Презентация на тему "Позитивные взаимоотношения между организмами" 6 класс

Презентация: Позитивные взаимоотношения между организмами
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Позитивные взаимоотношения между организмами" поможет учителю в проведении урока. Материал содержит информацию о проявлениях биотических факторов среды. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических картинок. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Что такое симбиоз?
  2. Типы парных взаимодействий

Содержание

  • Презентация: Позитивные взаимоотношения между организмами
    Слайд 1
    • Тема урока
    • Позитивные взаимоотношения между организмами
    • Автор: Мишнина Л. А.,
    • учитель биологии СОШ №3 Акбулакского района Оренбургской области
  • Слайд 2

    Цели урока:

    • 1.Образовательная: продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды; раскрыть сущность позитивных отношений между организмами.
    • 2. Развивающая: сформировать умение различать проявление разных форм симбиоза; развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность.
    • 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  • Слайд 3

    Актуализация знаний

    • 1.Что такое симбиоз?
    • ( Симбиоз- сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).
    • 2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть? (прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды)
  • Слайд 4

    Различают множество типов парных взаимодействий:

    • 1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии:

    – например, трофический симбиоз.

    • 2. Топические – связанные с изменением условий обитания:

    – форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др.

    • 3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации:

    –например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).

  • Слайд 5

    Изучаем новую тему

    • Позитивные отношения это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Определите тип взаимоотношений

    1. Запрягся рак- отшельник:

    Актиния на нем.

    Отшельник не досадует, что ноша тяжела,

    Ведь часто

    крошки падают

    к нему с ее стола.

  • Слайд 8
    • Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других.
    • На чем основано сожительство рака-отшельника, актинии и многощетинкового червя?
  • Слайд 9
    • Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.
  • Слайд 10
    • Приведите примеры проявления кооперации в живой природе .
  • Слайд 11
    • Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.
    • Мутуализм(++).
    • Лишайники—это тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.
    • Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур
  • Слайд 12
    • Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев.
  • Слайд 13
    • Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.
    • (Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).
  • Слайд 14

    Комменсализм.

    • Один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны
    • -Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц.
    • - Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи.
    • Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями.
    • - Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре
  • Слайд 15
    • Что объединяет такие формы комменсализма как нахлебничество и квартирантство?
    • ( При таких взаимодействиях один из организмов улучшает свое положение, а другой не испытывает значимых изменений).
    • Рыба прилипала и акула.
    • Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.
    • Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Применяем полученные знания

    • С1. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.

    ( САМОЕ ПОЛНОЕ ИЗДАНИЕ ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ ЕГЭ 2012. БИОЛОГИЯ/ ФИПИ Авторы-составители: Б.А. Никишова и С.П. Шаталова )

    Элементы ответа:

    • 1) у бобовых на корнях поселяются клубеньковые бактерии;
    • 2) они усваивают азот воздуха и обеспечивают растения азотным питанием.
  • Слайд 22
    • С1 Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

    ( Отличник ЕГЭ. Биология / ФИПИ. Авторы-составители: Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А.)

    Элементы ответа:

    • 1) деревья вступают в симбиоз с грибами;
    • 2) корни растений получают дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.
  • Слайд 23
    • С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их:
      • 1.Между организмами в процессе их существования могут возникать разнообразные как внутри-, так и межвидовые отношения.
      • 2.Симбиотические отношения между организмами всегда носят обязательный характер.
      • 3.Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву.
      • 4. Деревья с микоризой находятся в угнетенном состоянии и плохо растут
      • 5.Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.
  • Слайд 24
    • Ошибки допущены в предложениях-2,4 2.Симбиотические отношения между организмами носят как обязательный так и временный характер.
    • 4. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, так как через грибницы дерево обеспечивается водой и минеральными солями
  • Слайд 25
    • Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах.
    • Объясните почему ?
  • Слайд 26
    • Домашнее задание. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения комменсализма?
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке