Содержание
-
Лицей им.В.Г Сизова.
Работа по теме:
Возникновение и развитие эволюционных представлений в додарвиновский период.
Выполнили:
- Прудникова Юля
- Романенко Саша
- Андреенко Женя.
-
Цель: раскрыть сущность взглядов на развитие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли.
Задачи:
- определить причину возникновения эволюционных представлений;
- познакомиться с сущностью эволюционных представлений Ж.Б. Ламарка и других ученых;
- обогатить знания об историческом прошлом биологической науки.
-
Проблемный вопрос урока:
Живые существа отличает поразительная сложность их организации, изумительная координация отдельных частей в организме, удивительная целесообразность их строения и поведения и фантастическое разнообразие форм от бактерии до человека. Как все это возникло?
-
Аристотель (384-322 гг. до н.э).
Аристотель дал первое определение жизни, понимая под ней “всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом". Ученый впервые выдвинул принцип “лестница существ", в соответствии с которым представители различных систематических групп животных выстроены в порядке возрастания сложности. Прогрессивные взгляды Аристотеля опередили свое время, однако и он не смог избежать наивных представлений о живой природе.
-
- Аристотель считал, что рыбы и моллюски могут зарождаться из морского ила, а ерви- из гниющего вещества.
- Он был сторонником идеи «о изначальной целесообразности якобы присущей всем живым существам».
-
Фалес.
- Все живые и неживые тела имеют что-то общее;
- Живое отличается от неживого целесообразностью своего устройства;
- Любой живой объект в большей или меньшей степени обладают душой;
- Вселение души непрерывно порождает организм из гниющего ила, тины, грязи и т.д.
-
Древний мир.
-
В древнюю эпоху бытовали стихийно-материалистические представления о живой природе. Но эта эпоха создала фундамент для успешного и последовательного формирования в последствии биологической картины мира.
-
Средние века.
-
Уже в последний период античности, т.е в эпоху упадка Римской империи, естественнонаучные исследования практически прекратились. На протяжении всего средневековья в Европе естественные науки не развивались, т.к любые формы изучения живой природы преследовались и могли стоить непокорному жизни.
-
Средние века.В это время погибли великие ученые:Галилео Галилей, Николай Коперник.
-
Эпоха возрождения.
Расцвет науки и искусства наступил в эпоху Возрождения. Интересно, что эти две сферы человеческого самовыражения тесно переплетаются друг с другом.
-
История знает немало примеров, когда гениальная или талантливая личность удивительно творит и в области науки, и в области искусства. Ярким примером является Леонардо даВинчи (1452-1519 гг.) Мы знаем его как гениального художника, но его вклад в развитие естественных наук известен большинству людей в гораздо меньшей степени.
-
- Леонардо да Винчи сделал точное изображение мускулов, костей, кровеносных сосудов человеческого тела. По существу, это был первый профессиональный выполненный атлас анатомии человека.
- Продолжительное время после смерти Леонардо выполненные им иллюстрации частей человеческого тела с успехом использовались для обучения будущих ученых, и даже в наше время они имеют не только чисто исторический успех.
-
Не смотря на упадок, церковь по-прежнему оказывала влияние на ученых. Большая часть ученых-биологов считало, что живых организмов существует такое количество, сколько их создал Бог. нет и не было организмов, которые не соответствовали бы цели, задуманной творцом. Не существует и лишних органов- все до мелочей продумано создателем. Основной смысл мировоззрений этого периода- постоянство, неизменность и изначальная целесообразность природы. Это учение названометафизическими всячески поддерживалось правящими кругами и особенно церковью.
-
К этому времени было описано множество видов растений, животных. Карл Линней (1707-1778гг.), шведский врач и натуралист попытался систематизировать накопленный материал. Ему удалось на основе сходства по одному- двум наиболее заметным признакам классифицировать организмы на виды, роды и классы. Линней искал только сходство, но не родство между видами, т.к неверил в возможность эволюции. Предшественники Линнея предлагали ввести в биологию двойные латинские названия род и вид. Линней решил использовать это нововведение. Однако Линней придерживался теории метафизичности природы, видя в ней изначальную целесообразность.
-
Заслуги Карла Линнея:
- Описал около 10000 видов растений и 4000 животных;
- Разработал принципы построения классификации живой природы;
- Добавил много нового в концепцию биологического вида;
- Ввел двойные латинские названия.
-
Важнейшим итогом развития биологической науки явилось осознание исследователями идеи исторического развития органического мира. Уже в конце 18 века наблюдается ломка метафизических представлений высказываются идеи о происхождении современных организмов от далеких предков.
-
Жан Батист Ламарк.
Неоценимый вклад в развитие эволюционного учения внес Жан Батист Ламарк (1744-1829гг.).В 1809 г. он выпустил в свет трактат «Философия зоологии», в котором изложил основные принципы эволюционной теории.
-
Многие идеи Ламарка носили ярко выраженный эволюционный характер. При этом он допускал, что природа создана творцом, однако все ее дальнейшее развитие по мнению Ламарка, осуществляется под действием естественных закономерностей.
-
Основные эволюционные взгляды Ламарка.
- Понятие «биологический вид» это чистая условность. Видов не существует- есть только непрерывный процесс исторического развития.
- Процесс исторических изменений осуществляется последовательно от простого к сложному в соответствии с «принципом градации»
- В этой связи Ламарк выделяет 6 ступеней градации, соответствующих разным уровням организации живых существ.
-
- Основная причина градации- внутренне стремление к самосовершенствованию, присуще всем живым организмам.
- Виды изменяются под влиянием внешней среды, приспосабливаясь к этим условиям.
- Поскольку новые признаки возникают под влиянием внешней среды, они всегда приспособительны и полезны для особи
-
Необходимость приспособиться к условиям среды требует от живых существ «упражнять»свои органы, в результате чего органы и части организма становятся более развитыми, мощными, увеличивается в размерах. Не работающие органы, лишенные постоянной нагрузки, уменьшается в размерах ивпоследствии могут совсем исчезнуть.
-
- Изменения могут возникнуть в течение жизни одного поколения и передаваться по наследству.
- Весьма вероятно происхождение человека от обезьяноподобных предков.
-
Ошибочные положения его учений.
- Идея внутреннего стремления к самосовершенствованию. Такое стремление следовало бы тогда признать у амебы и инфузории.
- Закон наследования приобретенных признаков. Признаки, возникавшие у данной особи в результате ее взаимодействия с внешней средой, как теперь известно, являются проявлением модификационной, ненаследственной изменчивости. Следовательно, они не будут передаваться потомкам : ведь эти изменения не затрагивают генетические структуры в ядре клетки. К тому же по наследству передается только размах изменчивости признака, т.е. «норма реакции», а не его конкретное, фиксированное значение.
- Является ошибочным и отрицание Ламарком реальностей вида. На ошибочность этой позиции указывает наличие целого комплекса критериев вида, который и ныне используется учеными.
-
Таким образом, идея Ламарка о том, что биологических видов не существует, не находит своего подтверждения с позиций современной науки. однако в целом вклад этого ученого в развитие естествознания следует признать очень существенным.
-
Ответ на проблемный вопрос.
- Живые существа отличает поразительная сложность их организации, изумительная координация отдельных частей в организме, удивительная целесообразность их строения и поведения и фантастическое разнообразие форм от бактерии до человека. Как все это возникло?
- Этот вопрос волновал человечество с древнейших времен. Различные религии давали один и тот же ответ: все виды были сотворены Богом.
-
В научных представлениях можно выделить несколько этапов:
- Античный мир
- Древний мир
На этих этапах бытовали стихийно-материалистические представления о природе
3. Средневековье. Доминирующими в средние века были представления о создании мира творцом и неизменности живой природы.
4. Эпоха возрождения. время умозрительных представлений, первых лженаучных теорий
5.Этап развития истинно-научных представлений о развитии живых существ.
-
Вопросы.
- Сторонником какой идеи был К. Линней? В чем ее суть?
- В чем отличие взглядов К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка на понимание категории вида?
- В чем заключается двойственность взглядов Ж.Б.-Ламарка?
-
Домашнее задание.
- Рассмотрите схему классификации животных, предложенную Ж.-Б. Ламарком. Почему свою систему классификации он назвал «градацией»?
- В каком направлении шла эволюция по Ламарку?
- Ж.-Б. Ламарк объяснял образование плавательной перепонки между пальцами у водоплавающих птиц; появление длинных ног и шеи у жирафа. Какой «закон» по Ламарку проявляется в этом случае?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.