Содержание
-
- Тема урока
- Позитивные взаимоотношения между организмами
- Автор: Мишнина Л. А.,
- учитель биологии СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области
-
Цели урока:
- 1.Образовательная: продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.
- 2. Развивающая: сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность.
- 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
-
Актуализация знаний
- 1.Что такое симбиоз?
- ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).
- 2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть? (прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды)
-
Различают множество типов парных взаимодействий:
- 1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии:
– например, трофический симбиоз.
- 2. Топические – связанные с изменением условий обитания:
– форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др.
- 3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации:
–например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).
-
Изучаем новую тему
- Позитивные отношения это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)
-
-
Определите тип взаимоотношений
1. Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто
крошки падают
к нему с ее стола.
-
- Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других.
- На чем основано сожительство рака-отшельника, актинии и многощетинкового червя?
-
- Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.
-
- Приведите примеры проявления кооперации в живой природе .
-
- Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.
- Мутуализм(++).
- Лишайники—это тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.
- Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур
-
- Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев.
-
- Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.
- (Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).
-
Комменсализм.
- Один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны
- -Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц.
- - Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи.
- Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями.
- - Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре
-
- Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство?
- ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений).
- Рыба прилипала и акула.
- Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.
- Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам
-
-
-
-
-
-
Применяем полученные знания
- С1. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.
( САМОЕ ПОЛНОЕ ИЗДАНИЕ ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ЕГЭ 2012. БИОЛОГИЯ/ ФИПИ Авторы-составители: Б.А. Никишова и С.П. Шаталова )
Элементы ответа:
- 1) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии;
- 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.
-
- С1 Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
( Отличник ЕГЭ. Биология / ФИПИ. Авторы-составители: Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А.)
Элементы ответа:
- 1) деревья вступают в симбиоз с грибами;
- 2) корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.
-
- С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их:
- 1.Между организмами в процессе их существования могут возникать разнообразные как внутри-, так и межвидовые отношения.
- 2.Симбиотические отношения между организмами всегда носят обязательный характер.
- 3.Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву.
- 4. Деревья с микоризой находятся в угнетенном состоянии и плохо растут
- 5.Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.
- С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их:
-
- Ошибки допущены в предложениях-2,4 2.Симбиотические отношения между организмами носят как обязательный так и временный характер.
- 4. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, так как через грибницы дерево обеспечивается водой и минеральными солями
-
- Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах.
- Объясните почему ?
-
- Домашнее задание. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.