Содержание
-
ЯЗЫК – ИСТОРИЯ -КУЛЬТУРА
-
27.03.2025 2 Связь языка с историей и культурой народа
-
Цели урока:
- Какова роль языка в истории и культурной жизни народа? - Почему происходит засорение русского языка?
-
ЯЗЫК? ИСТОРИЯ? КУЛЬТУРА
-
Язык. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Язык. 2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык. 3. Народ, нация.
-
Функции языка:
- коммуникативная / функция, служащая для общения людей/ - когнитивная / функция, связанная с познаванием, мышлением/ - метаязыковая / функция, использующая средства языка с целью пояснения какого-либо понятия другими словами/ - эмоционально – экспрессивная / функция, служащая для непосредственного выражения чувств, эмоций/ - эстетическая / функция создания прекрасного средствами языка/
-
Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же (краткое прилагательное) и (краткое прилагательное). Рина Зелёная / прекрасна и беззащитна /
-
ЯЗЫК ? ИСТОРИЯ? КУЛЬТУРА
-
Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Например, события, вошедшие в историю.
-
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. А. Генис Язык – это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рождённые в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык – это орудие мышления. А.Н. Толстой
-
Вывод: язык - источник для познания истории народа.
-
Причины засорения русского языка: - влияние окружающего современного мира; - бездуховность общества, лишённого всякого стремления к высоким идеалам, безнравственность, духовная опустошённость. 27.03.2025 12
-
Язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое творение, исходящее из самого себя. В. Гумбольд Вывод: потребности культурного развития стали двигателем развития языка, который отразил и сохранил историю культурной жизни нации.
-
ЯЗЫК? ИСТОРИЯ? КУЛЬТУРА
-
ЯЗЫК = ИСТОРИЯ = КУЛЬТУРА
-
Вывод:изучая язык, мы изучаем историю народа, храним свою национальную культуру. Без русского языка не будет русского народа, забудется русская культура, а без неё не вспомнится прошлое, а без прошлого нет и не будет будущего.
-
1. Какое высказывание отражает содержание текста?
1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика. 2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита. 3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема нарушения норм русского литературного языка. 4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе. Ответ : 4
-
2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13-16?
1) повествование и описание 2) повествование 3) рассуждение 4) рассуждение и повествование Ответ: 3
-
3. Работа с языковыми особенностями «Автора текста волнует судьба родного языка. Текст насыщен эмоциональной лексикой, оборотами, характерными для публицистического стиля. Используются синтаксические средства языковой выразительности, в частности __(предложения 1,11) и ___ (в предложениях 9, 18,19), а также такой стилистический приём, как __(всё приемлет, на всё отзывается). Лексика текста богата и разнообразна, удачно используются тропы, в том числе ___(плодить новые формы (не клонировать!); языковое разноцветье; расцветают, пестрят - о словах). Это делает речь автора экспрессивной, убедительной.»
-
Список терминов: 1) метафора 2) диалектизм 3) ряды однородных членов 4) лексический повтор 5) литота 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) фразеологизм 9) риторическое восклицание Ответ: 9, 3, 4, 1
-
Работа в группах.
I группа формулирует и комментирует одну из проблем, поставленных автором. II группа формулирует тезисы, в которых выражается позиция автора. III группа приводит два аргумента в защиту своей позиции. 27.03.2025 21
-
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык. К.Г. Паустовский 27.03.2025 22
-
Какие мысли, высказывания известных людей запомнились, получили в вашей душе эмоциональный отклик? Продолжите фразу: «Из данного урока я понял, что…» Приведите примеры, где пригодятся вам полученные знания.
-
Домашнее задание. Сочинение – рассуждение на тему: « Культурный человек. А какой он? »
-
Молодцы!!! Спасибо за плодотворную работу!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.