Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Данная презентация посвящена представителям типа Членистоногих, классов Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. В ней рассматриваются общие признаки этих существ, особенности внешнего и внутреннего строения, а также роль в окружающей среде.
Познакомиться с общими признаками Типа Членистоногие.
Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде
Слайд 3
Слайд 4
Тип Членистоногие
Членистоногие (Arthropoda) – это крупнейший тип животных, объединяющий сегментированных высших беспозвоночных.
Это самая многочисленная по числу видов группа животных. К ним относят 2\3 всех живущих на Земле существ.
Слайд 5
Класс Ракообразные.
Креветки
Омар
Речной рак
Слайд 6
Пресноводные и наземные Ракообразные.
Слайд 7
Строение речного рака
Слайд 8
Класс Паукообразные.
Паукообразные (Arachnoidea) – насчитывает 60 000 видов. К ней относятся пауки, скорпионы и ложноскорпионы, сольпуги, сенокосцы, клещи и другие животные. Наука, изучающая паукообразных, называется арахнологией (от греч. «арахна» – паук; так звали, по одному из мифов, ткачиху, которую разгневанная Афина превратила в паука).
Слайд 9
Скорпион.
Слайд 10
Клещи. Верхний ряд – слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо: (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус, клещ-краснотелка)
Слайд 11
Насекомые. Самый многочисленный класс животных.
Слайд 12
Бабочки.
Адмирал.
Сосновый коконопряд.
Репница.
Медведица
Слайд 13
Тело Членистоногих снаружи имеет покров, образуемый из органического вещества – хитина. Он выделяется клетками кожи.
Слайд 14
Кроссворд.
Слайд 15
Домашнее задание.
§ 14. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Подготовить сообщение о скорпионах, пауках, клещах.
Слайд 16
Литература:
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. "Дрофа", 2001
О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии.7-8 класс. "Вако". Москва. 2004
Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина. В. А. Шапкика. Автор-составитель Н. И. Галушкова. Волгоград: Учитель. 2006
М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. Москва. "Просвещение". 1991.
Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Дидактические материалы. Москва, "Дрофа", 2002
Учебник Биология: Животные. Учебник. 7 класс Константинов В.И., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Слайд 17
Интернет ресурсы:
Посмотреть все слайды
Конспект
Кобелева С.А.
Учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Бакала
Тема урока: Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные
Класс 7
Конспект урока.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Членистоногие.
Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.
Показать многообразие типа Членистоногие.
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных
Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
Развитие умения практической деятельности на уроке.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.
Задачи:
Развитие у учащихся навыков работы с интерактивным курсом “Биология 6-11" с целью использования его для самостоятельной работы;
Ознакомление учащихся с внешним и внутренним строением Ракообразных
Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.
Оборудование: Учебник Биология: Животные. Учебник. 7 класс Константинов В.И., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М.: Вентана-Граф, 2012. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, ЦОР учебное электронное пособие «Биология» 6-9 классы, CD Серия «1С: Школа» 7 класс. Животные. Коллекция насекомых, фотографии, натуральный объект – речной рак.
Этапы урока:
1.Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3 минуты.
2. Изучение нового материала - 25 минут.
3. Лабораторная работа: “Знакомство с ракообразными" (10 мин.)
4. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 5минут.
5. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие.
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.
«Нашел укрытие в цветке�И в восемь глаз глядит,�Заметив муху на листке,�К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -�Тончайшая работа.�А он, как волк: то там, то тут �На мух идет охота!»
(паук)
Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.
(Слайд №1)
Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
II. Изучение нового материала:
(Слайд №3)
Учитель:
- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?
-А знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?
- Может еще вы что-то знает о этой группе животных?
А чтобы ответить на этот вопрос правильно мы с вами и совершим путешествие в мир членистоногих.
(Слайд №4)
Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл. видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.
- Как вы думаете, почему он такой многочисленный?
- Какие членистоногие обитают в Челябинской области?
Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.
Класс Ракообразные:(Слайд №5,6,)
Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
(Слайд №7)В чём особенность внешнего строения речного рака?
Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.
Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.
Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом
Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.
Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена “зелеными" железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Класс Паукообразные.(Слайд №8,9,) (пауки, скорпионы, клещи).
Размеры паукообразных варьируют от сотен микрон (некоторые клещи) до нескольких сантиметров. Длина тела аранеоморфных пауков и сенокосцевобычно не превышает 2—3 см. Наиболее крупные представители класса (скорпионы, сольпуги и жгутоногие) могут достигать 20 см в длину. Ещё большими размерами обладают некоторые пауки-птицееды.
Класс паукообразные, в отличие от ракообразных, живут преимущественно на суше, дышат при помощи трахей и легких. Класс включает три отряда, на представителях которых можно проследить процесс слияния отделов тела. Так, у отряда пауков тело разделяется на головогрудь и брюшко, у скорпионов — состоит из головогруди, переднебрюшья и заднебрюшья, у клещей все отделы слиты в один щит.
Общие признаки паукообразных: отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, трахейное или легочное дыхание, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.
Клещи.(Слайд № 10) Верхний ряд – акариевые клещи, слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо: акариевые клещи (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус, клещ - краснотелка)
Класс Насекомые.(Слайд № 11,12)
Размеры тела от 0,2 мм до 30 см и более. Насекомые являются самым многочисленным классом живых существ на Земле, занимающим всевозможные экологические ниши. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов. В отличие от других членистоногих, тело насекомых расчленено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Насекомые имеют сложные глаза и одну пару усиков, у многих есть крылья. Их ротовые органы многообразны и специализированы. Исходный для насекомых более древний тип ротового аппарата — грызущий. Он состоит из верхней губы, пары верхних челюстей пары нижних челюстей и нижней губы.
ІІІ. Лабораторная работа №5.“Знакомство с ракообразными".
Оборудование:
На стола у детей натуральные объекты – речной рак. Фото креветок. Алгоритм выполнения работы. Лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите с помощью лупы рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечности. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Какую функцию выполняет хитиновый покров?
2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?
3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие. Вывод записать в тетрадь.
ІV. Закрепление.( Слайд №14)
Что вы сегодня узнали на уроке?
(Использование кроссворда.)
V. Домашнее задание.(Слайд № 15)
§ 14. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Подготовить сообщение о скорпионах, пауках, клещах.
Литература:
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. "Дрофа", 2001
О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии.7-8 класс. "Вако". Москва. 2004
Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина. В. А. Шапкика. Автор-составитель Н. И. Галушкова. Волгоград: Учитель. 2006
М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. Москва. "Просвещение". 1991.
Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Дидактические материалы. Москва, "Дрофа", 2002
Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.
Показать многообразие типа Членистоногие.
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных
Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
Развитие умения практической деятельности на уроке.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.
Задачи:
Развитие у учащихся навыков работы с интерактивным курсом “Биология 6-11" с целью использования его для самостоятельной работы;
Ознакомление учащихся с внешним и внутренним строением Ракообразных
Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.
Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.
Оборудование: Учебник Биология: Животные. Учебник. 7 класс Константинов В.И., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М.: Вентана-Граф, 2012. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, ЦОР учебное электронное пособие «Биология» 6-9 классы, CD Серия «1С: Школа» 7 класс. Животные. Коллекция насекомых, фотографии, натуральный объект – речной рак.
Этапы урока:
1.Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3 минуты.
2. Изучение нового материала - 25 минут.
3. Лабораторная работа: “Знакомство с ракообразными" (10 мин.)
4. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 5минут.
5. Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие.
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.
«Нашел укрытие в цветке�И в восемь глаз глядит,�Заметив муху на листке,�К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -�Тончайшая работа.�А он, как волк: то там, то тут �На мух идет охота!»
(паук)
Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.
(Слайд №1)
Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
II. Изучение нового материала:
(Слайд №3)
Учитель:
- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?
-А знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?
- Может еще вы что-то знает о этой группе животных?
А чтобы ответить на этот вопрос правильно мы с вами и совершим путешествие в мир членистоногих.
(Слайд №4)
Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл. видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.
- Как вы думаете, почему он такой многочисленный?
- Какие членистоногие обитают в Челябинской области?
Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.
Класс Ракообразные:(Слайд №5,6,)
Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.
(Слайд №7)В чём особенность внешнего строения речного рака?
Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.
Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.
Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом
Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.
Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена “зелеными" железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Класс Паукообразные.(Слайд №8,9,) (пауки, скорпионы, клещи).
Размеры паукообразных варьируют от сотен микрон (некоторые клещи) до нескольких сантиметров. Длина тела аранеоморфных пауков и сенокосцевобычно не превышает 2—3 см. Наиболее крупные представители класса (скорпионы, сольпуги и жгутоногие) могут достигать 20 см в длину. Ещё большими размерами обладают некоторые пауки-птицееды.
Класс паукообразные, в отличие от ракообразных, живут преимущественно на суше, дышат при помощи трахей и легких. Класс включает три отряда, на представителях которых можно проследить процесс слияния отделов тела. Так, у отряда пауков тело разделяется на головогрудь и брюшко, у скорпионов — состоит из головогруди, переднебрюшья и заднебрюшья, у клещей все отделы слиты в один щит.
Общие признаки паукообразных: отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, трахейное или легочное дыхание, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.
Клещи.(Слайд № 10) Верхний ряд – акариевые клещи, слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо: акариевые клещи (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус, клещ - краснотелка)
Класс Насекомые.(Слайд № 11,12)
Размеры тела от 0,2 мм до 30 см и более. Насекомые являются самым многочисленным классом живых существ на Земле, занимающим всевозможные экологические ниши. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов. В отличие от других членистоногих, тело насекомых расчленено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Насекомые имеют сложные глаза и одну пару усиков, у многих есть крылья. Их ротовые органы многообразны и специализированы. Исходный для насекомых более древний тип ротового аппарата — грызущий. Он состоит из верхней губы, пары верхних челюстей пары нижних челюстей и нижней губы.
ІІІ. Лабораторная работа №5.“Знакомство с ракообразными".
Оборудование:
На стола у детей натуральные объекты – речной рак. Фото креветок. Алгоритм выполнения работы. Лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите с помощью лупы рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечности. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Какую функцию выполняет хитиновый покров?
2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?
3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие. Вывод записать в тетрадь.
ІV. Закрепление.( Слайд №14)
Что вы сегодня узнали на уроке?
(Использование кроссворда.)
V. Домашнее задание.(Слайд № 15)
§ 14. Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Подготовить сообщение о скорпионах, пауках, клещах.
Литература:
В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. "Дрофа", 2001
О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии.7-8 класс. "Вако". Москва. 2004
Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина. В. А. Шапкика. Автор-составитель Н. И. Галушкова. Волгоград: Учитель. 2006
М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. Москва. "Просвещение". 1991.
Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Дидактические материалы. Москва, "Дрофа", 2002
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.