Содержание
-
Размножение и развитие насекомых
Разработал учитель химии и биологии Петреня Игорь Михайлович Государственное учреждение образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области
-
Проверим домашнее задание
Устно
1. Какое царство живых организмом мы изучаем? Назовите несколько признаков царства.
2. Какой тип живых организмов мы изучаем? Назовите несколько признаков типа.
3. Какие классы организмов относятся к изучаемому нами типу? Какие классы мы закончили изучать? Какой класс изучаем сейчас?
4. Перечислите основные признаки изучаемого нами класса организмов.
- Письменно
- Выполните, пожалуйста, задания, которые вы получили.
-
Задачи урока
Вспомним известное:
- размножение и развитие ракообразных и паукообразных;
- строение половой системы насекомых.
Узнаем новое:
- различные типы развития насекомых.
Учимся сравнивать:
- развитие и размножение насекомых с развитием и размножением ракообразных и паукообразных;
- разные типы развития насекомых.
02.10.2016
3
-
Особенности размножения насекомых
Вспомним строение и функции половой системы
- у самца
- у самки
-
Интересное из Интернета…
Живорождениенаблюдается у тараканов, кокцид, жуков и мух: яйца задерживаются в вагине, и развитие проходит внутри тела самки. Иногда яйца на некоторое время задерживаются в половых путях, начинают там развиваться, а затем откладываются, как у мух-тахин; у них же бывает яйцеживорождение, когда откладывается яйцо, содержащее готовую личинку, которая сразу же покидает яйцевую оболочку.
Источник: Энтомология – всё о насекомых. Живорождение у насекомых.
5 Партеногенезсуществует почти во всех отрядах. При партеногенезе из неоплодотворенных яиц развиваются только самцы или только самки, либо оба пола. Партеногенез характерен для пчел, некоторых паразитических перепончатокрылых, палочников, саранчовых. Партеногенез повышает шансы на расселение, позволяет преодолеть неблагоприятное воздействие среды.
Источник: Энтомология – всё о насекомых. Живорождение у насекомых.
-
Характерные признаки класса:
- раздельнополые животные,
- оплодотворение внутреннее,
- характерен половой диморфизм,
- чаще всего размножаются, откладывая яйца,
- возможен партеногенез,
- возможно живорождение.
02.10.2016
6
-
Развитие с полным превращением,или с полным метаморфозом
- Бабочки, жуки, мухи, комары развиваются с полным метаморфозом. У взрослого животного по сравнению с личинкой другая форма тела, конечности, ротовой аппарат, иные внутренние органы, есть крылья; у них разный образ жизни.
- Чтобы это произошло, нужна стадия покоя – куколка – самая загадочная стадия развития.
Бабочка монарх
-
Бабочка монарх
Стадии развития:
1) взрослое насекомое,
2) яйцо (сильно увеличено),
3) личинка,
4) куколка.
Бабочка откладывает оплодотворённые яйца на нижнюю поверхность листа, веточку растения. Считается, что яйца насекомых с метаморфозом не содержат много питательных веществ.
-
Личинка
Этот тип развития – приспособление, позволяющее выживать в различных, часто неблагоприятных условиях жизни. Оплодотворённое яйцо не имеет большого запаса питательных веществ. Поэтому и нужна стадия прожорливой личинки – стадия накопления питательных веществ для дальнейших преобразований. Различия в питании – отсутствие внутривидовой конкуренции – способствует расселению насекомых.
На фото: личинки жуков-щелкунов. проволочники
-
Куколка
- Стадия куколки – это фантастически интересная, необычная, часто загадочная и не видимая человеку стадия развития насекомых. Это стадия относительной неподвижности.
- У куколки имеются зачаточные крылья, согнутые в коленях ноги, антенны, хотя все эти органы неподвижны. Личиночные глаза заменяются на фасеточные.
- Куколки не способны питаться, так как ротовой аппарат неподвижен. Они не способны передвигаться, так как мышцы у них в состоянии формирования. Внутри куколки перестройка почти всех систем органов, иногда очень сильная. Это чрезвычайно сложный процесс! Это возможно благодаря питательным веществам, которые накопила личинка.
- Слева – внутренние, а справа – внешние органы
-
Развитие с неполным превращением,или с неполным метаморфозом
Личинки саранчи, кузнечиков, выходя из яиц очень похожи на взрослое насекомое по форме тела, по характеру питания и по местам обитания. Отличие состоит в недоразвитии крыльев, половых признаков, невозможности летать и в размерах тела. Им просто надо подрасти, не забыв о линьке.Линька многократная.
саранча
-
Саранча
Стадии развития:
1) взрослое насекомое (самка откладывает в почву яйца,
2) яйца в почве,
3) личинки выбираются наружу из почвы.
Стадия куколки отсутствует. Саранчатам надо сильно напрячься, что бы поднять засохшую почву. Раз, два, взяли! Ого! На них ещё видны остатки яйцевой оболочки.
-
саранча
- Яйцо насекомых имеет достаточные запасы питательных веществ, благодаря чему формируется маленькая личинка очень похожая на взрослую особь. Рост личинки, поэтапная её линька позволяют со временем достичь стадии половозрелого насекомого. Очень часто типы питания личинки и взрослого насекомого одинаковы или очень похожи, отсюда – жесткая конкуренция. На схеме: 1) последовательные стадии развития личинки, 2) взрослое насекомое.
- «Жареные» факты о насекомых
- У одного из видов цикад, проживающих в Северной Америке, период развития около 17 лет, вследствие чего насекомое появляется в большом количестве каждые 17 лет. По сравнению с большинством насекомых такой период развития представляется чрезвычайно долгим. Личинку называют нимфой. Индейцы жарят и едят эту цикаду.
- На изображении: переход цикады из стадии нимфы во взрослое насекомое.
- Источник: Свободная энциклопедия Википедия. Цикады.
-
Развитие без превращения,или без метаморфоза
Вошь головная – мелкое паразитическое насекомое человека. Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий. На фотографии видны черты приспособлений к образу жизни: коготки, щетинки, направленные назад, нет крыльев. Вызывает заболевание педикулёз.
Посмотрите внимательно. Какая же она чистюля! Ну, чем не красавица?!
вошь головная
-
Вошь головная
Стадии развития:
1) взрослое насекомое:
а)самец, б) самка;
2) яйцо на волосе (гнида);
3) личинки на разных этапах развития.
У вшей личинки по своему внешнему виду ничем не отличаются от взрослых особей, кроме размеров и недоразвитием половой системы.
-
Ответим на вопросы и подведём итоги нашей работы
1. Какие типы развития насекомых нам известны?
2. Перечислите последовательные стадии для каждого типа развития насекомых. Приведите примеры насекомых.
3. Охарактеризуйте каждую стадию развития насекомых: внешнее строение, образ жизни и биологическая роль.
4. Какой тип развития насекомых обеспечивает наибольшую приспособленность к существованию? Почему? Докажите на примерах?
5. *Как вы считаете, какой из изученных нами классов членистоногих имеет наиболее «продвинутые» черты в размножении и развитии? Докажите на примерах.
-
Домашнее задание
1. Учить по учебнику §21, обратив внимание на соответствующие рисунки.
2. Устно ответить на вопросы №1 - №5 на странице 83, после параграфа.
*3. Подготовить сообщение «Медведка – бич наших огородов. Особенности её строения и жизнедеятельности».
-
Активные ссылкина использованные изображения
фотография монарха:
-
бабочка монарх крупным планом:
-
схема неполного метаморфоза у саранчи:
-
Размножение и развитие насекомых
Разработал учитель химии и биологии Петреня Игорь Михайлович Государственное учреждение образования «Брагинская средняя школа» г.п. Брагин Гомельской области
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.