Содержание
-
Выделение. Мочевыделительная система
-
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
- ЛОХАНЬ
- ПИРАМИДА
- ПОЧКИ
- ЧАШКА
-
Сегодня на уроке мы…
- Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
- Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
- Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
-
Этапы обмена веществ
- Н2О
- СО2
- Мочевина
- Соли
- Поступление веществ
- Н2О
- СО2
- Внутриклеточный обмен
- Из жиров и углеводов
- Из белков
- Выделение продуктов обмена
-
Выделение — это переход веществ из внутренней среды организма во внешнюю. Органы выделения — почки и мочевыводящие пути — осуществляют образование и выведение мочи. Благодаря их работе из организма удаляются ненужные вещества, поддерживается постоянство состава и объема внутренней среды. В выделении участвуют и другие органы, контактирующие со внешней средой и выводящие из организма различные вещества.
-
Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.)
-
Эволюция выделительной системы животных
-
Строение мочевыделительной системы
- ПОЧКИ
- МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
- МОЧЕТОЧНИКИ
- МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
- МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
- МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН
-
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.
ТЕКСТ:
У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ?– с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — ?орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
- ПОЧКИ
- МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
- МОЧЕТОЧНИКИ
- МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.
-
У человека две почки.
- Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
- По форме почка напоминает боб.
- Величина почки – с кулак человека.
- Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
- Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
- Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
-
Словесные пропорции
Образец:
Орган : система органов = ? : ткань
Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид
Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение.
(Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)
- мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган
- легкие : углекислый газ = почки : ?
- мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?
- почки
- моча
- трубочки
-
Строение почки
- Плотная оболочка
- Пирамидки мозгового слоя
- Корковый слой
- Мозговой слой
- Малая почечная чашка
- Лоханка
- Большая почечная чашка
- Почечная артерия
- Почечная вена
- Мочеточник
-
Проверьте свои знания
-
Микростроение почки
Нефрон - структурно-функциональная единица почки
-
Уберите лишнее
- Извитой каналец
- Петля
- Лоханка
- Собирательная трубочка
- Капиллярный клубочек
- Мочеточник
- Извитой каналец
- Капсула
-
- Извитой каналец
- Капиллярная сеть канальца
- Почечная капсула
- Собирательная трубочка
- Капиллярный клубочек
Какими номерами обозначены части нефрона:
ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3
-
Работа нефрона
- Б - белки
- Гл - глюкоза
- С - соли и мочевина
- В - вода
-
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной
последовательности.
- Мочевой пузырь
- Мочеточники
- Лоханка
- Почечные чашки
- Мочеиспускательный канал
ОТВЕТ:4,3,2,1,5
-
Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?
- 1500 литров
- 150 литров
- 1,5 литра
ОТВЕТ:
- 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;
- 150 л первичной мочи образуется;
- 1,5 литра – вторичной.
-
- аминокислоты
- вода
- соли
- аммиак
- мочевина
- глюкоза
- витамины
- вода
- соли
- аммиак
- мочевина
Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.
-
Функции почек
Осмыслите факт:
при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните:
а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?
б) Какие функции выполняют почки?
Функции почек:
1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);
2) защитная
(выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).
3) участвуют в поддержании гомеостаза.
-
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
-
Составьте рассказ по схеме
- Кора головного мозга – контроль мочеиспускания
- Регуляция работы почек
- Нервная (нервными импульсами)
- Гуморальная (гормонами)
- Симпатическая н.с. уменьшает V мочи
- Парасимпатическая н.с. увеличивает Vмочи
- Гормон вазопрессин уменьшает
- V мочи (АДГ)
-
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
- ЛОХАНЬ
- ПИРАМИДА
- ПОЧКИ
- ЧАШКА
-
Продолжите фразу:
- Изученный материал дает мне…
- Полученные знания я могу применить…
- Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
- На каких этапах и почему возникли сложности?
- Можно ли было их избежать?
- Что для этого нужно сделать?
- За что Вы можете себя похвалить?
-
Домашнее задание.
-
Проверьте свои знания
-
-
Причины заболеваний почек
(в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)
-
Сравните анализ мочи здорового и больного человека
-
Дайте объяснения фактам
- Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.
- Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки составляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для образования мочи затрачивается очень большое количество энергии.
- Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых
- Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев
-
Объясните с научной точки зрения
К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?
-
Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.
- Почка
- Мочеточник
- Мочеиспускательный канал
- Надпочечник
- Мочевой пузырь.
-
Источники:
- Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.
- Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003
- Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с
- Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.
- Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).
- Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.
- Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.
- Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.
- Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.