Презентация на тему "Институциональная теория фирмы"

Презентация: Институциональная теория фирмы
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Институциональная теория фирмы" по экономике. Состоит из 41 слайда. Размер файла 0.31 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Институциональная теория фирмы
    Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Институциональная теория фирмы

    Несмотря на большое разнообразие рыночных структур, а также правил, институтов и организаций, позволяющих снизить издержки получения информации, контроля и принуждения к выполнению контрактных обязательств, в экономике помимо автономных индивидов в рыночный обмен включены их объединения- т.е. фирмы.

  • Слайд 4

    Фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но вместе с тем имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Институциональная теория фирмы

    Ответ на вопрос о причинах существования фирмы предполагает выявление ее преимуществ перед децентрализованным рыночным обменом: -речь идет о выяснении причин неудовлетворительного функционирования рыночных институтов, в том числе механизма цен, в процессе обеспечения индивидов полной, достоверной, своевременной информацией координации их деятельности, принуждения к выполнению контрактных обязательств.

  • Слайд 7

    В противоположность рынку, фирма-это множество асимметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд.

  • Слайд 8

    Отличительной чертой фирмы является вытеснение механизма цен как способа координации деятельности индивидов. Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям- собственникам человеческих активов и передислокации капитальных активов в соответствии с распоряжениями лиц, принимающих решения.

  • Слайд 9

    В этих условиях собственникам фирм легче адаптироваться к экзогенным шокам, так как для координации деятельности теперь не требуется проводить переговоры. Передача права принятия решений индивиду или отдельному органу дает возможность реализовать выгоды от специализации в управлении активами, так как не все собственники являются одновременно хорошими предпринимателями.

  • Слайд 10

    Добровольный отказ от ряда правомочий компенсируется заранее оговоренным способом. Фиксация уплачиваемой суммы за использование каждого фактора производства дает возможность их владельцам не склонным к риску, переложить бремя на собственника фирмы.

  • Слайд 11

    Длительные внутрифирменные отношения также способствуют снижению информационной асимметрии: 1.в процессе взаимодействия многие сведения раскрываются автоматически 2. данные внутреннего аудита, как правило, оказываются достовернее информации, получаемой о независимом партнере 3. внутренний контроль предполагает оценку не только результата деятельности, но и процесса выполнения задания. (полученные сведения могут оказаться трудноверифицируемыми третьей стороной, поэтому конфликтные ситуации контрагенты также стараются улаживать внутри фирмы, прибегая к помощи независимых экспертов и гражданских судов лишь в крайнем случае).

  • Слайд 12

    Фирма как сеть контрактов

    При таком подходе есть возможность проанализировать преимущества от наделения одного из контрагентов функцией контроля над остальными: -например, индивид обладает исключительным правом на ресурсы и активы, необходимые для предоставления товара или услуги и способен осуществлять производство.

  • Слайд 13

    В этих условиях потребитель, для получения данного блага должен заключить только один контракт -с продавцом-производителем. Если предположить, что товар имеет только одно измерение-количество, то отпадает необходимость в несении трансакционных издержек, связанных с оценкой его полезных свойств . Отношения производства также упрощены – так как правами собственности на все ресурсы обладает один индивид, не возникает проблемы распределения доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства.

  • Слайд 14

    Если у одного собственника недостаточно ресурсов для производства блага, то потребитель вынужден заключать контракт со множеством индивидов, в свою очередь взаимодействующих между собой. Между несколькими экономическими агентами могут быть разделены права на один и тот же ресурс или актив. В этих условиях обостряется проблема координации производственной деятельности и формирования согласованных ожиданий контрагентов, а также растет вероятность возникновения споров по поводу распределения доходов.

  • Слайд 15

    В силу комплементарности ресурсов и их несовершенной делимости в соответствии с изначально распределенными правомочиями, затрудняется определение цены, которую потребитель должен заплатить каждому собственнику ресурса, что в свою очередь, предполагает выяснение вклада каждого фактора производства в продукт.

  • Слайд 16

    Индивиду легче оценить стоимость блага в целом, чем роль каждого фактора в удовлетворении потребности. Проблема усугубляется в условиях ограниченной рациональности и склонности к оппортунизму: потребитель может не только не иметь возможности оценить реальный вклад контрагентов, но и получать от них ложную информацию, поскольку от оценки зависит распределение вознаграждения между собственниками ресурсов.

  • Слайд 17

    Для обеспечения координации в условиях децентрализованного производства владельцам факторов производства необходимо согласовывать свои действия , заключая множество двусторонних договоров. Решением проблемы может стать использование услуг посредника как в отношениях с потребителем, так и в отношениях между собственниками ресурсов. Посредник, выполняющий функцию центрального агента, координирует действия участников производства и заключает договор с потребителем на поставку товаров и услуг.

  • Слайд 18

    С точки зрения потребителя возникает значительная экономия затрат при заключении соглашения только с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурса в отдельности. Экономятся ресурсы, затрачиваемые ранее на составление и согласование условий договоров, определяющие величины вознаграждения каждому участнику производства и выявление объекта претензий в случае нарушения контрактных обязательств.

  • Слайд 19

    На стороне производства также наблюдается экономия трансакционных издержек: вместо серии двусторонних краткосрочных контрактов между каждой парой собственников ресурсов возникает возможность заключения по одному контракту между центральным агентом и каждым собственником

  • Слайд 20

    выполнение координирующей функции центральным агентом предполагает, что он обладает возможностью отдавать приказы по поводу использования вовлеченных в производственный процесс факторов. Это облегчает процесс адаптации к непредвиденным событиям- приспособление к экзогенным шокам происходит не с помощью механизма цен, а с помощью прямых указаний о передислокации имеющихся ресурсов.

  • Слайд 21

    3. Центральный агент контролирует действия остальных участников производства и имеет возможность обеспечивать выполнение ими контрактных обязательств, используя механизмы принуждения.

  • Слайд 22

    Позитивные эффекты координации, контроля и принуждения распределяются между всеми участниками производства, в то время как издержки по осуществлению этих функций вынужден нести только центральный агент. Возможность получения вознаграждения центральным агентом возникает благодаря снижению трансакционных издержек и появлению дополнительного эффекта, достигаемого путем скоординированного объединения усилий нескольких собственников факторов производства.

  • Слайд 23

    Стимулы к эффективному выполнению функций создаются путем передачи центральному агенту права на остаточный доход. Он же имеет возможность контролировать выполнение контрактных обязательств другими собственниками ресурсов и активов и стимулировать их путем определения величины вознаграждения по итогам работы.

  • Слайд 24

    Центральным агентом становится один из собственником ресурсов , который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. Его положение может определяться: местом в технологическом процессе, обладанием специфическими знаниями или информацией, способностью брать на себя бремя риска, осуществлять предпринимательскую деятельность или вести переговоры с клиентами и партнерами.

  • Слайд 25

    С появлением центрального агента распределение ресурсов становится менее чувствительным к изменению относительных цен. В этих условиях предполагается заключение отношенческого контракта, определяющего общие условия и цели установления отношений и специфицирующего механизмы принятия решений и урегулирования конфликтных ситуаций.

  • Слайд 26

    Таким образом фирму можно определить как сеть долгосрочных двусторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, и в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль ввиду обеспечения координации посредством команд.

  • Слайд 27

    Ограничения на размер фирмы

    Переход к объединенному управлению предоставляет контрагентам ряд преимуществ. Почему вся экономическая деятельность не координируется подобным образом и чем определяются границы фирмы?

  • Слайд 28

    В условиях, когда исполнители подчиняются приказам, особое значение приобретает возможность ограниченной рациональности предпринимателя-поручителя. По мере расширения фирмы, диверсификации производства, увеличения объема осуществляемых трансакций с внешней средой предприниматель может оказаться неспособен направлять использование факторов производства наилучшим образом. Действия собственника фирмы будут рациональны, однако в условиях неполноты информации и несовершенства познавательных способностей он может оказаться не в состоянии принять оптимальное решение.

  • Слайд 29

    На выработку тактических и стратегических принципов функционирования фирмы большое влияние оказывают сведения поступающие с нижних уровней иерархии. В процессе прохождения по этим уровням информация может быть преднамеренно или непреднамеренно искажена. Намеренное предоставление ложных сведений является одной из форм оппортунизма, от которой не удается избавиться при переходе к объединенному управлению. Степень проявления зависит от заинтересованности рабочих и служащих в конечном результате производства и от эффективности внутреннего аудита.

  • Слайд 30

    Организовывая фирму предприниматель преследует некоторые цели, определяемые параметрами его функции полезности. Собственники ресурсов также склонны, по возможности, максимизировать собственные функции полезности. При несовпадении целей поручителя и исполнителя возникает вероятность проявления оппортунистического поведения в форме отлынивания.

  • Слайд 31

    Возможность проявления данного типа оппортунизма возникает в связи с наличием частной информации об уровне усилий контрагента в процессе выполнения контрактных обязательств и несовершенным предвидением будущих событий индивидами.

  • Слайд 32

    Поскольку на прибыль поручителя оказывают влияние не только усилия исполнителя, но и рыночная конъюнктура, бывает сложно оценить, был ли исполнитель достаточно трудолюбив в рассматриваемый период. Для предотвращения и пресечения оппортунистических действий рабочих и служащих собственник фирмы может создать систему контроля и мониторинга за выполнением заданий, либо попытаться согласовать мотивации на предконтрактной стадии.

  • Слайд 33

    Сравнительно эффективный контроль может быть обеспечить при выполнении механической работы. По мере усложнения заданий и усложнения мыслительного процесса затрудняется оценка прилагаемых усилий и степени адекватности принимаемых решений. Чем выше положение индивида в иерархии, тем больше свобода его действий и тем сильнее влияние, оказываемое им на определение целей функционирования фирмы.

  • Слайд 34

    Проблема обостряется по мере роста фирмы : в крупных компаниях масштаб принимаемых решений и степень риска настолько велики, что эффективным оказывается разделение функций собственности и управления. Но даже использование дорогостоящей системы контроля и мониторинга не позволяет полностью выявить частную информацию об исполнителе.

  • Слайд 35

    В этих условиях предпочтительнее может оказаться создание системы стимулов, предотвращающей возникновение оппортунистического поведения в форме отлынивания путем корректировки параметров функции полезности исполнителя. Оптимального результата можно достичь, создав зависимость между выплачиваемым вознаграждением и изменением некоторого значимого для поручителя параметра.

  • Слайд 36

    Однако при этом приходится отказаться от эффективного распределения риска в системе отношений. Компромиссным решением является выплата фиксированной части вознаграждения и определение переменной компоненты с некоторым коэффициентом, что снижает стимулирующий эффект.

  • Слайд 37

    Таким образом, при создании фирмы наряду со снижением одних типов трансакционных издержек наблюдается рост других. Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.

  • Слайд 38

    Типология фирм

    Контракт-это набор прав экономических агентов. Фирма-это сеть контрактов.

  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Внутри фирмы происходит распределение правомочий в соответствии с договоренностью, достигнутой между образующими ее единицами. Распределением правомочий между собственниками ресурсов, объединенных для достижения определенных целей, определяется ее организационно-правовая форма, которая , в свою очередь, влияет на структуру и величину издержек внутрифирменных трансакций и систему стимулов членов фирмы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке