Презентация на тему "Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы"

Презентация: Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.86 Мб). Тема: "Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы". Предмет: биология. 37 слайдов. Для учеников 4-6 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.3 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы
    Слайд 1

    Промысловая охота тувинцев как способ защиты природы

    Древний священный обычай угас. Зверя все меньше. И близится час: Вовсе исчезнет охота. А.А.Даржай.

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Цель Работы:

    Доказать,что промысловая охота тувинцев не только возможность обеспечить семьи мясом и ценной пушниной, но и способ защиты тайги, защиты окружающей природы.

  • Слайд 4

    Задачи:

    1.Значение охоты в жизни древних тувинцев. 2.Промысловый животных.

  • Слайд 5

    Значение охоты в жизни древних тувинцев

    Охота – основное занятие в жизни древних тувинцев. Об этом свидетельствуют археологические находки, относящиеся к периоду верхнего или позднего палеолита. Обитатели Тувы в этот период занимались коллективной охотой на мамонта и сибирского носорога, на дикую лошадь, северных оленей. Орудиями охоты служили: Дубинки и копья с каменными и костяными наконечниками. Широко применялись массовые облавы и загоны зверей к обрыву или к оврагу.

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Носорог

  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Промысловый культ животных в Туве

    Культ животных – это особое отношение к промысловым животным, наделение их человеческими качествами и магической силой. Культовые животные - это в основном промысловые животные. Некоторые из них исчезли с лица земли, многие промысловые виды дожили до современного этапа, но в настоящее время состояние их численности очень низкое. Это такие исчезающие виды, как алтайский горный баран, дзерен, дикий северный олень и др.

  • Слайд 12

    Особенности промыслового культа:

    1. Основу промыслового культа составляет вера в то, что животное подобно человеку, что оно не только обладает сверхчутким обонянием, но и понимает человеческую речь. 2. Вера в то, что у каждого зверя есть свой хозяин, распоряжающийся им, и лишь по его милости охотник может добыть зверя. Это ставит промысловый культ в ряд особых форм религии. А раз животное вездесуще, надо опасаться вызвать его гнев. Этими представлениями объясняются некоторые обряды промысловой магии и магические запреты, меры предосторожности на охоте, в частности, подставные имена животных, чаще всего хищных, опасных.

  • Слайд 13

    Правила охоты

    У тувинцев существовали определенные правила охоты – это были запреты, являющиеся, по сути, искусными приемами защиты природы: Не убивали дикого животного, прибежавшего к стойбищу; Запрещалось охотиться на самок с детенышами; Охотник должен был убить зверя одним выстрелом, не мучая его; Не добывали редких зверей; Прежде чем убить зверя, его «выпрашивают» у духа тайги; Каждый год освящают богатую зверями тайгу.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Звери на которых охотились

  • Слайд 16

    СС

  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25

    КкКККо

  • Слайд 26

    Орудия охоты

    Орудия у тувинского охотника были традиционными и не предназначались для хищнического истребления. Камни – орудие охоты на белку, были люди, которые в горной местности могли метким ударом попасть в присевшего зайца, манула. Бита – орудие из тонкой лиственницы длиной около метра Силок – орудие из волос конского хвоста для охоты на горностая, куницу, барсука, белку Чергий– приспособление для добычи мелких зверюшек, бегающих по тропкам:суслика, хорька, куницы, горностая.

