Содержание
-
Культурно-историческая теория развития Л.с. Выготского
-
«Культурно-историческая теория развития высших психических функций» сформировалась в 20-30-е годы XX века. Её основоположник – Лев Семёнович Выготский (1896-1934). В своих теоретических построениях Выготский опирался на идеи марксизма.
-
Направления исследований
Развитие высших психических функций; Психология развития ребенка.
-
Выготский понимал под развитием
процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития.
-
Движущий фактор развития - ОБУЧЕНИЕ
-
Основные понятия, введенные Л.С. Выготским
Понятие высших психических функций; Зона ближайшего развития; Зона актуального развития; Стабильный период развития; Кризисный период развития; Экспериментально-генетический метод исследования.
-
Ключевые идеи психического развития
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка.
-
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы, их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими заданиями, мы определяем «актуальный уровень развития». Потенциальные возможности ребенка можно определить в совместной деятельности.
-
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. 4.Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
-
Метод исследования
Экспериментально- генетический Конкретным выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспериментальные исследования памяти, внимания и др. Клинический психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в психическом развитии человека.
-
Периодизация психического развития
Критический период – изменения, обнаруживающиеся в виде скачкообразных необратимых качественных новообразований в психике. Стабильный период – медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений в развитии.
-
Кризис новорожденности (от 1,5-2 месяцев); Младенчество (примерно до года); Кризис первого года; Раннее детство (от 1 до 3); Кризис трех лет; Дошкольное детство (от 3 до 7); Кризис семи лет; Младший школьный возраст; Кризис подросткового возраста; Подростковый возраст; Кризис 17 лет.
-
Ценность теории
Выготским был введен новый метод исследования – экспериментально-генетический. Было разработано учение о возрасте как единице анализа детского развития. Предложительное понимание хода, условий, источника формы, специфики и движущих сил развития; описаны стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка.
-
Критика
Культурно-историческая теория подвергалась критике, в том числе со стороны учеников Л. С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.