Содержание
-
1. Сущность и виды конкуренции
Формирование и оценка конкурентосопособности организации и товаров
-
Цель дисциплины
дать теоретические и практические знания, умения и навыки работы по анализу конкуренции и эффективному управлению конкурентоспособностью организации и её товаров в условиях рыночной экономики
-
Задачи дисциплины
изучение основных теоретических понятий конкуренции и конкурентоспособности товара и организации; изучение сущности базовых конкурентных стратегий, выявление приоритетных направлений конкуренции; формирование практических навыков анализа конкурентной среды; изучение сущности, принципов, методов оценки и управления конкурентоспособностью организации, и товара; исследование и систематизация факторов, определяющих конкурентоспособность организации, в том числе на перспективу
-
1.1. Рынок и конкуренция
-
Конкуренция
В переводе с латинского слово конкуренция означает «сходиться», «сталкиваться»
-
Важный элемент механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно конкретная форма ее функционирования. Это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п
-
Впервые термин «конкуренция»
был рассмотрен А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»
-
Подходы к определению сущности конкуренции
-
Атомистическая
Предполагает, что на рынке существует множество большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых является «атомом» системы товар однороден цена определенного товара одинакова на рынке
-
Информационная теория конкуренции
рынок состоит из взаимодействующих потребителей, производителей и собственников ресурсов неосведомленность о решениях других участников является предпосылкой ограничения использования рыночных возможностей участников
-
Структурно-функциональная (конфликтная) теория
Конкуренция – это конфликт, столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих. Конфликт является двигателем процессов развития рынка
-
Функциональная теория
Основа теории – предположение о сущности и целях конкурентной борьбы, заключающихся в необходимости вывести с рынка конкурирующую организацию, сохранить свою и обеспечить ее эффективное функционирование
-
Развитие теории конкуренции
-
Конкуренция
процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара за выбор покупателей
-
Признаки конкуренции
борьба за лучшие условия производства, купли и продажи товара стремление к лидерству наличие одной цели, возможной для ограниченного числа участников наличие на рынках большого числа независимо действующих покупателей и продавцов свобода входа и выхода с рынка
-
Функции конкуренции на рынке
-
Функции конкуренции (продолжение)
-
1.2. Модель конкуренции М. Портера
-
Конкуренция по Портеру
Пятифакторная модель, предложенная М.Портером – это действенное средство анализа конкурентных сил и уровня их интенсивности
-
Модель 5 факторов Портера
Основные конкуренты на базовом рынке Поставщики Покупатели Потенциальные новички Субституты
-
Прибыльность рынка зависит от
-
Конкуренты на действующем целевом рынке
Рост количества конкурирующих организаций, выравнивание их размеров и объемов производства Замедление роста спроса на продукцию Снижение цен и иные приемы увеличения объема продаж Легкость и доступность смены марки товара Попытка одной или нескольких организаций улучшить свое положение на рынке за счет конкурентов Успешность применения стратегических действий Высокие затраты на выход с рынка Большие различия между организациями конкурентами Приобретение крупным игроком другого рынка одной из организаций с последующим превращением ее в сильного конкурента
-
Факторы, затрудняющие приход новых конкурентов на рынок
Экономия на масштабе Невыгодное положение по ресурсам Отсутствие доступа к технологиям и ноу-хау Приверженность потребителей к торговым маркам Отсутствие необходимых капиталовложений Недоступность каналов сбыта Действия контролирующих органов Тарифы и международные торговые ограничения
-
Конкуренция со стороны товаров-субститутов
-
-
Факторы, влияющие на уровень конкуренции со стороны товаров-субститутов
Доступность товаров-субститутов по ценам Затраты, которые несет потребитель при переходе на товар-субститут
-
Конкуренция поставщиков
Поставщики оказывают конкурентное давление на производителей если предложение их продукции ограничено, а потребители испытывают острую необходимость в ней и готовы идти на уступки
-
Конкурентное давление поставщиков велико, если
на продукцию поставщиков приходится значительная часть затрат поставщики могут обеспечить отдельным организациям лучшие условия с точки зрения цен, качества и т.д. Поставщики имеют долгосрочные договора с конкурентами несколько крупных поставщиков контролируют большую часть производства покупка обходится дешевле, чем производство своими силами
-
Конкуренция покупателей
Чем крупнее организация-потребитель, тем более сильное влияние она может оказывать на производителя
-
Покупатели могут оказывать конкурентное давление, если
затраты потребителя на смены марки или товар-заменитель малы, если количество потребителей невелико или если данный потребитель особенно ценен если потребители хорошо информированы о товарах, ценах и издержках производства если есть угроза вертикальной интеграции если потребители могут самостоятельно выбирать место и время покупки
-
Исследования Портера показали, что
и крупные и небольшие специализированные организации имеют возможность достичь требуемого уровня рентабельности. наиболее опасно пребывание в средней позиции на рынке. организациям, не имеющим возможности для достижения лидерства, следует сконцентрировать деятельность на определенном сегменте рынка.
-
-
Эффективность конкурентной стратегии организации
определяется эффективностью защиты организации от влияния пяти факторов конкуренции, возможностью компенсации конкурентного давления и способностью к созданию устойчивых конкурентных преимуществ
-
Знание источников конкурентного давления позволит
разработать стратегический план развития организации; выявить сильные и слабые стороны своей организации и основных конкурентов; обосновать позицию организации на целевом рынке; определить сегменты рынка, в которых стратегические изменения дадут наибольший экономический эффект;определить потенциальные возможности и факторы угроз для организации.
-
1.3. Роль антимонопольного законодательства в сохранении конкуренции
-
Конкуренция и антимонопольное законодательство
для поддержания уровня конкуренции бывает необходимо антимонопольное законодательство
-
Антимонопольное законодательство
принято в большинстве стран мира защищает мелких производителей от крупных ограничивает монополии
-
В России антимонопольное законодательство
представлено ФЗ №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»
-
Меры по защите конкуренции, включают в себя запрет для доминирующих организаций на:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
-
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
-
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8) создание дискриминационных условий; 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
-
1.3. Виды конкуренции
-
Виды конкуренции
-
1.2.1. Совершенная конкуренция
Продавцы Покупатели
-
Совершенная конкуренция
конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей; возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
-
не является естественным состоянием рынка
-
Конкуренция может быть невозможна
технологических особенностей отрасли; высокие «невозвратные» издержки.
-
Несовершенная конкуренция
конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия
-
-
1.2.2. Монополистическая конкуренция
Продавцы Покупатели
-
Ключевые характеристики монополистической конкуренции
достаточно большое количество конкурентов; дифференцированность товара.
-
1.2.3. Олигополия
Продавцы Покупатели
-
Ключевые характеристики олигополистической конкуренции
незначительное число конкурентов, каждый из которых обладает значительной рыночной силой; схожесть товаров;
-
Рынок олигополии характерен для
химической промышленности; машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности;
-
1.2.4. Монополия
Продавцы Покупатели
-
Виды монополий
-
Признаки монополизации
противостояние большому числу покупателей; наличие высоких барьеров «входа-выхода» на рынок; возможность присвоения монопольно высокой прибыли; раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.
-
Наличие монополии приносит
-
Ценовая дискриминация
Продажа одинакового товара разным категориям потребителей по разным ценам
-
Классификация видов конкуренции
-
В зависимости от масштаба развития конкуренция может быть
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.