Содержание
-
Конкуренция
-
Конкуренция
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В экономической науке выделяют ценовую и неценовую, совершенную и несовершенную конкуренцию.
-
Ценовая и неценовая конкуренция
Методы ценовой конкуренции: Демпинговое снижение цены; Сезонное снижение цены и т.д. Методы неценовой конкуренции Техническое превосходство; Повышение надежности изделий; Повышение качества продукции; Повышение качества обслуживания; Использование эффективных методов сбыта; Улучшение условий оплаты Реклама; Дисконтные карты; Предоставление послепродажного обслуживания и т.д.
-
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь
-
Признаки совершенной конкуренции
Множественность продавцов и покупателей; Однородность производимой продукции; Отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены; Мобильность производственных ресурсов; Абсолютное знание предпринимателями состояния рынка.
-
Несовершенная конкуренция
Это такая форма конкуренции, при которой лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в следующих формах: Монополия; Олигополия; Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.
-
Чистая (абсолютная) монополия (монопсония)
Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара; Монопсония – это такая ситуация на рынке, когда существует единственный покупатель.
-
Особенности рынка чистой монополии
Монополист обладает определенной властью над ценой, но власть эта не абсолютна. Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором его прибыль была бы максимальной.
-
Естественная монополия – особый вид монополии
Отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами, главная из которых – экономия на масштабах производства.Примеров естественной монополии достаточно много: обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожные перевозки.
-
Административная монополия – особый вид монополии
Монополия, поддерживаемая государством (судопроизводство, охрана правопорядка, государственная безопасность и т.д.).
-
Особенности рынка чистой монополии
Монополия характеризуется наличием барьеров входа на рынок и выхода с него. Барьеры входа на рынок - факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам практически невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Барьеры выхода из отрасли. Выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы).
-
Олигополия
Наличие на рынке определённого товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и должна считаться с ними.
-
Особенности рынка олигополии
На рынке господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознаёт, что изменение цены продукции или объёма выпуска вызовет ответную реакцию её конкурентов, и должна считаться с этим. Во многих случаях олигополия защищена барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию.
-
Использование в основном методов неценовой конкуренции. При взаимодействии в виде сотрудничества, а не конкуренции, фирмы могут получать большую прибыль, назначая цены существенно выше тех, которые сложились бы, если бы данный рынок был совершенно конкурентным. Вступая в явный или тайный сговор – картель – фирмы сообща координируют свои цены и объёмы производства, чтобы максимизировать совместные прибыли.
-
Если олигополистические фирмы агрессивно конкурируют друг с другом, развязываются ценовые войны и теряется значительная долю прибылей. Патентование и лицензирование технологии могут исключить потенциальных конкурентов, а необходимость расхода средств на рекламу фирмы и её товаров и утверждение их репутации на рынке могут стать препятствием для вступления на рынок новых фирм.
-
Рынок монополистической конкуренции
Подразумевает достаточно большое количество производителей похожих товаров.
-
Особенности рынка монополистической конкуренции
На рынке действует достаточно большое количество продавцов: - не слишком большое, что свойственно для чистой конкуренции; - не слишком малое, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной частью рынка и имела ограниченный контроль над ценой (но все-таки имела); - достаточно значительное, чтобы исключить возможность тайных соглашений, согласованных действий отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и искусственного повышения цен; - достаточное, чтобы фирмы отрасли не ощущали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не ориентируясь на реакцию конкурентов.
-
Продукты, предлагаемые на рынке, дифференцированные. Реальные отличия при дифференциации достигаются за счет: - качества товара; - углубления послепродажного обслуживания; - места продажи товара; - стимулирования сбыта (например устанавливая призы для покупателей).
-
Ограниченная возможность влияния на цену. Эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует много близких товаров, а потому покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена окажется более привлекательной. Легкое вступление в отрасль. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для вступления в отрасль новых производителей практически не возможно.
-
Антимонопольное законодательство («О защите конкуренции», 2006 г.)
В РФ фирма занимает доминирующее положение на рынке и может быть признана монополистом, если ее доля в производстве товаров и услуг на нем не менее 35%. Обычно – более 50% Антимонопольное законодательство запрещает действия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.