Презентация на тему "Рассудочная деятельность животных и мышления человека"

Презентация: Рассудочная деятельность животных и мышления человека
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Рассудочная деятельность животных и мышления человека", адресованная учащимся старших классов, либо студентам начальных курсов. Автор рассказывает по каким критериям ученые классифицируют способность к мышлению и многое другое.

Краткое содержание

  • Критерии наличия у животных зачатков мышления
  • Направления исследования элементов мышления животных
  • Формы элементарного мышления животных
  • Социальное сознание
  • Основные направления изучения элементов мышления у животных
  • Канон Ллойда-Моргана
  • Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности животных
  • Понятие об «эмпирических законах»
  • Задача на экстраполяцию

Содержание

  • Презентация: Рассудочная деятельность животных и мышления человека
    Слайд 1

    Рассудочная деятельность животных и биологические предпосылки мышления человека

  • Слайд 2

    «Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения — привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного».

    А. Р. Лурия

  • Слайд 3

    Критерии наличия у животных зачатков мышления

    • «экстренное появление ответа в отсутствие готового решения» (Лурия);
    • «познавательное выделение объективных условий, существенных для действия» (Рубинштейн);
    • «обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового» (Брушлинский);
    • «наличие и выполнение промежуточных целей» (Леонтьев).
  • Слайд 4

    Направления исследования элементов мышления животных, позволяющих установить, имеется ли

    • способность в новых ситуациях решать незнакомые задачи, для которых нет готового решения, т. е. экстренно улавливать структуру задачи («инсайт»)
    • способность к обобщению и абстрагированию в виде формирования довербальных понятий и оперирования символами
  • Слайд 5
    • В. Келер пришел к выводу, что человекообразные обезьяны обладают интеллектом, который позволяет им решать некоторые проблемные ситуации не методом проб и ошибок, а за счет особого механизма — «инсайта»
    • Н. Майер показал, что одна из разновидностей мышления животных — способность в новой ситуации реагировать адекватно за счет экстренной реорганизации ранее приобретенных навыков
    • Н. Н. Ладыгина-Котсписала, что «обезьяны имеют элементарное конкретное образное мышление (интеллект), способны к элементарной абстракциии обобщению. И эти черты приближают их психику к человеческой».
  • Слайд 6

    Формы элементарного мышления животных

    Способность к экстренному решению новых задач.

    Мышление, или рассудочная деятельность, — это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта».

    Л.В.Крушинский

    Д. Рамбо, анализирующий процесс символизации у антропоидов, подчеркивает когнитивную природу этого явления и рассматривает мышление животных как «адекватное поведение, основанное на восприятии связей между предметами, на представлении об отсутствующих предметах, на скрытом оперировании символами».

    Д. Примэктакже приходит к выводу, что «языковые» способности шимпанзе (сложная форма коммуникативного поведения) связаны с «умственными процессами высшего порядка».

  • Слайд 7
    • Способность к обобщению, абстрагированию и формированию довербальных понятий.
    • «Способность к обобщению и абстрагированию — это умение животного в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства предметов и их отношений».

    Л. А. Фирсов

  • Слайд 8

    Способность предвидеть результаты собственных действий.

    «Умение планировать, предвидеть, способность выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы — вот в сжатом виде суть рассудочного поведения».

    Джейн Гудолл

  • Слайд 9

    «Социальное сознание» проявляется в способности учитывать поведение сородичей — совершаемые ими действия и их последствия.

    Примэки Вудраф первыми начали систематическое изучение способности шимпанзе к отвлеченной оценке мысленных состояний других особей и прогнозированию на этой основе их намерений.

    Это наиболее сложное и трудно выявляемое свойство разума высших позвоночных.

  • Слайд 10

    Основные направления изучения элементов мышления у животных

    • Исследования способности животных к решению новых задач в новых, экстренно возникших ситуациях, для выхода из которых у них нет «готового решения» и которые могут быть решены «за счет улавливания связей и соотношений между предметами и явлениями», за счет «активного овладения закономерностями окружающей среды» при первом же предъявлении.
    • Способность животных решать задачи за счет переноса ранее выработанной реакции на новые стимулы (или наборы стимулов) и в новые ситуации.
  • Слайд 11

    Канон Ллойда-Моргана

    «То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале».

    В работах К. Л. Моргана были сформулированы следующие положения важные для развития науки о поведении, в частности о зачатках мышления:

    • взаимодействие инстинкта и приобретенных поведенческих реакций;
    • существует биологическая предрасположенность к некоторым формам обучения;
    • при изучении мышления животных необходимо следовать «правилу экономии».
  • Слайд 12

    Исследование мышления животных базируется в основном на анализе таких способностей, как:

    • оценка количественных параметров среды, т.е. «счет»;
    • орудийная деятельность;
    • освоение языков-посредников
  • Слайд 13

    Для получения достоверных результатов при проведении когнитивных тестов необходимо соблюдать

    целый набор условий:

    • возможность оценить выполнение теста при первом предъявлении;
    • обеспечение «новизны» стимулов при повторных предъявлениях задачи;
    • соответствие условий эксперимента сенсорным, манипуляционным и локомоторным возможностям животных данного вида;
    • оценка экологических и этологических особенностей данного вида;
    • создание у животного мотивации, побуждающей его решать задачу;
    • устранение таких признаков, которые животное могло бы использовать при решении (обонятельные, пространственные и другие стимулы-«подсказки»);
    • предотвращение невольных «подсказок» экспериментатора.
  • Слайд 14

    Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности животных

    I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе

  • Слайд 15

    II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков

  • Слайд 16

    III. Выявление общего алгоритма

    Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке

    Формирование установки на обучение

    IV. Обобщение и абстрагирование

    • Обобщение абсолютных признаков
    • Обобщение относительных признаков
    • Формирование «естественных» понятий
    • Формирование довербальныхпонятий
    • Использование символов
  • Слайд 17

    V. Операции логического вывода

    • Построение аналогий
    • Транзитивное заключение

    VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)

    • Самоузнавание в зеркале
    • «Перемена ролей»
    • Преднамеренный обман
  • Слайд 18

    Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения

    Изготовление орудия шимпанзе: соединение двух палок (А). С помощью новой палки большей длины приманку достать можно (Б) (опыты В. Келера).

  • Слайд 19

    Использование орудий шимпанзе.А — шимпанзе применяет палку в качестве шеста, встав на

    который можно дотянуться до приманки (опыты В. Келера); Б - молодой шимпанзе Тарас (опыты Л. А. Фирсова) сообразил, как «заклинить» крышку с помощью палки, чтобы достать лакомство.

  • Слайд 20

    Горилла выталкивает палкой плод из трубы (опыт Р. Йеркса).

  • Слайд 21

    Достижение приманки с помощью искусственных сооружений. А — конструкция из ящиков;

    Б — живая «пирамида».

  • Слайд 22

    Понятие об «эмпирических законах» и задачи на достижение приманки, исчезающей из поля зрения,

    разработанные Л.В.Крушинским

    Наиболее важные эмпирические законы, владение которыми необходимо животному для решения ряда логических задач:

    • Закон «неисчезаемости» предметов
    • Закон, связанный с движением
    • Законы «вмещаемости» и «перемещаемости»
  • Слайд 23

    «Задача на экстраполяцию»

    Под экстраполяцией понимают способность животного выносить функцию, известную на отрезке, за ее пределы.

    Л. В. Крушинский предложил несколько элементарных логических задач для изучения такой способности.

  • Слайд 24

    Задача на оперирование эмпирической размерностью фигур

    Оценки одной из форм пространственного мышления — способности животного в поисках приманки сопоставлять предметы разной размерности: трехмерные (объемные) и двумерные (плоские).

    Суть теста состоит в том, что объемная приманка может быть помещена (и спрятана) только в объемную, но не в плоскую фигуру, поэтому животное должно выбрать объемную фигуру.

    Для успешного решения задачи на ОЭРФ животные должны владеть следующими эмпирическими законами и выполнять следующие операции:

    • мысленно представить себе, что приманка, ставшая недоступной для непосредственного восприятия, не исчезает, а может быть помещена в другой объемный предмет и вместе с ним перемещаться в пространстве;
    • оценить пространственные характеристики фигур;
    • пользуясь образом исчезнувшей приманки как эталоном, мысленно сопоставить эти характеристики между собой и решить, где спрятана приманка;
    • сбросить объемную фигуру и овладеть приманкой.
  • Слайд 25

    Эксперимент с вороной по оперированию эмпирической размерностью фигур (рисунок Т. Никитиной).

  • Слайд 26

    Тест Ревеша-Крушинского

    Этот тест был предложен Дж. Ревешем для сравнительной оценки рассудочной деятельности обезьян и детей, а позднее и независимо от него использовался Л. В. Крушинским, О. О. Якименко и Н. П. Поповой для изучения онтогенеза невербального мышления человека. Предполагалось, что его можно рассматривать как аналог задачи на экстраполяцию, более подходящий для опытов на человеке.

  • Слайд 27

    Задачи на экстренную интеграцию ранее образованных независимых навыков

    Одна из установок, предложенных Н. Майером для тестирования способности крыс к рассудочной деятельности

  • Слайд 28

    Обобщение и абстрагирование

    • Обобщение — мысленное выделение наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий; переход от единичного к общему.
    • Абстрагирование отражает другое свойство мыслительного процесса — независимость сформированного обобщения от второстепенных, несущественных признаков.
    • Способность к обобщению и абстрагированию зависит от возраста животного, его индивидуальных особенностей, а также от уровня филогенетического развития данного вида.
  • Слайд 29

    Основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования

    Основные методические подходы:

    • выработка дифференцировочных УР;
    • обучение выбору по образцу.
    • Варианты предъявления стимулов:
    • животному предоставляют альтернативный выбор из двух стимулов: один из них подкрепляется (S+), а другой не подкрепляется (S—);
    • при множественном выборе для сравнения с образцом предлагается несколько стимулов, один из которых положительный, а несколько — «отрицательных», т.е. неподкрепляемых стимулов.
    • Предъявление раздражителей может быть:
    • одновременным, когда оба стимула или же образец и оба стимула для выбора, сразу попадают в поле зрения животного;
    • или последовательным, когда стимулы предъявляют по очереди; в случае если проводят обучение выбору по образцу, то сначала предъявляют образец, а затем — стимулы для выбора.
  • Слайд 30
    • ДифференцировочныйУР или реакцию выбора по образцу вырабатывают с использованием одной определенной пары (или немногих пар) стимулов
    • Режим систематического варьирования второстепенных параметров стимулов. направлен не на выработку конкретных реакций на конкретные стимулы, а на выявление общего для многих стимулов признака и формирование единого (отвлеченного) правила выбора.
  • Слайд 31

    Схема экспериментов с птицами методом выбора по образцу. А — альтернативный выбор;

    Б — множественный выбор по признаку «число элементов». Стрелкой отмечен стимул, соответствующий образцу (по О. Келеру).

  • Слайд 32

    Тест на перенос

    • умение применить усвоенные правила выбора к новым стимулам. Его назначение — проверить, в какой степени у животного сформировалось обобщение подкрепляемого признака. Тест состоит в том, что вместо стимулов, использованных при первичном обучении, вводят новые, в разной степени отличающиеся от исходных.
    • тест позволяет оценить, способно ли животное применять ранее сформированные частные правила выбора к новым наборам стимулов, в той или иной степени отличающимся от исходных, т.е. переносить на них ранее выработанное правило выбора.
  • Слайд 33

    Уровни обобщения

    • Критерием для определения уровней обобщения, доступных животным, может быть степень разнообразия стимулов (или «диапазон отличий»), на которые они положительно реагируют в тесте на перенос (т.е. «узнают» обобщенный признак).
    • «Допонятийный» уровень обобщения. Он отражает способность к обобщению стимулов по абсолютным характеристикам, к выделению общего признака «в наглядно представленных конкретных объектах». Критерий достижения этого уровня обобщения — способность к переносу ранее выработанной реакции на новые стимулы той же категории.
    • Довербальные понятия. На основе процессов обобщения и абстрагирования у животных могут формироваться также довербальные понятия. Это означает способность к более высокому уровню обобщения, когда информация о свойствах предметов и явлений хранится в более отвлеченной форме.

    Такой уровень обобщения (формирование довербальных понятий) проявляется как способность к переносу правильных выборов на более широкий диапазон стимулов, в том числе стимулов других категорий и других модальностей.

  • Слайд 34

    Способность животных к символизации

    • Символизацией называют установление эквивалентности между нейтральными знаками — символами — и соответствующими предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.
    • Для изучения этой когнитивной функции у приматов и птиц применяют достаточно разнообразные экспериментальные приемы. Один из них связан с проблемой «счета» у животных. Известно, что животные способны к разным формам оценок количественных параметров среды, включая формирование довербального понятия о «числе». На следующем этапе анализа выясняют, могут ли животные связывать это понятие с символами (арабскими цифрами), т.е. существуют ли у них зачатки способности к «истинному счету» с помощью числительных, которым в полном объеме владеет только человек.
  • Слайд 35

    Проблема происхождения второй сигнальной системы

    • По мере накопления данных о том, что между психикой человека и человекообразных обезьян обнаруживается много сходного, у исследователей закономерно возникло предположение, что даже владение речью — такая, казалось бы, специфически человеческая черта — может иметь какие-то зачатки, «прообраз» у приматов.
    • Попытки выяснить, действительно ли такая возможность существует, неоднократно предпринимались еще с начала века, но первые результаты таких исследований свидетельствовали, что обезьянам человеческая речь недоступна. В то же время неудачи в попытках обучить их речи не воспринимались исследователями как окончательный «приговор». Р. Йеркс первым усомнился в «лингвистической неспособности» антропоидов. Позднее было высказано предположение, что эти неудачи связаны прежде всего с физической неспособностью произносить слова. Как оказалось, гортань шимпанзе просто в силу своего анатомического устройства не в состоянии генерировать звуки, необходимые для воспроизведения речи человека. Л. И. Уланова и А. И. Счастный предполагали, что для общения с приматами более подходил бы язык жестов, но не смогли проверить эту гипотезу экспериментальным путем.
  • Слайд 36

    Ключевые свойства языка (по Ч. Хоккету)

    В связи с проблемой усвоения антропоидами языков-посредников получили известность критерии языка, предложенные американским лингвистом Ч. Хоккетом. Согласно его представлениям, язык человека обладает семью ключевыми свойствами, часть которых присуща и естественным языкам животных. При анализе «лингвистических» навыков обезьян наиболее важны следующие свойства языка: семантичность, продуктивность, перемещаемость и культурная преемственность.

  • Слайд 37

    Виды языков-посредников.

    • Амслен (AMerican Sign LANguage)— язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые в США.
    • Йеркиш, в отличие от амслена, создан специально для экспериментов, а в качестве «слов» в нем используются особые значки-лексиграммы, которые обезьяна выбирает на клавиатуре, а затем может видеть на экране компьютера. Еще один вариант йеркиша, когда обезьяна получает устные инструкции, а отвечает на них с помощью знаков.
  • Слайд 38

    Свойства языка шимпанзе и критерии Хоккета

    • Знаки амслена обладают свойством "семантичности», т.е. с их помощью обезьяны могли присваивать определенное значение некоторому абстрактному символу.
    • Свойство «продуктивности» означает способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, преобразуя исходный ограниченный запас символов в новые сообщения.
    • Усвоенная шимпанзе система знаков амслена в некоторой степени обладает свойством «продуктивности».
    • Свойство «перемещаемость» означает, что предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения.
  • Слайд 39

    «Градации» элементарного мышления.

    • Л. В. Крушинский высказал гипотезу, что усложнение рассудочной деятельности животных в процессе эволюции происходило за счет увеличения числа «эмпирических законов», которыми могут оперировать животные, и, следовательно, росло число элементарных логических задач, которые они способны решать.
    • Исходя из этого, Крушинский полагал, что для сравнительной характеристики рассудочной деятельности животных необходимо использовать батареи разнообразных тестов.
  • Слайд 40

    Млекопитающие.

    Грызуны характеризуются низшей градацией элементарного мышления. Способность к экстраполяции обнаружена у диких крыс-пасюков, некоторых генетических групп мышей и бобров. Наряду со слабой способностью к экстраполяции, у грызунов ограничена способность к обобщению, и они не могут формировать установку на обучение. В то же время некоторые когнитивные задачи им доступны — крысы способны к решению задач на экстренную реорганизацию независимо сформированных навыков и к оптимизации стратегии при поиске приманки в тесте Ревеша—Крушинского.

    Следующая градация обнаружена у хищных млекопитающих. Все исследованные виды этого отряда (кошки, собаки, волки, лисы, песцы, медведи) успешно решают задачу на экстраполяцию. Это совпадает с их выраженной способностью к формированию установки на обучение и к достаточно высокому уровню обобщений. Большинство хищных млекопитающих не способны к решению теста на оперирование размерностью фигур. Это объективно отражает специфику их когнитивных способностей и отличие уровня развития хищных от приматов.

    Следующую градацию элементарного мышления можно обнаружить у более высокоорганизованных млекопитающих — обезьян и дельфинов. Дельфины хорошо экстраполируют направление движения раздражителя, что согласуется с их способностью к быстрому формированию установки на обучение, к высоким степеням обобщения и другим сложным когнитивным функциям

  • Слайд 41

    Птицы.

    В пределах класса птиц обнаружены сходные с млекопитающими градации способности к экстраполяции — от полного ее отсутствия у голубей до высокого ее развития (на уровне хищных млекопитающих и дельфинов) у врановых птиц. Хищные птицы занимают промежуточное положение: у них уровень успешных решений при первом предъявлении лишь незначительно (хотя и достоверно) превышает случайный.

    Способность к экстраполяции представляет собой относительно универсальную когнитивную функцию, в той или иной степени доступную широкому диапазону видов позвоночных, начиная с рептилий. Таким образом, самые первые и примитивные биологические предпосылки мышления человека возникли на ранних этапах филогенеза позвоночных.

    Более высокоорганизованные животные способны к решению большего числа когнитивных тестов и справляются с более сложными логическими задачами. Это соответствует представлениям Л. В. Крушинского о том, что эволюция элементарной рассудочной деятельности животных шла, по-видимому, в направлении увеличения числа «законов», которыми животное способно оперировать.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке