Содержание
-
Воспроизведение звуков в животном мире. Биоакустика.
Составитель: Порватова Л. В.
-
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
- Гигрорецепторы, электрорецепторы
- Механорецепторы
- Хеморецепторы
- Фоторецепторы
- Терморецепторы
- Соматосенсорная
- Слуховая, осязательная
- Зрительные системы
- Обонятельная, вкусовая
- Осязательная,
Рис. 1. Классификация сенсорных систем (по Панову, 1980)
-
- А- Анализатор, создающий звуки
- Б- Анализатор, воспринимающий звуки
- В- объект, отражающий звуки
Рис. 1. Принципиальная схема строения механизма эхолокации
-
5
-
: а - усатых китов; б - зубатых китов; 1 - наружное ушное отверстие; 2 - слой кожного сала; 3 - слуховой проход и его зарастающая часть; 4 - соединительная ткань; 5 - барабанная перепонка; 6 - ушные косточки (молоточек, наковальня, стремечко); 7 - барабанная полость; 8 - барабанная кость (булла); 9 - каменистая кость; 10 - пространство, заполненное пеной; 11 - кости черепа; 12 - слуховой нерв; 13 - ушная пробка; 14 - улитка (по рейсенбаху де хаан и пурвесу).
-
1 - воздушные мешки, излучающие звуки; 2 - жировая подушка; 3 - череп; 4 - нижняя челюсть, проводящая звуки в ухо; 5 - барабанная кость и внутреннее ухо; 6 - предмет лоцирования (рыба); 7 - излученные звуковые волны; 8 - отраженные звуковые волны.
-
а, б - продольный разрез головы; в - проекция сверху: 1 – щель дыхала; 2 - верхний мешок; 3 - его отверстие в носовой канал; 4 - мускульная пробка, запирающая носовой канал; 5 - трубчатый мешок; 6 - соединительный проход с расширением; 7 - нижний (надмежчелюстной) мешок; 8 – его отверстие в носовой канал; 9 - кости черепа; 10 - носовой канал.
-
а - перед началом щелканий; б - в момент щелканий; в - к концу щелканий.
-
10
-
11
-
12
-
13
Возможности использования материалов в школьном курсе биологии
-
Выводы
1. Сенсорные системы определяют возможности ориентации животных в пространстве;
2. Эхолокация позволяет определять положение объектов (размеры, формы) и собственное нахождение в окружающем пространстве при недостатке освещённости;
3. Механизм эхолокации у представителей наземно-воздушной (отряды рукокрылые и чешуекрылые) и водной (отряд китообразные) сред жизни функционирует по принципиально одинаковой схеме.
14
-
Спасибо за внимание!
15
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.