  • Слайд 27

    Маспак – огромная тяжелая лесина к которой приделывали тонкую бечевку, тронув ее зверь приводит ее в действие, бревно падает и оглушает зверя. Это приспособление для добычи крупной дичи на зиму(косули, кабана или медведя) Ая– это очень опасное и для зверя, и для человека оружие. Его ставят на тропах зверей: зайца, косули, волка, марала и медведя Лук – это древнее приспособление, которое служило орудием охоты, боевым оружием, для охоты на мелких зверей использовалась стрела с тупым наконечником Капкан – в основном ставился на мелких зверей и ста применяться, когда в Туву стали завозить русские товары

  • Слайд 28

    Начало хищнической охоты

    На рубеже ХIХ – ХХ вв отношение к охоте изменилось из – за ухудшения жизни аратов, находящихся под гнетом манчжурской династии Цинь. В это период существовал албан – пушной налог. Албан включал 8 видов пушнины: барса, рыси, выдры, соболя, волка, росомахи, лисицы и белки. Араты должны были ежегодно сдавать 9 тысяч соболей. Разрешалось при этом уплатить албан вместо соболя шкурками вышеперечисленных зверей с учетом их эквивалентности. Шкура барса, рыси и выдры считались равными трем соболям, волка, лисицы и росомахи – полсоболя, 40 шкурок белки шли за соболя среднего качества.

  • Слайд 29

    Единый пушной налог – албан – 9000 соболей

  • Слайд 30

    Элементы охотничьей магии

    Жертвоприношение – охотничий обряд для задобрения духов гор и рек, чтобы они послали удачу в промысле. Перед отправлением на охоту обращались за предсказанием о рузультатах охоты к шаману, который предсказывал обычно по руке охотника, разглядывая линии рук. Если охота неудачна, он подвешивал свой охотничий пояс набором охотничьих принадлежностей и угощал его. Находясь на промысле, не произносили названий животных. В тех случаях, когда это было необходимо, говорили иносказательно. Например, «чараш – ан» - красивый зверь, что означало «соболь», «улуг – ан» - лось. Добыча делилась с соседями, иначе удача в следующий раз покинет охотника. Старому человеку, пришедшему в юрту охотника, давали кусок мягкого сочного мяса и кость с мозгом и мясом.

  • Слайд 31

    Охота сегодня

    Во многих местах охотничьи обычаи сохранились. Мясо впрок не добывают. Охотники соблюдают обычай «ужа», когда любой человек, встретивший охотника на промысле мог крикнуть: «Ужа!» и получить часть добычи. Обычай «ужа» и другие юридические тонкости использования охотничьих угодий несколько лет подряд изучал американец БрайнДонахо. Он выучил тувинский язык и собирал сведения для докторской диссертации.

  • Слайд 32

    Соблюдение законов тайги

    Бережное и мудрое отношение тувинцев к живой природе, следование заветам предков – сохранение и передача из поколения в поколение традиций, способствовало относительно высокой численности видов животных , которые в наши дни занесены в наши Красные книги различных рангов, в том числе и в международную Красную книгу (архар, снежный барс, красный волк, дзерен и др) В различных экосистемах Тувы многие промысловые животные имеют более стабильную численность, чем в других регионах. К ним относятся лось, марал, соболь, бурый медведь, манул.

  • Слайд 33
  • Слайд 34

    Марал

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Заключение

    В Туве нет исключительного права охоты. Если в тайгу придет незнакомый человек, его не прогонят. Наоборот, ему должны помочь. Приютить в палатке, накормить, показать места охоты. Закон Тайги – помощь. Любой может пробовать здесь свои силы и получить по своим способностям. И никто не может взять у Тайги больше, чем она сама позволит. Если ты любишь и знаешь эту землю, она отдаст тебе все.

  • Слайд 37

    Библиография

    1.Аракчаа.Л.К.Истоки экологического воспитания.- Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2004.с 44,88,105 - 106. 2.Аранчын.Ю.Л.Исторический путь тувинского народа к социализму.- Новосибирск:Наука,1982.с 24 -25 3.Даржай.А.А.Зерна добра: Стихи и поэмы.-Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1989.с.130 – 131. 4.Кенин – Лопсан.М.Б. Традиционная культура тувинцев. –Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2006.с 62,134 193-195,201- 205. 5.Урянхай. Тыва дептер. Антология. Составитель С. К.Шойгу. Т1.М:Слово. 2007.с.570 – 571. Перепечатка отдельных частей и всей работы запрещается. Защищено авторским правом.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке