Презентация на тему "Сущность малого предпринимательства"

Презентация: Сущность малого предпринимательства
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.4 Мб). Тема: "Сущность малого предпринимательства". Предмет: экономика. 13 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Сущность малого предпринимательства
    Слайд 1

    ВШЭУиП ЗабГУ Сущность малого предпринимательства Впервые понятие «предпринимательство» ввел в научный оборот Ричард Кантильон (конец XVII в. и начало XVIII в.) – французский экономист шотландского происхождения. По его мнению, предпринимательство это действия человека в условиях риска (1725). Позже, в конце XVIII и начале XIX в., другой известный французский экономист Жан Батист Сэй (1803) сформулировал определение предпринимательства как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – земли, капитала и труда. Предприниматель, указывал он, это лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Известный американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития», трактует понятие «предпринимательство» как новшество, как разработку новых технологий. Более расширенное понятие предпринимательской деятельности, на рубеже XIX – XX вв. дал французский экономист Андре Маршалл (1907-1968). Он предпринимательство рассмотрел как уже 4-й экономический фактор производства, следом за классическими: земля, труд, капитал, обозначив его как организацию. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г., американец австрийского происхождения Фридрих Альфред фон Хайек (1899-1984) отметил, что сущностью предпринимательства является поиск и изучение новых возможностей, и это более характеристика поведения, а не вид деятельности. Определение американского ученого-экономиста Роберта Хизрича (1985). Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

  • Слайд 2

    ВШЭУиП ЗабГУ В результате критического анализа различных теорий выделяют следующие этапы развития теории предпринимательства и процесса научного осмысления практики предпринимательства: Первый этап возник в XVIII в., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Такая позиция нашла отражение в трудах классиков экономической теории Р.Кантильона, М.Питерса, Р.Хизрича, А.Смита и др. Второй этап в научном осмыслении предпринимательства зародился в начале XIX в., и связан с выделением такой его основной отличительной черты как новаторство. Эта точка зрения принадлежит ученым экономистам Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др. Третий этап – конец XIX – XX вв. отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя, в числе которых способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей; и на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Значительный вклад в развитие этих идей внесли Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др. Можно выделить современный этап развития теории предпринимательства, связанный с переносом акцента на управленческий и инновационный аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства. Выделяют, по крайней мере, пять определений «предпринимателя» (энтерпренера) в зависимости от выполняемых им функций. В таблице 1 видно, как основные функции предпринимателя понимались представителями разных экономических школ.

  • Слайд 3

    ВШЭУиП ЗабГУ Основные функции предпринимателя

  • Слайд 4

    ВШЭУиП ЗабГУ Критерии и подходы отнесения субъектов предпринимательства к малым   В Европейском Союзе и США статистика относит предприятие к малому бизнесу исключительно по одному критерию – численность рабочих, в то время как государственные программы поддержки МСП в дополнение к численности рабочих учитывают ещё два критерия: годовой оборот и активы предприятия. По данным Европейской комиссии в госпрограммах поддержки используется используются следующие данные: предприятия относят к МСП, если на нем работают до 250 рабочих и имеет годовой оборот менее 50 млн. евро или активы менее 43 млн. евро; к малым предприятиям, если число рабочих составляет не более 50 человек, годовой оборот или активы не должны превышать 10 млн.евро; и к микропредприятиям – не более 10 сотрудников и годовой оборот или активы не более 2 млн. евро. В США существуют критерии, применяемые во всех областях промышленности, зарегистрированных в NAICS (Североамериканская система классификации отраслей промышленности): 500 работников для производственных и угледобывающих производств; 100 работников для оптовой торговли; $6.5 млн. годового дохода для предприятий розничной торговли и сферы услуг; $31.0 млн. годового дохода для строительных компаний; $12.5 млн. годового дохода от продаж; $0.75 млн. годового дохода для основных сельскохозяйственных предприятий.

  • Слайд 5

    ВШЭУиП ЗабГУ С 1 января 2008г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон). К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов); внесенные в ЕГРИП физические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Также в Законе определены условия для юридических лиц – ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. В Законе N 209-ФЗ также введены понятия такие, как «среднее предпринимательство» и «микропредприятия»: к малым относятся предприятиям со средней численностью от 16 до 100 человек; к микропредприятиям - со средней численностью занятых не более 15 человек. к средним предприятиям от 101 до 250 человек включительно. Также критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.

  • Слайд 6

    ВШЭУиП ЗабГУ Виды малых предприятий По мнению Самариной В.П., в экономике развитых стран выделят следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты, в зависимости от того какую стратегию по ведения и какой вид деятельности выбирает предприятие на рынке: Коммунанты.Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой. Патиенты. Предприятия данной группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить и серьезную конкуренцию последним благодаря высокому качеству выпускаемого продукта. Эксплеренты– так называемые рисковые фирмы, или инновационные предприятия. Они занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров».

  • Слайд 7

    ВШЭУиП ЗабГУ Малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определёнными стратегическими преимуществами: 1) Социально-политический потенциал - возросшее значение малого предпринимательства в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения; 2) Адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов малого предпринимательства к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах; 3) Потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов малого предпринимательства на локальные рынки; 4) Инновационный потенциал - способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах; 5) Интеграционный потенциал - возможность субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп; 6) Мультипликативный потенциал - возможность субъектов малого предпринимательства обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях; 7) Кадровый потенциал - активный приток в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации.

  • Слайд 8

    ВШЭУиП ЗабГУ Этапы развития малого предпринимательства в России (постсоветский период) Становление предпринимательства в новой России, в т.ч. малого бизнеса необходимо рассматривать поэтапно. По мнению В. Аликаевой и М.Б. Ксанаевой историю развития российского малого бизнеса с точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений можно выделить пять стадийего развития: Стадия I (1987 – 1991 гг.) – стартовая, зарождение и стихийное развитие российского малого бизнеса. Стадия II (1992 – 1994 гг.) – период быстрого роста числа малых предприятий. Стадия III (1995 – 1997 гг.) – стабилизация числа малых предприятий. Стадия IV (1998 - 2001гг.) – резкое сокращение числа малых предприятий. Стадия V (2002 г. - по настоящее время) – стагнация малого бизнеса. С нашей точки зрения на постсоветском пространстве зарождения и развития малого предпринимательства необходимо выделить три основных этапа: Первый этап 1991 – 1998 гг. (зарождение и развитие). Второй этап 1998 – 2007гг. (стабилизация и экономический рост). Третий этап 2008 г. (начало экономического кризиса, что повлекло перерождение малого предпринимательства). Данный этап также связан с началом инновационного развития российской экономики.

  • Слайд 9

    ВШЭУиП ЗабГУ Проблемные точки и возможные экономические последствия для субъектов МП Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса, согласно исследованиям Е. Литвак, С. Мигина, позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки в деятельности субъектов малого предпринимательства, а наши собственные исследования дополнительно выявили последствия от воздействия данных проблем для субъектов МП (см. табл.).

  • Слайд 10

    ВШЭУиП ЗабГУ Сравнительный анализ состояния субъектов МП в Италии, США, Франции Развитие сектора малого предпринимательства (малые предприятия) Развитие малого предпринимательства в регионах России, в сравнении с общемировым уровнем, начало 2000-х гг.

  • Слайд 11

    ВШЭУиП ЗабГУ Основные экономические показатели деятельности малых предприятий за 1998 – 2003 гг. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

  • Слайд 12

    ВШЭУиП ЗабГУ Сравнительная оценка показателей деятельности малого предпринимательства на примере трех регионов

  • Слайд 13

    ВШЭУиП ЗабГУ Развитие сектора малого предпринимательства (индивидуальные предприятия) Динамика численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, состоящих на учете в налоговых органах (на 1 января) Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей в 2008-2009 гг.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке