Презентация на тему "Строение клетки"

Включить эффекты
1 из 35
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.5
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация, раскрывающая тему «Строение клетки», может быть использована для проведения как традиционного урока биологии в 9 классе, так и интегрированного с информатикой. Предназначена для учителя биологии.

Для проведения этапа целеполагания на втором слайде перечислено, что должен знать и уметь обучающийся после изучения темы. Рассматриваются основные органоиды, их функции и строение; отличия животной от растительной клеток, эукариот от прокариот. Для наглядности презентация снабжена картинками и таблицами. В конце предлагаются вопросы для повторения, задания для закрепления материала: заполнить таблицы, выбрать правильные ответы, найти соответствия. На последнем слайде прописано домашнее задание. Начало презентации перегружено текстом – биографиями учёных, поэтому лучше заменить этот этап сообщениями учащихся.

Краткое содержание

Рассматриваются основные органоиды, их функции и строение; отличия животной от растительной клеток, эукариот от прокариот. В конце предлагаются вопросы для повторения, задания для закрепления материала.

Содержание

  • Интегрированный урок(биология + информатика)в 9 классе.
    Слайд 1

    Интегрированный урок(биология + информатика)в 9 классе.

    Тема: «Строение клетки».

  • Слайд 2

    Цели урока:

    В конце урока вы должны:

    Знать:

    - строение и функции главных частей и органоидов клетки;

    - мембранный принцип её строения.

    Уметь:

    - объяснять роль внутриклеточных структур в процессе жизнедеятельности;

    - находить различия клеток животных и растений,

    эукариот и прокариот;

    - сравнивать, анализировать, делать выводы;

    - доказывать, что клетка – это структурная и функциональная единица живого.

  • Слайд 3

    Гук Роберт

    1635 - 1703

  • Слайд 4

    Роберт Гук

    ГУК, РОБЕРТ (Hooke, Robert) (1635-1703), английский естествоиспытатель. Родился 18 июля 1635 во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Некоторое время работал у известного художника П.Лили, посещал Вестминстерскую школу. В 1653 поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета, где стал ассистентом Р.Бойля и работал вместе с ним над созданием воздушного насоса. В 1662 был назначен куратором экспериментов при только что основанном Королевском обществе, а в 1677-1683 занимал пост секретаря этого общества; с 1665 — профессор Лондонского университета.

    Круг научных интересов Гука был весьма широк: теплота, упругость, оптика, небесная механика. Ему принадлежат и многочисленные изобретения. В 1659 Гук совместно с Р.Бойлем усовершенствовал воздушный насос Герике. Около 1660 вместе с Х.Гюйгенсом установил точки отсчета для шкалы термометра — температуры таяния льда и кипения воды.

    В 1665 Гук внес важные усовершенствования в конструкцию микроскопа и с его помощью осуществил ряд исследований, в частности наблюдал тонкие слои (мыльные пузыри, масляные пленки) в световых пучках, изучал строение растений и мельчайшие детали живых организмов, ввел представление об их клеточном строении. В работе Микрография (Micrographia, 1665) описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоев отражением света от их верхней и нижней границ. Гук был противником корпускулярной теории света Ньютона; высказал гипотезу о поперечном характере световых волн; считал теплоту результатом движения частиц вещества. В 1674 сформулировал идею тяготения, в 1680, предвосхитив Ньютона, пришел к выводу, что сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния и что все планеты должны двигаться по эллиптическим орбитам.

    Умер Гук в Лондоне 3 марта 1703.

  • Слайд 5

    Антони ван Левенгук

    1632 - 1723

  • Слайд 6

    Антони ван Левенгук родился 24 октября 1632 года в Делфте, в семье мастера-корзинщика Филипса Тонисзона (Philips Thoniszoon). Антони взял себе фамилию Левенгук по названию соседних с его домом Львиных ворот (нидерл.Leeuwenpoort). Сочетание «гук» в его псевдониме означает «уголок» (hoek).

    Отец умер, когда Антони было шесть лет. Мать Маргарет ван ден Берч (Grietje van den Berch) направила мальчика учиться в гимназию в пригород Лейдена. Дядя будущего натуралиста обучил его основам математики и физики. В 1648 году Антони отправился в Амстердам учиться на бухгалтера, но вместо учёбы устроился на работу в галантерейную лавку. Там он впервые увидел простейший микроскоп — увеличивающее стекло, которое устанавливалось на небольшом штативе и использовалось текстильщиками. Вскоре он приобрел себе такой же.

    В 1654 году он вернулся в родной Делфт, где затем жил до самой смерти. Купив лавку, он занялся торговлей. По ряду свидетельств, Левенгук дружил с художником Вермером, а после его кончины стал его душеприказчиком.

    Левенгук скончался 26 августа 1723 года.

  • Слайд 7

    Роберт Броун

    1773 - 1858

  • Слайд 8

    БРОУН, РОБЕРТ(Brown, Robert) (1773–1858), английский ботаник. Родился 21 декабря 1773 в Монтроузе (Шотландия). Изучал медицину в Абердинском и Эдинбургском университетах (1789–1795). В течение пяти лет работал ассистентом хирурга в Британской армии. В 1798 в Лондоне познакомился с Дж.Бэнксом, президентом Королевского общества, и в 1801 по его рекомендации был приглашен принять участие в экспедиции, направлявшейся в Австралию. В 1805 возвратился в Англию с коллекцией растений, насчитывавшей более 4000 видов. В 1810 опубликовал труд, посвященный флоре Австралии. В том же году стал личным библиотекарем Бэнкса. После смерти последнего в 1820 его библиотека и все коллекции перешли по завещанию в пожизненное владение Броуна. В 1827 он передал их Британскому музею и стал хранителем его ботанического отдела.

    С 1849 по 1853 Броун был президентом Линнеевского общества.Основные работы Броуна посвящены морфологии и систематике растений. Ученый впервые описал строение семяпочки и установил различие между голосеменными и покрытосеменными растениями (1825), обнаружил процесс полового скрещивания (опыления) у высших растений. Наблюдая под микроскопом поведение частиц пыльцы, взвешенных в воде, обнаружил, что они совершают хаотические зигзагообразные движения (1827). Впоследствии показал, что подобным же образом ведут себя суспензии любых других веществ. Это явление позже получило название броуновского движения. В 1831 Броун изучил и описал ядро растительной клетки.

    Умер Броун в Лондоне 10 июня 1858.

  • Слайд 9

    Теодор Шванн

    1810 - 1882

  • Слайд 10

    ШВАНН, ТЕОДОР (Schwann, Theodor) (1810–1882), немецкий физиолог. Родился 7 декабря 1810 в Нёйсе близ Дюссельдорфа. Окончил иезуитский колледж в Кёльне, изучал естественные науки и медицину в Бонне, Вюрцбурге и Берлине. До 1839 работал ассистентом физиолога И.Мюллера в Берлине. В 1939–1948 – профессор физиологии и сравнительной анатомии Лувенского университета, в 1848–1878 – профессор Льежского университета.Наиболее известны работы Шванна в области гистологии, а также труды, посвященные клеточной теории. Ознакомившись с работами М.Шлейдена, Шванн пересмотрел весь имевшийся на то время гистологический материал и нашел принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Взяв в качестве характерного элемента клеточной структуры ядро, смог доказать общность строения клеток растений и животных. В 1839 вышло в свет классическое сочинение Шванна Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений (Mikroskopische Untersuchungen über die Uebereinstimmung in der Struktur und dem Wachstum der Tiere und Pflanzen).

    Как гистолог Шванн известен работами по тонкому строению кровеносных сосудов, гладких мышц и нервов. Ученый обнаружил и описал особую оболочку, окружающую нервное волокно (шванновская оболочка). Кроме того, Шванн нашел в желудочном соке фермент пепсин и установил выполняемую им функцию; проиллюстрировал принципиальную аналогию между процессами пищеварения, брожения и гниения.

    Шванн был членом Лондонского королевского общества (с 1879), Парижской Академии наук (с 1879), Королевской бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (c 1841).

    Умер Шванн 11 января 1882.

  • Слайд 11

    Маттиас Якоб Шлейден

    1804 - 1881

  • Слайд 12

    ШЛЕЙДЕН, МАТТИАС ЯКОБ (Schleiden, Matthias Jakob) (1804–1881), немецкий ботаник. Родился 5 апреля 1804 в Гамбурге. Изучал право в Гейдельберге, ботанику и медицину в университетах Гёттингена, Берлина и Йены. Профессор ботаники Йенского университета (1839–1862), с 1863 – профессор антропологии Дерптского университета (Тарту).

    Основное направление научных исследований – цитология и физиология растений. В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Ученый полагал, что новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой.

    Исследования Шлейдена способствовали созданию Т.Шванном клеточной теории. Известны работы Шлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений. В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре. Среди наиболее известных трудов ученого – Основы ботаники (Grundzüge der Botanik, 1842–1843).

    Умер Шлейден 23 июня 1881.

  • Слайд 13

    Строение животной клетки.

    Задание: Зарисуйте таблицу в тетради.

  • Слайд 14

    1. Понятие о плане строения клетки:

    Цитоплазматическая мембрана.

    Ядро.

    Цитоплазма.

    Органоиды (органеллы) – постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.

    Включения – непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе её жизнедеятельности.

    2. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана, как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований.

  • Слайд 15

    Клеточная мембрана

  • Слайд 16

    3. Строение и функции плазматической мембраны.

  • Слайд 17

    Строение животной клетки

  • Слайд 18

    4. Строение и функции цитоплазмы.

  • Слайд 19

    5. Мембранные органоиды клетки.

  • Слайд 20

    6. Немембранные органоиды клетки.

  • Слайд 21

    7. Ядро, как важное звено управления процессами, происходящими в клетке.

    Прокариоты – это клетки, не имеющие оформленного ядра. Молекула ДНК

    образует кольцо.

    Эукариоты – это клетки, имеющие ядро.

  • Слайд 22

    Что появляется в растительной клетке?

  • Слайд 23

    8. Сравнение животной и растительной клетки.

    В растительной клетке имеются дополнительные структуры:

    1.Пластиды – мембранные органоиды:

    - хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, состоят из наружной и внутренней мембран, гран тилакоидов, стромы, осуществляют синтез органических веществ путем преобразования энергии солнечного света (фотосинтез), обеспечивают автотрофный тип питания;

    - лейкопласты осуществляют накопление веществ ;

    - хромопласты содержат красящие вещества, обеспечивают окраску растений, привлекая животных для опыления цветков и распространения семян .

    2.Клеточная стенка состоит из углевода целлюлозы, расположена снаружи плазматической мембраны, выполняет защитную, опорную и транспортную функции .

    3.Вакуоли содержат клеточный сок – концентрированный раствор минеральных солей, сахаров, пигментов, органических кислот и ферментов; выполняют функцию накопления конечных продуктов обмена веществ .

    4.Запасные питательные вещества находятся в виде крахмальных зерен.

    В растительной клетке отсутствует клеточный центр.

    Черты сходства растительной и животной клеток:

    1. Сходный химический состав.

    2. Одинаковы по основным проявлениям жизнедеятельности.

    3. Имеют единый принцип организации.

  • Слайд 24

    Задание 1: Заполните схему.

    Формы жизни

    Клеточные

    Неклеточные

  • Слайд 25

    Задание 1: Правильно заполненная схема.

    Формы жизни

    Клеточные

    Неклеточные

    Прокариоты

    Эукариоты

    Бактерии

    Сине-зелёные водоросли

    Грибы

    Растения

    Животные

    Вирусы

  • Слайд 26

    Задание 2: Заполните таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).

    Таблица: Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

  • Слайд 27

    Задание 2: Правильное заполнение таблицы.

    Таблица: Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

  • Слайд 28

    Вопросы для закрепления.

    Вопрос 1. Чем отличается строение клеток прокариот и эукариот?

    Вопрос 2. О чем свидетельствует сходство строения клеток прокариот и эукариот?

  • Слайд 29

    Тест 1.

  • Слайд 30

    Тест 1. Правильный ответ.

  • Слайд 31

    Тест 2.

  • Слайд 32

    Тест 2. Правильный ответ.

  • Слайд 33

    Тест 3.

  • Слайд 34

    Тест 3. Правильный ответ.

  • Слайд 35

    Домашнее задание.

    1. Параграфы 7 и 8.

    2. В чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки? (Письменно в тетради).

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке