Презентация на тему "Неоинституциональная теория фирмы"

Презентация: Неоинституциональная теория фирмы
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Неоинституциональная теория фирмы" по экономике. Презентация состоит из 35 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.14 Мб.

Содержание

  • Презентация: Неоинституциональная теория фирмы
    Слайд 1

    Лекция 3. Неоинституциональная теория фирмы

    Автор: к.э.н., Корнева Ж.В.

  • Слайд 2

    Вопросы

    Классификация ресурсов фирмы Классификация контрактов фирмы Причины эффективности фирмы Причины неэффективности фирмы

  • Слайд 3

    Вопрос 1. Классификация ресурсов фирмы

    Предприятие (фирма) является одним из главных рыночных агентов. При этом предполагается, что предприятие – это юридическое лицо, состоящее из ряда физических лиц. Предприятие (фирма) в теории рассматривается не просто как производственная функция, а как коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. В состав участников предприятия могут входить акционеры, кредиторы, поставщики, управляющие, наемный персонал, потребители и т. п. И между названными владельцами ресурсов заключается система контрактов. При этом все ресурсы можно разделить на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

  • Слайд 4

    Классификация ресурсов

    Общими называются ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данном предприятии: как внутри, так и вне его они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы – это такие, ценность которых внутри предприятия выше, чем вне его. Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальныересурсы, максимальная ценность которых достигается только на данном предприятии. В случае распада предприятия для каждого подобного ресурса невозможно найти адекватную замену на рынке или в рамках другого предприятия. Следовательно, предприятие (фирма) – это объединение, в основе которого помимо прочих лежит отношенческий (имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов, наличие которых дает синергический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Уникальность объединяющихся в коалицию интерспецифических ресурсов и разнообразие трансакционных затрат объясняют специфику форм контрактов, которые лежат в основе многообразия видов современных предприятий (фирм).

  • Слайд 5

    Пример интерспецифических активов

    Столяр-краснодеревщик и уникальный деревообрабатывающий станок, способный выполнять сложные художественные работы по дереву. Для мебельной фирмы краснодеревщик не представляет ценности, если у нее нет уникального станка, и это рабочий может быть нанят только на общих условиях, подобно другим столярам, не имеет ценности и уникальный станок, если на нем некому работать, в данном случае ценность каждого из двух активов зависит от того, дополняется ли он другим интерспецифическим активом.

  • Слайд 6

    Пример специфических активов

    Таких активов большинство: материалы, человеческие навыки, оборудование. Пример: специфические ресурсы для построения бизнеса

  • Слайд 7

    Виды специфичности активов

    Активы называют специфичными, если максимальный эффект от их использования достигается в рамках данного контракта. Следовательно, любое изменение состава участников контракта приведет к снижению его результативности. «Специфичность актива зависит от легкости, с которой ему можно найти альтернативные варианты использования и альтернативных пользователей без ущерба эффективности его использования

  • Слайд 8

    Различают специфичность местоположения (расположение шахты и железной дороги в непосредственной близости друг от друга), - специфичность физических активов (автомобильная фирма, использующая особые штампы для изготовления кузовов),- специфичность человеческих активов (особые навыки финансовых директоров), специфичность целевых активов (особый дизайн отделений франчайзинговой компании).

  • Слайд 9

    Специфичность местоположения. Объединенная собственность является обычным решением при близком расположении смежных производственных стадий. Специфичность физических активов. Если фирма обладает исключительными правами собственности на такие активы, то поставки сырья и компонентов для их работы могут быть осуществлены на основе рыночных контрактов (по конкурсу на право поставок). Поскольку участники тендера не владеют специфическими активами, они не могут проявлять оппортунизм в ходе последующего исполнения контракта. Специфичность человеческих активов. Обучение на рабочем месте и трудности перемещения сработавшихся команд благоприятствуют отношениям найма (интеграции) по сравнению с заключением контрактов между автономными фирмами. Целевые активы. Специализированный покупатель редко интегрируется с производителем, инвестирующим в специфический основной капитал. Но для снижения коллективных рисков стороны могут пойти на некоторые элементы интеграции контрактных отношений (как в случае сотрудничества между автомобильной корпорацией и разработчиками важнейших узлов и компонентов машин).

  • Слайд 10

    Вопрос 2. Классификация контрактов фирмы

    Одним из решающих условий заключения соглашения является наличие механизма принуждения к его выполнению. От выбора механизма принуждения и соответствующего гаранта контракта зависит способ разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обмена. Данная характеристика может быть положена в основу типологии контрактов.

  • Слайд 11

    Классификация контрактов фирмы

    В рамках классического контрактного права процесс обмена может быть облегчен путем увеличения дискретности и «презентативности» соглашений. Под презентативностью понимается желание как можно полнее описать будущую ситуацию с позиций ее сегодняшнего дня. Подобная договорная практика подразумевает, что все относящиеся к делу изменения, требующие адаптации, заранее описываются, и рассчитывается вероятность различных сценариев развития ситуации. Фактически речь идёт о заключении полного формализованного контракта.

  • Слайд 12

    Примером формализованного контракта могут служить публичные договора присоединения, предлагаемые одним контрагентом, как правило, крупным юридическим лицом другим юридическим, а также физическим лицам (договор об открытии счета в банке, о поставке электроэнергии населению и т.д.)

  • Слайд 13

    Итак, классический контракт

    является полным и формализованным, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является государство.

  • Слайд 14

    Неоклассическая модель контрактации

    используется преимущественно, при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, то есть являющихся неполными.

  • Слайд 15

    Причины неполноты контрактов

  • Слайд 16

    Примеры механизмов урегулирования конфликтов

    Неполный контракт может повлечь конфликты. Для их разрешения нужен независимая урегулирующая сторона. Например, третейский судья. Итак, неоклассический контракт является неполным, предполагает непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта – третья сторона.

  • Слайд 17

    «Отношенческий контракт»

    По мере увеличения продолжительности и сложности контрактов, всё большее значение приобретает соответствие сторон соглашения друг другу. В условиях, когда замена партнёра становится практически невозможной, неоклассические методы приспособления вытесняются «отношенческими», в предельном случае административными.

  • Слайд 18

    При достаточно тесном взаимодействии, партнёры предпочтут решать споры между собой, не прибегая к помощи третьей стороны. Итак, отношенческий контракт является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контракта – один или оба контрагента.

  • Слайд 19

    Вопрос 3. Причины эффективности фирмы Почему образуются фирмы?

    Согласно Р. Коузу фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Выбор конкретного способа экономической организации в первую очередь определяется величиной издержек, соответствующей каждому из них.

  • Слайд 20

    Причины эффективности фирмы

    К факторам, определяющим эффективность фирмы, можно отнести следующие: Экономия трансакционных издержек при провелении сложных и длительных операций; Достижение синергетического эффекта за счёт за счёт работы «командой»; Экономия агентских издержек; Снижение риска недобросовестных контрагентов; Экономия издержек измерения; Снижение риска использования специфических активов; Лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации.

  • Слайд 21

    Экономия при длительных и сложных операциях

    При аккумуляции большого количества ресурсов на длительное время, фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов одним –единственным долгосрочным контрактом.

  • Слайд 22

    Пример

    Контракт найма рабочего, как правило, действует один год. Контракт по аренде земли – 49 лет,

  • Слайд 23

    Экономия агентских издержек

    У. Меклинг и М. Дженсен определили фирму как «сеть контрактов». Проблема фирмы заключается в осуществлении правильного выбора в пользу наиболее оптимальной формы контракта, которая бы обеспечила максимальную экономию на трансакционных (агентских) издержках. Фирма в процессе своей деятельности должна прийти в конечном итоге к разработке таких контрактов, которые бы лучше всего были приспособлены к особенностям и нюансам каждой конкретной сделки. Оптимальная форма контракта как раз и позволяет получить максимальную экономию на агентских издержках – издержках, сопровождающих отношения между принципиалом (руководителем) и агентами (исполнителями). Если руководству компании удаётся создать «умную» и действенную систему стимулов для работников организации, организовать соревнование, конкурентную среду, то фирма добьётся лучших результатов, повышения эффективности деятельности.

  • Слайд 24

    Инструменты для создания оптимальной формы контракта

    Установление вознаграждения работникам (постоянная часть +переменная). Постоянная – надбавка за стаж, профессионализм. Переменная – бонус от прибыли. Использование различных форм участия наёмных работников в капитале акционерного общества. Применение системы коучинга (наставничество). Участие работников в соревновательных программах.

  • Слайд 25

    Снижение риска недобросоветсности контрагентов

    При заключении соглашения всегда есть риск недобросовестности одного из контрагентов. Формами недобросовестности могут выступать простой обман, сокрытие истинных причин составления договора, использование инсайдерской информации и т.п. В целях снижения рисков фирма осуществляет замену операций, осуществляемых на рынке на внутрифирменные операции.

  • Слайд 26

    Пример

  • Слайд 27

    Лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации

    Фирма по сравнению со спонтанным способом организации хозяйственной деятельности, обладает повышенной приспособляемостью к возникающим неожиданным обстоятельствам и событиям. Более высокий уровень адаптивности (приспособляемости) фирмы обеспечивается благодаря существующей в ней иерархии. Пример: простой приказ позволяет перебросить дополнительных рабочих на участок, где наметилось отставание. Повысить уровень адаптации фирмы к неожиданным изменениям внешней среды позволяет разработка «корпоративной культуры». Корпоративная культура – вырабатываемые конкретной компанией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия каждого работника, заставляют вести его себя так, а не иначе без видимого принуждения.

  • Слайд 28

    Вопрос 3. Причины неэффективности фирмы

    Потеря контроля по причине увеличения размеров фирмы (рост количества трансакций). Потеря контроля. Искажение информации (бюрократизация фирмы) Ослабление мотивации. Рост издержек учёта.

  • Слайд 29

    Потеря контроля по причине увеличения размеров фирмы (рост количества трансакций).

    С увеличением размеров фирмы трансакционные издержки начинают увеличиваться. Фирма может расширяться не бесконечно, а до таких размеров, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не станут равными издержками по проведению аналогичной трансакции через обмен на открытом рынке или не сравняются с издержками на организацию ее через рынок или другую фирму.

  • Слайд 30

    Потеря контроля

  • Слайд 31

    Искажение информации. Бюрократизация фирмы

    Если информация передаётся много раз между людьми (что свойственно для большой фирмы), то это приводит к её искажению. Менеджер может работать с небольшим количеством подчинённых работников. Увеличение фирмы сопровождается увеличением уровней иерархии . Передача информации задерживается и искажается. Таким образом, формируется бюрократизация.

  • Слайд 32

    Ослабление мотивации

    В крупных компаниях работники часто осуществляют деятельность в собственных интересах, а не в интересах компании. Рынок сам по себе даёт более высокие стимулы к активной деятельности.

  • Слайд 33

    Рост издержек учёта

    Увеличение трансакционных издержек в крупной компании обусловлен также и разрастанием системы учёта и контроля.

  • Слайд 34

    Вывод

    Как только трансакционные издержки на управление внутри фирмы начинают превышать затраты на рыночные трансакции вне ее, фирма становится в этом отношении неэффективной.

  • Слайд 35

    Рекомендуемая литература:

    Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. А.А. Аузана. МГУ им. М.В. Ломоносова. Экономический ф-т. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Глава 4. Васильцова В.М., Тертышный С.А. Институциональная экономика: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2013. – 256 с. - Глава 5

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке