Содержание
-
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Иванова Светлана Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики (кб. 124) swetiva@mail.ru
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература Романов А. Н. ,Горфинкель В. Я. ,Поляк Г. Б. , Швандар В. А. , Антонова О. В. Предпринимательство: учебник Юнити-Дана, 2015. - 687 с. - (Золотой фонд российских учебников) Морозова, Т.Г. Региональная экономика : учебник / Т.Г. Морозова ; под ред. Т.Г. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 526 с. - (Золотой фонд российских учебников). Нормативные источники Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года Интернет – ресурсы Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области Официальный сайт Министерства экономического развития РФ (по направлениям) Портал Государственных программ РФ Официального портала Органов государственной власти Тюменской области - Экономика и финансы -Государственные программы Тюменской области Деловой портал Правительства ТО (портал для предпринимателей ТО) Центр гуманитарных технологий Статистические сборники ВШЭ 2
-
Подготовка проекта по теме «Современная практика предпринимательства: отраслевой аспект»
3 Презентация 1. «Место и роль отрасли экономики в экономическом развитии региона и страны в целом» позиция отрасли в общем уровне развития национального хозяйства (корреляционный анализ); отраслевая структура; анализ рентабельности в отрасли в сравнении со средним показателями экспортная ориентация или импортная зависимость отрасли; факторные составляющие, проблемы и условия развития отрасли в долгосрочной перспективе Презентация 2. «Анализ развития предпринимательства в отрасли экономики» Роль и место отраслевых бизнес-структур в экономике Тюменской области Факторные составляющие развития бизнеса на отраслевом уровне Конкурентные преимуществ и рисковая составляющая деятельности фирм в отрасли анализ высококонкурентоспособных предприятий-лидеров; Специфика выживания отраслевых фирм в условиях экономической нестабильности Рентабельность деятельности представителей бизнеса, анализ издержек связанных с ведением экономической деятельности на отраслевом уровне Государственные институты регулирования развития предпринимательства в регионе в отрасли: взаимодействие бизнес-структур и органов государственной власти федеральные и региональные государственные программы развития предпринимательства формы господдержки малого и среднего предпринимательства в отрасли предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательства
-
Лекция 1. Развитие предпринимательства в экономической системе региона Структура лекции: 1. Предпринимательство в экономике региона и страны в целом. 2. Малое предпринимательство: структура, особенности, этапы и факторы развития. 4
-
§1. Предпринимательство в экономике региона и страны в целом
Предпринимательская деятельность – это предвидение и желание брать на себя риск Ричард Кантильон,18 в. В ГК РФ (Ч. I, ст. 2) под предпринимательской деятельностью – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 5
-
Виды предпринимательской деятельности
Производственное предпринимательство Коммерческое предпринимательство Кредитное предпринимательство Страховое предпринимательство Посредническое предпринимательство. 6
-
Три компонента оценки влияния предпринимательства на экономику региона:
Отношение к предпринимательству. Предпринимательская активность. Предпринимательские устремления. 1). Отношение к предпринимательству – отражает общее настроение населения к предпринимателям и предпринимательству в целом. 7
-
Исследование Левада-Центра: Жители России о полезности крупного, среднего и малого бизнеса в 2014 году
8
-
9 2).Предпринимательская активность
-
Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций
-
Динамика относительных показателей деятельности организаций, %
11
-
12
-
13 Индекс предпринимательской уверенности – среднее арифметическое "балансов" ответов на вопросы об ожидаемом выпуске продукции и фактическом спросе. 3). Предпринимательские устремления
-
Общие национальные условия Условия развития предпринимательства Социальный, культурный, политический контекст Крупные компании Малый и средний бизнес Предпринима тельские возможности Предпринима тельские способности Развитие бизнеса Национальный экономический рост «Глобальный мониторинг предпринимательства - Global EntrepreneurshipMonitor» 14 14
-
Результаты исследования
более 90% предпринимателей ориентированы только на российский рынок, около 5% – имеют от 1% до 25% зарубежных потребителей. 93% населения не вовлечены в предпринимательскую деятельность. предпринимательство играет меньшую роль в экономике в сравнении с зарубежными странами 4% россиян планируют открыть собственное дело в ближайшие годы лишь 0,4% россиян готовы создавать компанию с более чем 20 вакансиями, а с 0-5 рабочими местами – 1,9% 15
-
§2. Малое предпринимательство
-
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериальным условиям: численности занятых; ограничения выручки; доли участия в уставном капитале. (ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»; редакция от 30.12.15). Категория субъекта предпринимательства изменяется только в случае, когда отклонения от предельных значений численности и выручки наблюдаются в течение трех календарных лет подряд. 17
-
Этапы развития малого бизнеса в РФ
1 этап (1987– первая половина 1991/1992гг.) – «этап возрождения»: формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности; этап «кооперативного движения». 18
-
2 этап (вторая половина 1992–1995 гг.) – «этап бурного роста»: характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса (1991-1992 гг. - «челночный» бизнес); период налогового прессинга; период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства; ФЗ РФ «О государственной поддержке МП в РФ» (1995 г.) 19
-
3 этап (1996–1999 гг.) – «этап неоправдавшихся ожиданий» – сокращение общего числа МП, среднесписочной численности работников: кризисом 1998г. 4 этап (2000–2003 гг.) – «этап робко-умеренного роста» число субъектов малого предпринимательства практически не увеличилось, но увеличился оборот, инвестиции и среднесписочная численность работников. 5 этап (2004–2007 гг.) – «этап значительного роста». показатели МП существенно возросли. 6 этап (с 1 января 2008 г.) – «современный этап»: ФЗ-№ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». 20
-
Удельный вес МП в основных экономических показателях РФ (%), на н. 2015 г.
21 Доля производства продукции/ услуг – около 8%суммарных объемов производства (объем производства в экономически развитых составляет от 33 до 67 %ВНП). Инвестиции в основной капитал – 8 % общего объема. Оборот предприятий – 33% суммарного оборота всех предприятий страны. Занятость – 37% всех работников (без внешних совместителей) заняты на МП. В промышленно развитых странах – до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест, а в Японии – до 99% всех занятых (Источник: Росстат; «Эксперт РА»)
-
Зарегистрированных малых предприятия на 10000 жителей (страновой аспект)
22 Число МП в РФ (н. 2015г.) –3905 тыс.–каждое пятое российское предприятие. США(2011г.) – более 27 млн. МП.
-
Роль малого бизнеса в экономике страны
23 мобильность и маневренность в условиях рынка; снижение безработицы и социальной напряженности; создание атмосферы конкуренции и духа предпринимательства. сравнительно быстрая окупаемость;
-
Особенности функционирования малого бизнеса
24 1. отсутствие лишних звеньев управления . 2. облегченные процедуры создания и ликвидации бизнеса . 3. высокая степень конкуренции на рынках сбыта. 4. узость рынка сбыта . 5. сильная зависимость результатов деятельности предприятия от личности руководителя. 6. высокая вовлеченность родственников в процесс деятельности предприятия. 7. оперативность реагирования на внешние изменения. 8. высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. 9.невысокие расходы при осуществлении деятельности
-
Оценка факторов, ограничивающих рост производства,в % от числа опрошенных
25
-
Малый бизнес в условиях введенных антироссийских и ответных санкций
Наиболее опасные для бизнеса санкции – ограничение доступа ведущих российских банков на мировой финансовый рынок. Ограничение сотрудничества с российскими юридическими лицами. Опасения вызывает процесс импортозамещения – заменазапрещенных к ввозу зарубежных товаров отечественной продукцией. Продовольственное эмбарго – введены ограничения на ввоз в Россию отдельных видов сель/хоз. продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели экономические санкции. 26
-
Глобальный рейтинг стран по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2014–2018 годах (баллы от 0 до 10)
27 Источник: [The Economist Intelligence Unit]
-
PEST-анализ развития предпринимательства в ТО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.