Презентация на тему "Выделение. Мочевыделительная система"

Презентация: Выделение. Мочевыделительная система
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа на тему: "Выделение. Мочевыделительная система ", благодаря которой школьники познакомятся со строением и функцией мочевыделительной системы человека, а в качестве закрепления выполнят практическое задание.

Краткое содержание

  • Этапы обмена веществ
  • Выделение
  • Эволюция выделительной системы животных
  • Строение мочевыделительной системы
  • Словесные пропорции
  • Строение почки
  • Микростроение почки
  • Практическое задание
  • Работа нефрона

Содержание

  • Презентация: Выделение. Мочевыделительная система
    Слайд 1

    Выделение. Мочевыделительная система

  • Слайд 2

    Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?

    • ЛОХАНЬ
    • ПИРАМИДА
    • ПОЧКИ
    • ЧАШКА
  • Слайд 3

    Сегодня на уроке мы…

    • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
    • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
    • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
  • Слайд 4

    Этапы обмена веществ

    • Н2О
    • СО2
    • Мочевина
    • Соли
    • Поступление веществ
    • Н2О
    • СО2
    • Внутриклеточный обмен
    • Из жиров и углеводов
    • Из белков
    • Выделение продуктов обмена
  • Слайд 5

    Выделение — это переход веществ из внутренней среды организма во внешнюю. Органы выделения — почки и мочевыводящие пути — осуществляют образование и выведение мочи. Благодаря их работе из организма удаляются ненужные вещества, поддерживается постоянство состава и объема внутренней среды. В выделении участвуют и другие органы, контактирующие со внешней средой и выводящие из организма различные вещества.

  • Слайд 6

    Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.)

  • Слайд 7

    Эволюция выделительной системы животных

  • Слайд 8

    Строение мочевыделительной системы

    • ПОЧКИ
    • МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
    • МОЧЕТОЧНИКИ
    • МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
    • МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
    • МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН
  • Слайд 9

    Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.

    ТЕКСТ:

    У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ?– с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

    ? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

    Мочевой пузырь — ?орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

    • ПОЧКИ
    • МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
    • МОЧЕТОЧНИКИ
    • МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

    СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

  • Слайд 10

    У человека две почки.

    • Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
    • По форме почка напоминает боб.
    • Величина почки – с кулак человека.
    • Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
    • Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
    • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
  • Слайд 11

    Словесные пропорции

    Образец:

    Орган : система органов = ? : ткань

    Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид

    Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение.

    (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

    • мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган
    • легкие : углекислый газ = почки : ?
    • мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?
    • почки
    • моча
    • трубочки
  • Слайд 12

    Строение почки

    • Плотная оболочка
    • Пирамидки мозгового слоя
    • Корковый слой
    • Мозговой слой
    • Малая почечная чашка
    • Лоханка
    • Большая почечная чашка
    • Почечная артерия
    • Почечная вена
    • Мочеточник
  • Слайд 13

    Проверьте свои знания

  • Слайд 14

    Микростроение почки

    Нефрон - структурно-функциональная единица почки

  • Слайд 15

    Уберите лишнее

    • Извитой каналец
    • Петля
    • Лоханка
    • Собирательная трубочка
    • Капиллярный клубочек
    • Мочеточник
    • Извитой каналец
    • Капсула
  • Слайд 16
    • Извитой каналец
    • Капиллярная сеть канальца
    • Почечная капсула
    • Собирательная трубочка
    • Капиллярный клубочек

    Какими номерами обозначены части нефрона:

    ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

  • Слайд 17

    Работа нефрона

    • Б - белки
    • Гл - глюкоза
    • С - соли и мочевина
    • В - вода

  • Слайд 18

    Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной

    последовательности.

    • Мочевой пузырь
    • Мочеточники
    • Лоханка
    • Почечные чашки
    • Мочеиспускательный канал

    ОТВЕТ:4,3,2,1,5

  • Слайд 19

    Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

    • 1500 литров
    • 150 литров
    • 1,5 литра

    ОТВЕТ:

    • 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;
    • 150 л первичной мочи образуется;
    • 1,5 литра – вторичной.
  • Слайд 20
    • аминокислоты
    • вода
    • соли
    • аммиак
    • мочевина
    • глюкоза
    • витамины
    • вода
    • соли
    • аммиак
    • мочевина

    Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

  • Слайд 21

    Функции почек

    Осмыслите факт:

    при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

    Объясните:

    а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?

    б) Какие функции выполняют почки?

    Функции почек:

    1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);

    2) защитная

    (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

    3) участвуют в поддержании гомеостаза.

  • Слайд 22

    Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения

    Они как два больших боба

    На связках закрепились,

    У позвоночного столба

    Уютно разместились.

    Фильтруют почки нашу кровь

    С невиданным упрямством,

    Чтобы во внутренней среде

    Держалось постоянство.

    Нефрон содержит капсулы,

    Канальцы и клубочки.

    Нефронов целый миллион

    Содержат наши почки.

    Проходит кровь через нефрон,

    Каналец здесь решает,

    Чему вернуться в организм,

    А что он удаляет.

    Мы смолоду должны учесть

    Что нам всего дороже:

    Беречь должны не только честь,

    Но наши почки тоже.

  • Слайд 23

    Составьте рассказ по схеме

    • Кора головного мозга – контроль мочеиспускания
    • Регуляция работы почек
    • Нервная (нервными импульсами)
    • Гуморальная (гормонами)
    • Симпатическая н.с. уменьшает V мочи
    • Парасимпатическая н.с. увеличивает Vмочи
    • Гормон вазопрессин уменьшает
    • V мочи (АДГ)
  • Слайд 24

    Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?

    • ЛОХАНЬ
    • ПИРАМИДА
    • ПОЧКИ
    • ЧАШКА
  • Слайд 25

    Продолжите фразу:

    • Изученный материал дает мне…
    • Полученные знания я могу применить…
    • Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
    • На каких этапах и почему возникли сложности?
    • Можно ли было их избежать?
    • Что для этого нужно сделать?
    • За что Вы можете себя похвалить?
  • Слайд 26

    Домашнее задание.

  • Слайд 27

    Проверьте свои знания

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Причины заболеваний почек

    (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

  • Слайд 30

    Сравните анализ мочи здорового и больного человека

  • Слайд 31

    Дайте объяснения фактам

    • Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.
    • Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.
    • Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых
    • Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев
  • Слайд 32

    Объясните с научной точки зрения

    К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

  • Слайд 33

    Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

    • Почка
    • Мочеточник
    • Мочеиспускательный канал
    • Надпочечник
    • Мочевой пузырь.
  • Слайд 34

    Источники:

    • Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Во­ронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).
    • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.
    • Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003
    • Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с
    • Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.
    • Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).
    • Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
    • Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294
    • Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.
    • Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.
    • Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.
    • Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке