Содержание
-
ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
-
Бюджетный федерализм -
Система принципов, на которой базируется бюджетное устройство страны Бюджетное устройство должно соответствовать государственному устройству
-
Бюджетная система имеет:
ВОПРОС ПРОПОРЦИЙ - ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФЕДЕРАЛИЗМА
-
Унитарное государство (Т.Гоббс 1588) Модели территориальной организации государства Конфедерация (Ш.Монтескье 1689) Федерация (А.де Токвиль 1805) Центр регионы население Центр Регио-ны население Центр Реги-он население Реги-он
-
ФЛ ЮЛ ФБ РБ МБ ВНЕШНЯЯ СРЕДА НАЛОГИ НАЛОГИ ТРАНСФЕРТЫ ПО ЛИНИИ МИНИСТЕРСТВ СУБВЕНЦИИ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
-
Бюджетная система РФ представлена:
федеральным бюджетом 83 региональными бюджетами 46 областных, 21 республиканских, 9 краевых, 2 городов федерального значения, 4 автономных округов, 1 автономной области) одним или двумя уровнями местных бюджетов (районы, поселения, около 12000) КОНСОЛИДИ-РОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ВНЕБЮД- ЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РАСШИРЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
-
1. Доходная часть. 1.А. Федеральный бюджет.
1-ый источник – федеральные налоги Поступают на счета федерального казначейства Через Расчетно-кассовые центры На основе законодательно установленных пропорций Федеральные налоги расщепляются Уходят в федеральный бюджет Возвращаются в регион
-
Пропорции, сколько возвращается в регион – уровень бюджетной децентрализации
2 наиболее часто используемых показателя: Доля субнациональных бюджетов в доходах консолидированных бюджетов (без учета межбюджетных трансфертов) Соотношение собственных налоговых доходов в доходах субнациональных бюджетов
-
Этапы формирования бюджетной системы РФ
1991-1993 – стихийная децентрализация 1994-1995 – реформа, некоторое упорядоченье введены нормативы отчислений, создан ФФПР, средства которого распределяются на нормативной основе 1996-1998 – кризис межбюджетных отношений, пик «торга с властями», невыплаты пенсий и зарплат, рост долгов региональных и местных бюджетов 1999-2001 – первая среднесрочная программа, новая методика распределения из ФФПР 2001- 2005 – нарастающая концентрация доходов на федеральном уровне, сокращение прав регионов 2005-2006 – РЕФОРМА, ПЕРЕХОД НА 4-Х УРОВЕНН
-
Доля субнациональных бюджетов в доходах консолидированных бюджетов России (без учета межбюджетных трансфертов)
Стихийная децентрализация реформа,нормативы отчислений, ФФПР кризис, пик «торга с властями», невыплаты пенсий и зарплат, рост долгов региональных и местных бюджетов 1 методика из, ФФПР 2005-2006 – РЕФОРМА, ПЕРЕХОД НА 4-Х УРОВЕНН Резкое усиление централизации
-
Доля субнациональных бюджетов в доходах консолидированных бюджетов некоторых федеративных государств (без учета межбюджетных трансфертов)
-
Доля субнациональных бюджетов в доходах (до межбюджетных трансфертов) и расходах консолидированных бюджетов некоторых стран в 2000 г. ( Лавров, 2005)
-
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы в 2005 г. (млрд. руб.)
С учетом финансовой помощи и отчислений в стабфонд
-
Изменение в структуре доходов субнациональных бюджетов
-
Новое качество расходов субнациональных бюджетов
-
Основные проблемы доходной части
Нестабильность распределения доходных источников по уровням бюджетной системы Отсутствие значимых региональных и местных налогов Отсутствие существенных налоговых полномочий у региональных и местных органов власти Неразвитость налоговой базы
-
Структура налоговых доходов консолид. бюджета РФ
-
Структура налоговых доходовсубфедеральных бюджетов РФ
Зависимость от кризиса
-
январь-август 2011 г.- 6,4 трлн руб.рост 28%
РФ НДС составляет основную часть - 77% всех поступлений в федеральный бюджет. Налог на прибыль - около 20%. бюджет города Москвы налог на прибыль 51%, налог на доходы физических лиц составляет 37%.
-
-
-
Доля налогов разного уровняв субфедеральных бюджетах РФ Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
-
Российская бюджетная пирамида
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Местные бюджеты Бюджеты поселений Налоги на внеш. торг. – 561,2 86%НДПИ – 6,1 НДС – 1149,4 Налог на прибыль – 262,5 ЕСН –488,6 51,3% госпошлин – 3,4 95% налога на добычу 50% акциза на спирт - 4,2 углеводородов – 254,6 40% акциза на бензин - 36 Итого – 2766,4 млн. руб. 50% акциза на спирт – 4,2 налог на игорн. бизнес – 23,5 14% НДПИ – 9,18 акциз на пиво – 12,6 60% акциза на бензин – 54 акциз на вино и алкоголь- 64,6% налога на прибыль ную продукцию – 75,8 Налог на имущ. организа 60% подоходного ций – 197,9 налога – 386,8 Итого – 1243 млн. руб. 20% госпошлины – 1,36 25% подоходного налога – 161 Единый налог на вмененный доход – 32,1 Транспортный налог – 50,2 Итого – 244 млн. руб. 15% подоходного налога – 96,6 Налог на имущество физических лиц – 5,6 Земельный налог – 54,2 Итого – 154,6 млн. руб.
-
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА(КТО СКОЛЬКО ДАЕТ) ЗАВИСИТ ОТ:
УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА ПВС (демографическая нагрузка) Налоговой политики региона, местных властей
-
Налоговые доходы на 1 чел. к среднему уровню в стране ( по регионам)
-
Федеральный бюджет
I. Федеральные налоги (в среднем 53%) 1. НДС 75% сейчас 100% 2. Подоходный с физ.лиц 10 (3)% сейчас ушел вниз 3. Акцизы на спирт 50 (75)%, на бензин 40%, 4. На добычу углеводородов 95% 5. ЕСН 100% 6. НДПИ (углеводороды -95%, прочие 60%) 7. на прибыль 3,5 из 24% 8. Госпошлины 51,3% II. Неналоговые доходы 1. экспортные и импортные тарифы и (100%) дают до 10% доходов ФБ. 2. Доходы в фонды (пенс., дорож.) 3. Прочие доходы (от приватизации) III. Заимствования или возврат долгов 1. транши МВФ 2. Евробонды 3. ГКО (внутренние) I. Чисто федеральные расходы 1. Оборона 2. Внешнеэкономическая деятельность 3. Обслуживание гос.долга 4. Чистые трансферты регионам 5. Фундаментальная наука и содействие НТП II. Преимущественно федеральные (% от всей суммы расходов по данной статье (а не от суммы региональных расходов) 1. Правоохранительная деятельность (80%) 2. Прочие расходы (около 80%) III. Частично федеральные: 1. Госуправление (40% растет Фокруга) 2. Социальная политика (48%) 3. Гос. Поддержка отраслей народного хозяйства (20%) БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ 4. Образование (18%) 5. Культура (18%) 6. Здравоохранение (3%) доходы расходы
-
2. СТАТЬЯ ДОХОДОВ ФБ – неналоговые поступления
Таможенные пошлины Доходы от приватизации Доходы в фонды (дорожный, пенсионный)
-
3. СТАТЬЯ ДОХОДОВ ФБ – заимствования или возврат чужих долгов
Транши МВФ Евробонды ГКО – внутренние Структура внешнего долга России
-
Государственный внешний долг Р Ф (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ)=38 млрд долл. США (2009 г.)2,4 % объема ВВП
-
Валовой внешний долг стран с неконвертируемыми валютами Ключевые индикаторы долговой нагрузки Россия входила в пятерку стран-крупнейших должников Долговая нагрузка на российскую экономику не критическая
-
Доход ФБ=налоги+неналоговые поступления+заимствования
Обратный поток в регионы ФФПР (14-15%) Федеральные целевые программы субвенции Взаимо-зачеты субсидии
-
Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (общее выравнивание – дотации) Фонд компенсаций (финансирование федеральных мандатов – субвенции) Фонд софинансирования социальных расходов (поддержка на долевой основе приоритетных расходов - субсидии) Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (поддержка на конкурсной основе бюджетных реформ – субсидии) Фонд регионального развития(инвестиционные проекты – субсидии) – с 2008 года отменен Бюджетные ссуды заменены на бюджетные кредиты «Дотации на несбалансированность» Межбюджетные трансферты
-
Соотношение между: 1. Налоговым потенциалом 2.Потребностью в бюджетных ресурсах Потребность в бюджетных ресурсах зависит от: 1. Численности населения 2. Социально-демографической структуре 3. Природно-климатических условий 4. Уровня освоенности территории 5. Уровня доходов населения 6. Уровня развития социальной инфраструктуры 7. Экологического состояния Бюджетная обеспеченность -
-
Модели бюджетного федерализма
Американская (конкурентный) Один налог – один бюджет Самостоятельность в расходах Неприятие «мандатов» Слабое выравнивание Свобода заимствований Возможность банкротства Германская (кооперативный федерализм) Один налог – три бюджета (совместные налоги) Совместное регулирование расходов Финансируемые «мандаты» Сильное Ограничения заимствований Помощь кризисным регионам
-
Один налог – три бюджета Один налог – один бюджет Налог Бюджет Бюджет Налог Федеральный Федеральный Региональный Региональный Местный Местный Федеральный Федеральный Региональный Региональный Местный Местный
-
Классификация основных моделей бюджетного выравнивания(Кузнецова О.В., Вартапетов К.С.
-
Типология регионов по соотношению расходов ФБ и объема перечислений в ФБ налогов и таможенных пошлин, %
-
Суммарные расходы консолидированных бюджетов Российской Федерации
промышленность с/х ЖКХ ПРОЧИЕ ГОСУПРАВЛЕНИЕ, В Т.Ч. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
-
Региональный бюджет
I. Федеральные налоги (в среднем 29%) 50% акциза на спирт 100% налог на игорн. бизнес 60% НДПИ 100% акциз на пиво 60% акциза на бензин 100% акциз на вино и алкогольную продукцию 64,6% налога на прибыль 100% Налог на имущ. организаций 60% подоходного налога II. Региональные налоги 1. Плата за недропользование 2. Лесной 3. На землю 4. экологический III. Неналоговые поступления 1. Федеральный трансферт 2. Целевые федеральные программы 3. Целевые субвенции 4. взаимозачеты 5. Прямые федеральные расходы IV. Региональные займы, облигации II. Преимущественно региональные: 1. Госуправление (60%) 2. Социальная политика (62%) 3. Гос. Поддержка отраслей народного хозяйства (80%) БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ 4. Образование (82%) 5. Культура (82%) Здравоохранение (97%) III. Частично региональные: 1. Правоохранительная деятельность (20%) 2. Прочие расходы (около 20%)
-
Муниципальный бюджет
I. Федеральные налоги (в среднем 20% госпошлины 25% подоходного налога Единый налог на вмененный доход Транспортный налог II. Собственные налоги 1. На название 2. На кошек и собак III. Неналоговые поступления 1. Региональный трансферт IV. Муниципальные займы (отдельные города (Омск, Новосибирск, Новгород) 70-75% социальных расходов: 1. дотации на ЖКХ 2. Здравоохранение 3. образование :
-
Роль столичных городов в системе бюджетного федерализма
28% Основные налогоплательщики: «Алкон», «Нефтепродукт», Новэнерго, «Акрон» 7% комбинат огнеупоров Г. Новгород Г. Боровичи Выход – освоение экономического пространства России, развитие новых центров на периферии страны и периферии каждого региона Структура консолидированного бюджета субъектов РФ (среднее)
-
Крупнейшие города: агломерационный эффект в услугах и инвестициях(доля крупнейших городов РФ, %) (Зубаревич Н.В.)
-
Центры регионов: преимущества статуса или опережающее развитие? (отношение средней ЗП в центре к средней ЗП в субъекте) (Зубаревич Н.В.)
-
Доля региональных центров в обороте торговли субъекта РФ, % (Зубаревич Н.В.)
-
Доля региональных центров в промышленном производстве субъекта РФ, % (Зубаревич Н.В.)
-
Распределение расходных полномочий между федерацией и регионами
-
-
-
Расходы
Федеральный бюджет
-
Расходы. Региональный бюджет
-
Расходы. Муниципальный бюджет
-
Централизация расходных обязательств
-
-
Децентрализация расходных обязательств
-
Прочее перераспределение расходных обязательств
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.