в сегменте обращения с отходами Ограничения по применению традиционных технологий Огромное количество неотсортированного и непереработанного бытового мусора требует быстрых и эффективных решений Экстремально высокая доходность свалочного бизнеса и его криминализованность мешает развиваться мусороперерабатывающему бизнесу Возможности продажи энергии, полученной от переработки мусора, не может рассматриваться как стимул для развития бизнеса из-за дешевизны углеродных источников Строительные нормативы не предусматривают установку систем раздельного сбора бытового мусора
-
3. Регламентирование уничтожения токсичных отходов
Накоплено большое количество (сотни тысяч тонн) бесхозных (советское наследие) высокотоксичных отходов (пестициды, токсичные технические масла и т.д.) Токсичные отходы накапливаются на промышленных площадках владельцев, либо передаются фирмам однодневкам для последующего размещения на полигонах твердых бытовых отходов или захоронения на незаконных свалках В случае невозможности размещения или захоронения токсичные отходы утилизируются неспециализированными техническими средствами, при этом образуются вторичные отходы и выбросы, нередко еще более токсичные Источники возникновения проблем: У владельцев отходов отсутствуют стимулы к переработке: штрафы за их хранение в разы меньше себестоимости утилизации Несовершенство законодательства позволяет владельцам отходов безответственно передавать токсичные отходы третьим лицам, в том числе заведомо недобросовестным Предлагаемые решения: Создать у владельцев или ответственных стимул к утилизации токсичных отходов. Например, повысить штрафы за хранение, обязать регионы выделять на уничтожение бесхозных пестицидов часть экологических платежей Разработать и принять технические требования к технологиям утилизации опасных отходов
-
4. Стимулирование своевременного внедрения экологических нормативов
Основным загрязнителем воздуха в крупных городах являются не промышленные предприятия, а автомобильный транспорт По существующим оценкам в Москве на долю автомобилей приходится свыше 90% от всех выбросов Парк легковых автомобилей и других «мобильных загрязнителей» растет опережающими темпами по сравнению с другими источниками загрязнений Должна быть разработана система экономических санкций в отношении компаний, допускающих срывы графиков внедрения экологических нормативов, и компенсационных мероприятий для компаний, готовых к внедрению, в случае изменения графика Экологические требования к автотранспорту являются одним из ключевых вопросов экологической политики в России Ужесточение экологических требований к автомобильному топливу, применяемому в России, позволяет снизить загрязнение окружающей среды в разы Россия отстает от стран Европы во внедрении стандартов применяемого топлива на 5-10 лет
-
5. Стимулирование инвестиций в сбережение, а не в производство энергии
Энергетический сектор - основной загрязнитель окружающей среды в мире: 50% выбросов вредных веществ в атмосферу 12% загрязнений сточных вод 90% отходов производства и потребления 80% общего объема выбросов парниковых газов Экспортно-сырьевой характер российской экономики и доступность дешевого газа загоняют страну в экологическую ловушку: растут инвестиции в производство электроэнергии за счет невозобновляемых источников Основные проблемы снижения «карбонизации» российской экономики: Фактор дешевого углеродного топлива является непреодолимым барьером для развития «зеленой» энергетики как коммерческого проекта Развитие производства электроэнергии из возобновляемых источников невозможно без серьезных мер государственной поддержки, в первую очередь, за счет тарифной политики и субсидий Устаревшее оборудование и технологии российских предприятий и сферы ЖКХ требует масштабных инвестиций Приоритетом государственной политики в России в ближайшие годы должна стать в основном поддержка проектов по распространению энергосберегающих технологий в различных сферах, а не инвестиции в производство энергии Текущая ситуация: В России имеется необходимая нормативная база для внедрения энергосберегающих технологий через энергосервисные контракты на федеральном уровне, но не на региональном Из-за отсутствия доступных источников финансирования и высоких рисков энергосервисные контракты практически не заключаются Для развития энергосберегающих проектов требуется разработка механизма частичного гарантирования государством рисков, возникающих в связи с реализаций проектов по энергосбережению
-
6. Стимулирование добровольных обязательств бизнеса по сокращению выброса парниковых газов
Эволюция международного экологического права ведет к ограничению свободной торговли на основе принципов «углеродного протекционизма» - повышенных пошлин на продукты и услуги, произведенные экономиками стран с высоким уровнем использования углеродного топлива Для значительной части российского экспортно-ориентированного бизнеса (авиаперевозки, морские перевозки, металлургия, предприятия ТЭК) в отсутствие мер регулирования выбросов парниковых газов существуют риски стать объектами применения дискриминационных мер В отношении авиаперевозчиков такие меры будут применяться уже начиная с 2012 года (Директива ЕС (2008/101/ЕС)) В странах с развитыми экономиками широкое распространение получили схемы торговли правами на выброс парниковых газов, в основе которых лежат как обязательные, так и добровольные ограничения Требуются срочные и совместные усилия государства и бизнеса, направленные на формирование государственной системы регулирования выбросов парниковых газов, обеспечивающей: создание стимулов для инвестиций в проекты повышения «углеродной эффективности» развития рынка торговли выбросами на основе добровольных обязательств интеграцию с международными рынками торговли выбросами; мониторинг международного экологического законодательства в области регулирования выбросов парниковых газов и готовности российских экспорто-ориентированных производителей к введению новых норм Динамика развития добровольного углеродного рынка, млн. долл. США (данные Ecosystem, Bloomberg)
-
7. Выводы и предложения (1)
Необходимо создание российской системы расчета показателей экономического роста с учетом влияния на экологию, учитывающей накопленный международный опыт расчета таких индикаторов Проект поручения: «В целях учета расходов будущих периодов на восстановление окружающей среды Минэкономразвития РФ (Росстату) и Минприроды РФ совместно с профильными научными и общественными экологическими организациями представить предложения по использованию в Российской Федерации системы статистических показателей, учитывающих экологические составляющие экономического роста, включая предложения по возможным целевым экологическим показателям в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» Необходимо больше внимания уделять не прямой поддержке проектов по переработке бытовых отходов, а стимулированию внедрения технологических и организационных инноваций в этой сфере Проект поручения: «Правительству РФ рассмотреть с участием организаций бизнеса имеющийся мировой опыт утилизации твердых бытовых отходов, внести предложения по использованию субъектами РФ и муниципальными образованиями перспективных технологий, включая их поддержку через институты развития и разработку соответствующих технических регламентов, а также по модификации системы экологических платежей в направлении экономического стимулирования использования экологически ориентированных способов утилизации твердых бытовых отходов»
-
7. Выводы и предложения (2)
3. Необходимы меры по стимулированию экологически безопасных способов утилизации токсичных отходов и ограничения по использованию технологий, наносящих экологический ущерб Проект поручения: «Минпромторгу РФ, Росстандарту представить предложения по нормативным и техническим требованиям к технологиям утилизации опасных отходов» Должны быть разработаны системы экономических санкций в отношении компаний, допускающих срывы графиков внедрения экологических нормативов, и компенсационных мероприятий для компаний, готовых к внедрению, в случае изменения графика Проект поручения: «Правительству РФ представить предложения по системе стимулов и компенсаций в отношении предприятий и организаций, участвующих в мероприятиях по внедрению экологических нормативов производства и потребления, направленных на компенсацию издержек, понесенных в ходе подготовки к внедрению нормативов, в случае переноса сроков ввода нормативов в действие, за счет предприятий и организаций, оказавшихся неготовыми к соблюдению новых нормативов» Требуется уделить внимание созданию финансовых механизмов для стимулирования запуска проектов по повышению энергоэффективности экономики на основе принципов разделения рисков между бизнесом и государством Проект поручения: «Минфину РФ рассмотреть вопрос о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты, реализуемые бизнесом по энергосервисным контрактам, предусматривающим повышение экологической эффективности, в размере не более 25% от суммы контракта. Минрегиону РФ провести анализ нормативной базы субъектов РФ, обеспечивающей внедрение энергосберегающих технологий через энергосервисные контракты и представить предложения по направлениям унификации регионального законодательства, способствующим внедрению экологоориентированных энергосберегающих технологий»
-
7. Выводы и предложения (3)
В связи с европейской директивой по включению авиации в Европейскую систему контроля и торговли квотами на выбросы парниковых газов с 2012 года требуется разработать «дорожную карту» совместных действий государства и бизнеса по созданию национального рынка торговли выбросами парниковых газов на основе добровольных обязательств предприятий по их сокращению Проект поручения: «В связи с инициативами Европейского союза по введению нетарифных барьеров в отношении компаний, не соблюдающих международные экологические стандарты, Правительству РФ совместно с организациями бизнеса: провести оценку готовности российских производителей товаров и услуг, представленных на европейском рынке, к принятым и возможным решениям органов Европейского Союза по регулированию выброса парниковых газов и введению других экологически обусловленных нетарифных барьеров; представить предложения по стратегии реагирования Российской Федерации в связи с возникающими рисками введения экологически обусловленных нетарифных барьеров в отношении российских производителей товаров и услуг; разработать предложения по формированию в Российской Федерации национального рынка торговли выбросами парниковых газов на основе добровольных обязательств по их сокращению»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.