Содержание
-
«Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент , когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».Гераклит
Тема урока:«Развитие эволюционного учения Чарльза Дарвина»
-
Задачи урока
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей; Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории; Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых; Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
-
Основные понятия:
Эволюция Наследственная изменчивость Естественный отбор Искусственный отбор Борьба за существование
-
Чарльз Дарвин(1809-1882)
« Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными становятся для нас чудеса»
-
Чарльз Дарвин
Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
-
Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете. 1831- по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль». За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах. Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
-
План изучения урока.
1. Эволюция. 2. Система органической природы К. Линнея. 3. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и других ученых. 4.Успехи в новых областях биологии в начале XIX века. 5.Предпосылки возникновения эволюционной теории. 6.Основные положения Ч. Дарвина.
-
Система органической природы К. Линнея(1707-1778)- шведского естествоиспытателя.
-
Карл ЛиннейЗа единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы. Установил единообразную терминологию. Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская). Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством , но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства. Ошибочность его теории : Видов столько, сколько создал Творец.
-
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка(1744-1829)
Абелия Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде « Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком .
-
Жан Батист Ламарк
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в теорию. Приводит доказательства изменяемости видов. Ошибочные механизмы изменчивости: 1)стремление организмов к совершенствованию; 2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
-
Жорж Кювье- французский ученый (1769-1832)
Исследовал органы позвоночных; Установил: Все органы представляют собой части одной целостной системы; Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей; Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
-
Карл Бэр- российский ученый (1792-1876)
Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона. Сформулировал закон зародышевого сходства: « Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
-
Чарльз Лайель- английский ученый (1797-1876)
Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли. Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
-
Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.1)Социально-экономические.2)Научные.
-
Социально- экономические:
Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.
-
Научные предпосылки:
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
-
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина:
Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
-
Наследственная изменчивость (неопределенная)
Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа. Комбинативная- в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения. Мутационная- возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
-
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции. Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
-
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор- это процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
-
Формы искусственного отбора
1.Сознательный ( методический) 2.Бессознательный Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.
-
Сознательный(методический) искусственный отбор
При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному- двум признакам. Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
-
Бессознательный искусственный отбор
Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт. Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.
-
Учение Дарвина об естественном отборе
В результате борьбы за существование происходит естественный отбор- «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных» Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.
-
Закрепление изученного материала
Вопросы для повторения изученного. 1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе? 2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории? 3.В чем состоят основные положения учения Дарвина?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.