Содержание
-
«Бухгалтерский учет для предприятий угольной отрасли»
Рябич О.Н. Доцент кафедры “Управление производством” Донецький национальный технический университет
-
Вопросы1. Сущность учета и характеристика его видов, понятие об учетных измерителях. Требования, предъявляемые к учету2.Система бухгалтерского учета. Информационное обеспечение бухгалтерских систем. Международное и национальное регулирование системы бухгалтерского учета3. Методические основы организации бухгалтерского учета на предприятии4. Бухгалтерский баланс, его строение, содержание и значение5. Классификация и экономическая характеристика счетов, план счетов бухгалтерского учета
Тема 1 Общие принципы организации бухгалтерского учета в отраслях промышленности
-
Сущность учета и характеристика его видов Хозяйственный учет - это учет хозяйственной деятельности предприятия, общества, который включает производство, реализацию и распределение материальных благ, необходимых для удовлетворения материальных потребностей Оперативный учет – используется для наблюдения и контроля за отдельными операциями и процессами с целью управления ими по мере их осуществления Статистический учет – это планомерній сбор и изучение массовых количественных и качественных явлений и закономерностей общего развития в конкретных условиях, места и времени Бухгалтерский учет - это способ сплошного документального наблюдения, отображения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий и организаций
-
Сущность бухгалтерского учета Все хозяйственные операции отображаются систематично и последовательно, в меру их совершения Документальное подтверждение хозяйственных операций Применение способов обработки учетной информации – счета, двойная запись, баланс и др Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” № 1707-III от 11.05.2000 г.
-
Измерители в хозяйственном учете
-
Основные требования предъявляемые к бухгалтерскому учету - рациональность и экономичность - полнота, ясность и доступность - своевременность, точность и объективность - сопоставимость учета с показателями плана Подсистемы единой системы бухгалтерского учета 1. Налоговый учет 2. Финансовый учет 3. Управленческий учет
-
Поэлементное деление и состав бухгалтерской информации Бухгалтерский финансовый учет Налоговый учет Бухгалтерский управленческий учет Отражает состояние имущества, обязательств ,каптала и финансовый результат деятельности предприятия в едином денежном измерителе на основании метода двойной записи с целью формирования отчетности разных видов и установленных форм Группирует информацию на счетах бухгалтерского учета по объектам налогообложения: - стоимость имущества – налог на имущество; - стоимость материальных ценностей, которые поступили и оплачены, выполненных работ, оказанных услуг- НДС; - выручка- налог на - использование автодорог, НДС; - прибыль – налог на прибыль; - фонд оплаты труда- отчисления во внебюджетные фонды, подоходный налог, местные налоги Использует все доступные способы получения информации (факс, телефон, беседа и др ) в разных измерителях по разным хозяйственным процессам и операциям с целью управления и контроля за результатами , анализа отклонений от норм и построение базы данных для корректирования бизнес-плана. В большинстве случаев его функцию выполняют данные аналитического учета, в частности в управлении процессом производства и формирования годового отчета исполнительного органа предприятия Первичная документация
-
Международное и национальное регулирование бухгалтерского учета Международные стандарты финансовой отчетности – Международные стандарты бухгалтерского учета, разработанные, принятые либо утвержденные Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, разъяснения Постоянного комитета по международным стандартам финансовой отчетности и интерпретациям, а также Международного комитета по интерпретациям финансовой отчетности. Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам. Национальное П (С) БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности" П (С) БУ 2 «Баланс» П (С) БУ 3 "Отчет о финансовых результатах" П (С) БУ 4 "Отчет о движении денежных средств" П (С) БУ 5 "Отчет о собственном капитале" П (С) БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах" П (С) БУ 7 "Основные средства" П (С) БУ 8 «Нематериальные активы» П (С) БУ 9 "Запасы"
-
П (С) БУ 10 "Дебиторская задолженность" П (С) БУ 11 "Обязательства" П (С) БУ 12 "Финансовые инвестиции" П (С) БУ 13 "Финансовые инструменты" П (С) БУ 14 "Аренда" П (С) БУ 15 "Доход" П (С) БУ 16 "Расходы" П (С) БУ 17 "Налог на прибыль" П (С) БУ 18 "Строительные контракты" П (С) БУ 19 "Объединение предприятий" П (С) БУ 20 "Консолидированная финансовая отчетность" П (С) БУ 21 "Влияние изменений валютных курсов" П (С) БУ 22 "Влияние инфляции" П (С) БУ 23 "Раскрытие информации о связанных сторонах" П (С) БУ 24 "Прибыль на акцию" П (С) БУ 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства" П (С) БУ 26 «Вознаграждения работникам» П (С) БУ 27 "Внеоборотные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность" П (С) БУ 28 «Уменьшение полезности активов" П (С) БУ 29 "Финансовая отчетность по сегментам" П (С) БУ 30 "Биологические активы" П (С) БУ 31 "Финансовые расходы" П (С) БУ 32 "Инвестиционная недвижимость" П (С) БУ 33 "Расходы на разведку запасов полезных ископаемых" П (С) БУ 34 "Платеж на основе акций" Примечания к годовой финансовой отчетности
-
Методические основы организации бухгалтерского учета на предприятии Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации из следующих четырех: Бухгалтерской службой, являющейся самостоятельным структурным подразделениеми возглавляемой главным бухгалтером. Пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составления отчетности собственником или руководителем предприятия.
-
Форма организации бухгалтерского учета как определенная система регистров учета Порядок и способ регистрации и обобщения информации в выбранных регистрах 3. Лица, ответственные за ведения бухгалтерского учета Приказ об организации бухгалтерского учета
-
Предмет бухгалтерского учетахозяйственные факты, явления и процессы (операции), которые обеспечивают движение хозяйственных средств, а также источников их образования.
Объекты бухгалтерского учета предприятий - хозяйственные средства (необоротные активы, оборотные активы) - источники их образования (собственный капитал, заемный капитал) - хозяйственные процессы в составе процессов снабжения, производства и реализации; - хозяйственные факты, которые могут иметь место в процессе деятельности (порча, стихийные бедствия, хищения). - результаты деятельности в виде прибыли или убытка.
-
Элементы метода бухгалтерского учета Документация Инвентаризация Счета Двойная запись на счетах Оценка Калькуляция Баланс и отчетность Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отображается в учете
-
Формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского учета понимают систему взаимосвязи установленных учетных регистров определенной формы и содержания, предназначенных для отображения наличия и движения средств предприятия, источников их формирования и процессов хозяйственной деятельности, а также способы записи операций в учетных регистрах. Формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятии - мемориально-ордерная (контрольно- шахматная); - журнально-ордерная, упрощенная журнально-ордерная; упрощенная; - автоматизированная (компьютерная).
-
Учетная политика
формы и метода учета; рабочего плана счетов; технологии обработки учетной информации; системы учета, отчетности и контроля хозяйственной деятельности предприятия; порядка проведения инвентаризации; метода оценки товарно-материальных ценностей; метода списания товарно-материальных ценностей на затраты производства или издержки обращения; методологии учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, оценки попутной продукции; утверждения системы оплаты труда с формированием коллективного договора; порядка распределения прибыли; состава и порядка образования фондов и резервов; методики начисления амортизации; прав работников. Избранная учетная политика вводится на предприятии с 1 января года, следующего за изданием соответствующего приказа
-
Бухгалтерский баланс, его строение, содержание и значение
Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежной оценке наличия хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату Структура баланса Активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к поступлению экономических выгод в бедующем ,т.е собственные средства предприятия ( денежные средства, запасы, оборудование). Собственный капитал – часть в активах предприятия, остающаяся после вычета обязательств, т.е. внутренние источники средств предприятия. Обязательства – задолженность предприятий возникшая вследствие прошедших событий, погашение которой ,как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себя экономические выгоды, т.е. внешние источники средств предприятия . Активы= Обязательства + Собственный капитал
-
Баланс построен по принципу «Баланс-нетто»: - основные средства и нематериальные активы включаются в итог по остаточной стоимости; дебиторская задолженность за товары и услуги – за вычетом резерва сомнительных долгов; запасы – за вычетом недостач, уценок, полученных при приобретении скидок; собственный капитал – в фактически вложенной сумме (находящейся в обращении) за вычетом непокрытых убытков.
В упрощенном виде баланс можно представить следующим образом:
-
Классификация и экономическая характеристика счетов, план счетов бухгалтерского учета
Счета бухгалтерского учета являются способом группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам для обеспечения систематического контроля за наличием и изменениями средств и их источников в процессе хозяйственной деятельности Активные счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и открываются для статей баланса, находящихся в активе баланса. Схема строения активного счета
-
Для примера рассмотрим активный счет «Касса» Счет 30«Касса» Схема строения пасивного счета
-
Для примера рассмотрим пассивный счет 40 «Уставный капитал»
В системе счетов бухгалтерского учета используется небольшая группа активно-пассивных счетов, на которых учитываются одновременно и средства хозяйства, и источники их образования, а следовательно они сочетают признаки как активных счетов, так и пассивны (например, счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», на дебете которого отражают убытки , а на кредите – прибыль, и др.
-
Двойная запись, ее сущность и значение
В результате хозяйственных операций происходят двойственные и равновеликие изменения средств хозяйства и источников их образования. Это обуславливает необходимость отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи, сущность которой состоит в том, что каждую операцию в одной и той же сумме записывают дважды – по дебету одного счета и по кредиту другого. ПримерПолучены в кассу с текущего счета денежные средства в сумме 30000 грн.Эта операция вызывает взаимосвязь двух счетов «Касса» и «Текущий счет». Оба счета активные. Поскольку на активных счетах увеличение хозяйственных средств отражается на дебете, то операция должна быть записана на дебете счета «Касса». На текущем счете в банке денежные средства , соответственно уменьшились на эту же сумму (30000). Уменьшение на активных счетах отражается на кредите. Поэтому данную операцию одновременно следует отразить на кредите счета «Текущий счет».
-
В зависимости от количества корреспондирующих счетов различают простые и сложные бухгалтерские проводки
Простой называют такую бухгалтерскую проводку, при которой один счет дебетуется, а другой на эту же сумму кредитуется., т.е. корреспондируют только два счета (рассмотренная выше проводка простая). Сложной называют такую бухгалтерскую проводку, при которой несколько счетов дебетуются, а на общую сумму записей по дебету кредитуется один счет или наоборот – несколько счетов кредитуются, а на общую сумму записей по кредиту делается один счет, т.е кредитуют между собой больше чем два счета.
-
Счета синтетические и аналитические
Синтетические – это счета, которые дают обобщенную информацию по экономически однородным группам средств, источникам их образования и хозяйственным процессам. Аналитическими называются счета, предназначенные для учета наличия и изменений конкретных видов средств и их источников. Синтетические и аналитические счета тесно взаимосвязаны между собой, поскольку на них на основании одних и тех же документов отражаются одни и те же хозяйственные операции, но с разной степенью детализации. Обороты и остатки аналитических счетов в итоге должны равняться оборотам и остатку синтетического счета, их объединяющему.
-
Классификация и экономическая характеристика счетов
Счета бухгалтерского учета классифицируются по двум признакам: - по экономическому содержанию; - по назначению и структуре. На основе классификации счетов по экономическому содержанию разработан План счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета утвержден Министерством финансов Украины и является обязательным для всех предприятий и организаций Украины. Счета в Плане счетов сгруппированы в девять классов, в отдельный класс выделены забалансовые счета. При этом счета в Плане размещены в определенной последовательности: вначале классы счетов для учета хозяйственных средств и процессов, а затем классы счетов для учета источников образования хозяйственных средств.
-
По назначению и структуре счета группируются:
Счета основные Счета регулирующие Операционные счета Финансово-результативные счета Забалансовые счета
-
1.По данным инвентаризации сгруппировать средства промышленного предприятия и источники их образования в статьи и разделы баланса. 2.Составить баланс промышленного предприятия Практическое занятие 1Структура баланса
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.