Содержание
-
Финансы и кредитРаздел 2. Финансы. Финансовая система. Государственный бюджетТема 6. Бюджетная классификация и бюджетный процесс
1 Единая бюджетная классификация Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов по существенным однородным признакам сприсвоением объектам классификации группировочных кодов. Требования к бюджетной классификации: Простота Наглядность Четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств Международная сопоставимость состава и структуры показателей доходной и расходной частит бюджета
-
2 Бюджетная классификация необходима для : Составления и исполнения бюджетов Сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ Определения целей расходования бюджетных средств Определения задач и курса финансовой политики государства Определения источников бюджетных ресурсов Обеспечения адресности выделения финансовых ресурсов Сопоставимости в экономическом и статистическом анализе доходов и расходов бюджетов РФ Контроля за исполнением бюджета, выполнением финансовых планов, соблюдением финансовой дисциплины
-
3 Действующая бюджетная классификация введена в РФ с 1997 года и закреплена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996г. № 115-Ф3, в редакции Федерального Закона от 22.12.2005 г. № 176-ФЗ. Основной состав бюджетной классификации: Классификация доходов бюджетов РФ Классификация расходов бюджетов РФ Классификация доходов бюджетов РФ – группировка доходов бюджетов всех уровней. В основе классификации заложена следующая схема: - «Группы – подгруппы – статьи – виды доходов». При группировке показателей объектов классификации им присваиваются соответствующие группировочные коды.
-
4 1-я группа «Налоговые доходы» (код 10000) включает 7 подгрупп: прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (10100) – 5 статей; налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда 91020); налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (10300); налоги на имущество (10400); платежи за пользование природными ресурсами (10500); налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (10600) – 2 статьи; прочие налоги, пошлины и сборы (10700).
-
5 2-я группа «Неналоговые доходы» (код 20000), включает 9 подгрупп: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или деятельности (20100) - 15 статей; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (20200) - 5 статей; доходы от реализации государственных запасов (20300); доходы от реализации земли и нематериальных активов (20400); поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (20500) - 2 статьи; административные платежи и сборы (20600) – 4 статьи; штрафные санкции, возмещение ущерба (20700); доходы от внешнеэкономической деятельности (20800); прочие неналоговые доходы (20900).
-
6 3-я группа «Безвозмездные перечисления» (код 30000), включает 5 подгрупп от: нерезидентов (30100); бюджетов других уровней (30200); государственных внебюджетных фондов (30300); государственных организаций (30400); наднациональных организаций (30500). 4-я группа «Перечисления от государственных бюджетных фондов» (код 31000), включает: дорожного фонда (31100); экологического фонда (31200). и др.
-
7 Бюджетная классификация расходов – группировка расходов бюджетов всех уровней, осуществляемая по следующим основным классификационным признакам: Функциональный Экономический Ведомственный Кроме основных классификационных признаков в Законе о Бюджетной классификации предусматриваются: классификации источников финансирования дефицита бюджета (внутреннего и внешнего); классификация долгов бюджета (внутреннего и внешнего) и др. классификация расходов по целевым статьям и видам.
-
8 Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровнейв соответствии с направлением финансовых ресурсов на обеспечение выполнения основных функций государства. В основе классификации заложена следующая схема: - «Разделы - подразделы ». Состав функциональной классификации расходов: государственное управление и местное самоуправление (0100)–15 подразделов; национальная оборона (0200) – 8подраздела; национальная безопасность и правоохранительная деятельность (0300) – 9 подраздела; национальная экономика (0400) - 9 подразделов; жилищно-коммунальное хозяйство (0500) – 4 подразделов и т.д.
-
9 Функциональная классификация расходов бюджетов РФ (продолжение) Охрана окружающей среды (4подразделов) Образование (9 подразделов Культура (6 подразделов) Здравоохранение и спорт (8 подразделов) Социальная политика (9 подразделов) Межбюджетные трансферты (9 подразделов) Целевые программы Резервный фонд Фонд будущих поколений
-
10 Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию: В основе экономической классификации заложена следующая схема группировки расходов по: «Группам - предметным статьям – подстатьям - элементам расходов». Экономическая классификация состоит из следующих групп: Расходы (200); Поступление нефинансовых активов (300); Поступление финансовых активов (500); Выбытие финансовых активов (600).
-
11 Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ– группировка расходов бюджетов всех уровней в соответствии с адресным выделением и распределением финансовых ресурсов по ведомствам и иным органам, получающим средства из бюджетов
-
12 Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств. Распределение расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов утверждается в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета (закон «О Федеральном Бюджете»).
-
13 Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов, включает 5 составляющих: Финансирование дефицита за счет кредита ЦБ. Государственные ценные бумаги (0200), где выделено 7 видов ценных бумаг (ГКО – 0210), ОФЗ, ОГСЗ и др.). Кредиты, полученные от кредитных организаций. Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней. Прочие источники внутреннего финансирования.
-
14 Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета РФ : Кредиты международных финансовых организаций (0100). Кредиты правительств иностранных государств, предоставленные СССР и РФ Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные СССР и РФ Изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте Изменение золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ Прочие источники.
-
15 Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ (целевой заем 1990 г., целевые вклады и чеки на автомобили, золотые сертификаты, Государственный сберегательный заем и т.д.) Классификация видов государственных внешнего долга и государственных внешних активов РФ - группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ: внешний долг СССР, принятый РФ внешний долг РФ внешний долг перед СССР внешний долг перед РФ чистая внешняя задолженность перед РФ
-
16 В каждой составляющей задолженности выделяют три объекта: Международная финансовая организация. Правительства иностранных государств. Иностранные коммерческие банки и фирмы Классификация расходов по целевым статьям и видам– группировка по прямым получателям из федерального бюджета (бюджетным организациям, учреждениям).
-
17 Бюджетный процесс – регламентированная законодательством (Бюджетный кодекс часть 3) деятельность различных уровней и органов государственной власти по составлению, утверждению и исполнению бюджета соответствующего уровня Основные этапы бюджетного процесса 1 этап. Формирование проекта бюджета 2 этап. Рассмотрение, согласование и утверждение бюджета 3 этап. Исполнение бюджета. 4 этап. Отчет об исполнении бюджета и его утверждение.
-
18 1 этап. Формирование проекта бюджета РФ Формирование проекта бюджета возложено на Министерство финансов РФ Основанием для запуска 1 этапа является: Решение Президента и Правительства РФ Постановление Федерального собрания Заявки со стороны федеральных ведомств Собственные расчеты Министерства финансов РФ Основные элементы 1 этапа: Составление проекта бюджета Обсуждение его в Правительстве Направление проекта бюджета в Государственную Думу (не позднее 15 августа года, предшествующего плановому).
-
19 Составление проекта бюджетаначинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года Одновременно с бюджетом рассматривается положение об увеличении минимального размера оплаты труда С 15 июля по 15 августаПравительство рассматривает Прогноз развития России на очередной год и на трехлетний период. Рассматриваются проект федерального бюджета и другие документы Проект считается внесенным в Государственную думу в срок, если он передан до 24 часов 15 августа.
-
20 2 этап. Рассмотрение, согласование и утверждение бюджета. 2 этап реализуется: Федеральным собранием Представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления Основные элементы 2 этапа: Рассмотрение законопроекта Государственной Думой (в трех чтениях) Утверждение законопроекта Государственной Думой Одобрение Советом Федерации (min - 14 дней) Подписание закона Президентом и его обнародование. Документ считается внесенным в срок, если он принят: Государственной думой и Советом Федерации до 1декабря текущего года Президентом – до 1 января ( к началу финансового года)
-
21 3 этап. Исполнение бюджетаи его утверждение Организация этапа возложена на Федеральное казначейство РФ – (специальная федеральная служба Министерства финансов РФ). Исполнение этапа – на исполнительные органы власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления. Основные элементы 3 этапа: Составление отчета Министерством финансов Рассмотрение отчета Правительством РФ Рассмотрение отчета Государственной Думой Утверждение Государственной Думой Одобрение Советом Федерации Подписание Президентом.
-
22 Участники бюджетного процесса: Президент РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ (высшие должностные лица, главы муниципалитетов, органы по сбору налогов, финансовые органы). Органы денежно-кредитного регулирования. Органы государственного и муниципального контроля. Государственные внебюджетные фонды. Главные распорядители бюджетных средств. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами. Другие получатели бюджетных средств.
-
23 Полномочия участников бюджетного процесса называют бюджетными полномочиями Бюджетные полномочия – выполнение отдельных стадий бюджетного процесса, обслуживание бюджетных счетов учреждений, смет бюджетных учреждений, составление росписи, лимитов бюджетных обязательств, предоставление бюджетных заявок и др. Ответственность по обеспечению бюджетного процесса – обязательства по обеспечению своевременного осуществления бюджетных процедур, соблюдению нормативов финансовых затрат, эффективному использованию бюджетных средств, целевому использованию (исполнению) средств и т.д.
-
24 Продолжительность бюджетного процесса. Общая продолжительность бюджетного процесса длится около 3 лет: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение - около 20 месяцев исполнение (бюджетный период) - с 1 января по 31 декабря (календарный год) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – около 5 месяцев
-
25 Последовательность разработки проектов бюджетов: Бюджетное послание Президента РФ на трех летний период и на текущий финансовый год. Постановление Правительства РФ по разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития Разработка сценарных условий на планируемый трехлетний период с детальным выделением первого планируемого года Доведение сценарных условий до субъектов РФ и органов местного самоуправления, методических и расчетных материалов - сценарных условий, разработанных Минэкономики РФ. Разработка прогнозов социально-экономического развития территорий субъектов РФ и муниципалитетов основе полученных сценарных условий. Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на основе прогнозов субъектов РФ, сценарных условий и отчетных данных предыдущего периода.
-
26 2 этап бюджетного процесса Федеральный бюджет принимается в 3-х чтениях Поэтапное принятие бюджета в РФ – бюджетные чтения. Бюджетные чтения – поэтапный процесс рассмотрения и утверждения бюджета представительными органами власти. Поэтапное принятие бюджета – это детализация его параметров на последующих чтениях в рамках ранее принятых предыдущих показателей.
-
27 Первое чтение – рассматриваются и утверждаются основные характеристики бюджета: доходы в разрезе групп, подгрупп и статей бюджетной классификации распределение доходов от федеральных и региональных налогов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами органов местного самоуправления; размеры несбалансированности (дефицита) бюджета (в абсолютных цифрах и в процентах) и источники покрытия дефицита; общий объем расходов бюджета в целом.
-
28 Первое чтение - проводится в течении 30 дней Первые 15 дней проект бюджета РФ рассматривается всеми комитетами Государственной Думы, которые направляют свои замечания в Комитет по бюджету. В случае отклонения документ передают в согласительную комиссию, включающую представителей ГосдумЫ, Совета Федерации и представителей Правительства
-
29 Второе чтение – рассматриваются и утверждаются: расходы бюджетапо разделамфункциональной классификации в пределах общего объема расходов бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФП); Второе чтение – происходит в течении 15 дней. Если согласие не достигнуто, то документ передают в согласительную комиссию
-
30 Третье чтение – рассматриваются и утверждаются: расходы по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств, всем 4 -омуровням функциональной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении; перечень защищенных статей бюджета; программы предоставления гарантий исполнительной власти под средства бюджета; программы предоставления средств бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов; программы внешних заимствований и предоставления кредитов иностранным государствам. Третье чтение - происходит в течении 25 дней. Это основное чтение.
-
31 Принятый Государственной Думой Федеральный закон « О федеральном Бюджете : рассматривается Советом Федерации: поквартальное распределение доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета принимается закон в целом направляется на подписание Президенту РФ (федеральный бюджет), или на подписание руководителю исполнительной власти в субъектах РФ и муниципалитетах. Внесение поправок здесь не допускается.
-
32 Исполнение бюджетов Исполнение бюджетов состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем финансировании расходов. Исполнение доходной части – реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные счета. Исполнение расходной части – осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выдаются министерствам и ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификацией.
-
33 Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям средствфедеральногобюджета. Главные распорядителисредствфедеральногобюджета– руководители министерств и ведомств. Они получают бюджетные кредиты для финансирования расходов своих учреждений, а такжедля распределения средств между подведомственными учреждениями и организациями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств– руководители, которые получают бюджетные кредиты только на финансирование непосредственно управляемых ими организаций. (Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета )
-
34 Кассовое обслуживание исполнения бюджетов - осуществляет Федеральное казначейство (единый бюджетный счет ФК в ЦБР) Надзор за исполнением бюджета - возложен на органы осуществляющие Финансовый контроль. (Счетная палата РФ представляет Федеральному собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета ежеквартально.)
-
35 Финансовый контроль осуществляют: Федеральная служба финансово-бюджетного контроля Федеральное казначейство Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований Главные распорядители бюджетных средств Распорядители бюджетных средств
-
36 Основные этапы исполнения бюджетов по расходам: составление и утверждение бюджетной росписи доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей средств, утверждение смет расходов и доходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств расходование средств путем списания с единого бюджетного счета в размере бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц учет и составление отчета о расходах бюджета.
-
37 Бюджетная роспись - роспись бюджетных расходов составляется соответствующим финансовым органом в течении 15 дней после утверждения соответствующего бюджета путем составления свода росписей бюджетных расходов главных распорядителей бюджетных средств. Роспись бюджетных расходов утверждается Министерством финансов РФ (руководителем финансового отдела) и передается для исполнения в Федеральное Казначейство (орган исполняющий бюджет), а также направляется для сведения в представительный орган и его контрольно-счетный орган. Финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств доводят уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей не позднее 15 дней с момента утверждения росписи бюджетных расходов. На основе сводной бюджетной росписи исполняющий бюджет орган разрабатывает лимиты бюджетных обязательств.
-
38 Бюджетное обязательство – это признанная исполняющим органом обязанность расходования средств в соответствии с законом о бюджете и бюджетной росписью. Лимиты бюджетных обязательствутверждаются на период, не превышающий трех месяцев, и должны быть доведены до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее 5 дней до начала следующего периода их действия. 31 декабря завершается бюджетный год и прекращается действие лимитов бюджетных обязательств. Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то исполняющий бюджет орган правомочен осуществлять расходование бюджетных средств в размере 1/12 отчетного года на месяц.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.