Презентация на тему "Понятие о биоценозе"

Презентация: Понятие о биоценозе
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Понятие о биоценозе" знакомит учеников с понятием биоценоза, его разновидностями, составом биоценоза суши и океана, ярусностью в данном понятии, понятием биомассы и др. Презентация содержит много иллюстраций и анимированных элементов, делающих ее более яркой и запоминающейся.

Краткое содержание

  • Биоценоз;
  • Состав биоценоза суши и океана;
  • Ярусность в биоценозе;
  • Биомасса;
  • Консументы;
  • Виды биоценозов.

Содержание

  • Презентация: Понятие о биоценозе
    Слайд 1

    Понятие о биоценозе

  • Слайд 2

    Биоценоз​

    Биоценоз - совокупность взаимосвязанных между собой живых организмов, обитающих в данной местности.

  • Слайд 3

    Состав биоценоза суши и океана

  • Слайд 4

    Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1 м2 приходится несколько сотен тысяч растений и животных.

  • Слайд 5

    Большинство живых организмов обитает в приповерхностном слое океана.

  • Слайд 6

    Ярусность в биоценозе

  • Слайд 7

    Биомасса

    • Биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженное в единицах массы.
    • Для создания первичной биомассы используется солнечная энергия.

  • Слайд 8

    Консументы

  • Слайд 9

    Виды биоценозов

    1. Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес, водоём.
    2. Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. например, сад, огород, аквариум.

  • Слайд 10

    Вывод

    Вот и ответили мы на вопрос – «Что же такое биоценоз?» Здесь все семьёю одною живут, Дышат, питаются, даже растут. Все приловчились, порядок везде, Всё по закону «Ты – мне, я – тебе» Если вдруг с кем-то случилась беда – Нечего плакать, такая судьба. В целом, у каждого доля своя, В этой системе есть где-то и я.

    1. Биоценозы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания.
    2. Общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем биоценоз устойчивее.
    3. Биоценозы бывают естественными и искусственными. Искусственные – неустойчивые, там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: Понятие о биоценозе

Цель: Формирование у учащихся знаний:

  • о биоценозе как устойчивой системе;
  • о биоценозах естественных и искусственных;
  • об обязательных компонентах биоценоза:
    • продуцентах;
    • консументах;
    • редуцентах.

Знакомство учащихся с причинами устойчивости естественного биоценоза и неустойчивости искусственного.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока:
Слайд 1.
Всех нас волнует серьёзный вопрос:
Что же такое биоценоз?
Эту проблему решу я, друзья, –
Это такая большая семья:
Звери и птицы, жуки, пауки,
Лес, в нем березы, осины, дубки,
Черви и мыши, воздух, земля,
Листья опавшие, может, хвоя,
Даже тропа, где грибочки ты нёс,
Вот, что такое биоценоз.
Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?
Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.

Слайд 2.
Живые организмы встречаются на Земле не в любых случайных сочетаниях, как независимые особи, а образуют закономерные комплексы (сообщества). Впервые на возможность выделения таких сообществ обратил внимание немецкий биолог Карл Август Мёбиус (1825— 1908). В 1877 г. он предложил для обозначения группы живых организмов, постоянно встречающихся вместе, при наличии одинаковых условий существования, термин биоценоз (от греч. bios — жизнь и koinos — общий, делать что-либо общим).
Биоценоз — это исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема).
Энергия через пищу переходит от одних организмов к другим. Осуществляется это через цепи питания.
Цепь питания – ряд взаимосвязанных видов организмов, каждый предыдущий из которых служит пищей последующему.
С кого начинается каждая цепь питания? (всегда с растений)

Слайд 3.
Состав биоценозов суши существенно отличается от водного биоценоза. Жизнь сосредоточена, в основном, на суше (на поверхности земли и в почве). Есть она и в океане, но на суше преобладают зелёные растения, а в океане, наоборот, микроорганизмы и животные.

Слайд 4.
Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый. В тропических лесах видовой состав живых организмов изучен недостаточно, но известно, что там на 1 квадратный метр приходится несколько десятков сотен тысяч растений и животных.

Слайд 5.
В водном биоценозе океана преобладают животные.

Слайд 6.
Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной.
Как вы считаете, что обозначают эти понятия?
Ярусы – этажи.
Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).
Временная – располагается во времени (меняется со временем)
Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.
Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

Слайд 7.
В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты. Попробуйте дать определение понятию «продуценты».
Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).
Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?
Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.
Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами.

Слайд 8.
Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?
Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.
Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка.
Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.
Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?
Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.
Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных. К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.

  • Слайд 9.
  • Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный).
  • Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.
  • Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород, аквариум.
  • Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?
  • Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Слайд 10.
Биоценозы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания.
Общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем биоценоз устойчивее.
Биоценозы бывают естественными и искусственными. Искусственные – неустойчивые, там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Пояснительная записка.
Данная презентация по теме «Понятие о биоценозе» подготовлена к уроку «Понятие о природном сообществе» по учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В.С.Кучменко «Биология» 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2010, для учащихся 6 класса.
У шестиклассников продолжает происходить сложная перестройка умственной активности.
Постоянное общение с природой, естественный интерес к ней, наличие разнообразной информации вызывают у ребят потребность понять и объяснить многие явления и процессы.
Большую помощь в этом ученикам оказывают учебные презентации.
Данная презентация Яркие краски, рисунки, анимации позволяют учителю активно вовлекать учеников в образовательный процесс.
Материал адаптирован к возрасту шестиклассников (12-13 лет). Уже с 6 класса ребята получают знания по основам экологии. Необходимо усвоить много новых терминов, которыми учащиеся будут пользоваться до конца обучения. Презентация поможет осуществить это легко и быстро.

Тема урока: Понятие о биоценозе

Цель: Формирование у учащихся знаний:

  • о биоценозе как устойчивой системе;
  • о биоценозах естественных и искусственных;
  • об обязательных компонентах биоценоза:
    • продуцентах;
    • консументах;
    • редуцентах.

Знакомство учащихся с причинами устойчивости естественного биоценоза и неустойчивости искусственного.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока:
Слайд 1.
Всех нас волнует серьёзный вопрос:
Что же такое биоценоз?
Эту проблему решу я, друзья, –
Это такая большая семья:
Звери и птицы, жуки, пауки,
Лес, в нем березы, осины, дубки,
Черви и мыши, воздух, земля,
Листья опавшие, может, хвоя,
Даже тропа, где грибочки ты нёс,
Вот, что такое биоценоз.
Как вы думаете, исходя из прочитанного стихотворения, какое определение можно дать понятию «биоценоз»?
Биоценоз – это сообщество (совокупность) растений, животных и других организмов.

Слайд 2.
Живые организмы встречаются на Земле не в любых случайных сочетаниях, как независимые особи, а образуют закономерные комплексы (сообщества). Впервые на возможность выделения таких сообществ обратил внимание немецкий биолог Карл Август Мёбиус (1825— 1908). В 1877 г. он предложил для обозначения группы живых организмов, постоянно встречающихся вместе, при наличии одинаковых условий существования, термин биоценоз (от греч. bios — жизнь и koinos — общий, делать что-либо общим).
Биоценоз — это исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема).
Энергия через пищу переходит от одних организмов к другим. Осуществляется это через цепи питания.
Цепь питания – ряд взаимосвязанных видов организмов, каждый предыдущий из которых служит пищей последующему.
С кого начинается каждая цепь питания? (всегда с растений)

Слайд 3.
Состав биоценозов суши существенно отличается от водного биоценоза. Жизнь сосредоточена, в основном, на суше (на поверхности земли и в почве). Есть она и в океане, но на суше преобладают зелёные растения, а в океане, наоборот, микроорганизмы и животные.

Слайд 4.
Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый. В тропических лесах видовой состав живых организмов изучен недостаточно, но известно, что там на 1 квадратный метр приходится несколько десятков сотен тысяч растений и животных.

Слайд 5.
В водном биоценозе океана преобладают животные.

Слайд 6.
Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной.
Как вы считаете, что обозначают эти понятия?
Ярусы – этажи.
Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).
Временная – располагается во времени (меняется со временем)
Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.
Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

Слайд 7.
В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты. Попробуйте дать определение понятию «продуценты».
Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).
Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?
Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.
Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами.

Слайд 8.
Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?
Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.
Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка.
Хищники и паразиты, тоже создающие органические вещества, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка и т.д.
Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?
Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.
Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных. К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.

  • Слайд 9.
  • Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный).
  • Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.
  • Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород, аквариум.
  • Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?
  • Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Слайд 10.
Биоценозы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания.
Общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем биоценоз устойчивее.
Биоценозы бывают естественными и искусственными. Искусственные – неустойчивые, там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.
Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
Пояснительная записка.
Данная презентация по теме «Понятие о биоценозе» подготовлена к уроку «Понятие о природном сообществе» по учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В.С.Кучменко «Биология» 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2010, для учащихся 6 класса.
У шестиклассников продолжает происходить сложная перестройка умственной активности.
Постоянное общение с природой, естественный интерес к ней, наличие разнообразной информации вызывают у ребят потребность понять и объяснить многие явления и процессы.
Большую помощь в этом ученикам оказывают учебные презентации.
Данная презентация Яркие краски, рисунки, анимации позволяют учителю активно вовлекать учеников в образовательный процесс.
Материал адаптирован к возрасту шестиклассников (12-13 лет). Уже с 6 класса ребята получают знания по основам экологии. Необходимо усвоить много новых терминов, которыми учащиеся будут пользоваться до конца обучения. Презентация поможет осуществить это легко и быстро.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке