Презентация на тему "Теории биологической и социально-культурной детерминации"

Презентация: Теории биологической и социально-культурной детерминации
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Теории биологической и социально-культурной детерминации" для студентов в режиме онлайн. Содержит 14 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по Биологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Теории биологической и социально-культурной детерминации
    Слайд 1

    Теории биологической и социально-культурной детерминации.

  • Слайд 2

    Содержание: 1. Биологизаторское направление - теория рекапитуляции 2. Социологизаторское направление 3. Биологические и социальные факторы развития 4. Сензитивные периоды. Теория Выготского 5. Теория конвергенции

  • Слайд 3

    В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие и его истоки. Их можно объединить в два больших направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторскомнаправлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, и его предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием того изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

  • Слайд 4

    В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Э. Геккелем в 19 веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение филогенеза (исторического развития вида). Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволили представить развитие психики как повторение основных стадий биологической революции и этапов культурно-исторического развития человечества. Э. Геккель

  • Слайд 5

    Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторскомнаправлении. Его истоки – в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая чистая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Джон Локк

  • Слайд 6

    Очевидно, что оба подхода страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом – под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

  • Слайд 7

    Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время? Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей. Биологический фактор также включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох. Второй фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

  • Слайд 8

    Сензитивные периоды развития. Сензитивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Как считал Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период поэтому совпадает с оптимальными сроками обучения. Выготский

  • Слайд 9

    Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка, и, если влияет, то как, - один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития – спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение. Для психологов, признающий социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

  • Слайд 10

    Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы, их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими заданиями, мы определяем «актуальный уровень развития». Потенциальные возможности ребенка можно определить в совместной деятельности.

  • Слайд 11

    Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Рубинштейн, уточняя позицию Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения. Рубинштейн

  • Слайд 12

    Чрезвычайно важен вопрос о соотношении биологического и социального факторов развития. Штерн выдвинул теорию конвергенции двух факторов. Оба фактора в равной степени значимы для психического развития и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются т.е. происходит конвергенция.

  • Слайд 13

    Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (память, речь). Единство наследственных и социальных влияний – это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

  • Слайд 14

    В современной зарубежной психологии подчеркивается взаимодействие наследственных признаков и характеристик социальной среды. Считается, что наследственно определен диапазон развития какого-либо свойства, а внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке