Содержание
-
Национальный исследовательский университет -Высшая Школа Экономики
Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива» Ст. преподаватель кафедры «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти» Москва, 10 октября 2011 г. Малое и среднее предпринимательство в России pptcloud.ru
-
МСП на 1 января 2011 года
По данным МЭР в Российской Федерации на 1 января 2011 года действуют: 1,7 млн. юридических лиц; (1,6 млн. – 1 января 2010) 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей; (4,0 млн. – 1 января 2010) Сферы деятельности 41% - торговля; 18% - услуги; 12% - строительство; 10,5%- обрабатывающее производство; 0,75% - сфера науки, научных исследований. Рост числа малых предприятий в 2009 г. – 9,1% Снижение числа малых предприятий в 2010 г. – 3,6% (НИСИПП) Общее количество занятых – около 16,9 млн. человек (МЭР) Оборот малых предприятий – 13,5 трлн. руб. Доля МСП: 21% в структуре ВВП. Доля инновационного МСП около 1%.
-
Структура МСП
Малый бизнес (МБ) МБ +Индивидуальные предприниматели 41% 11% 12% 3% 2% 2% 17%
-
Конкурентоспособность и развитие МСП
Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): 2002 год – 64 место 2006 год – 62 место 2007 год – 57 место 2008 год – 51 место 2009 год – 63 место (опустилась) 2010 год – 63 место (между Уругваем и Шри-Ланкой) В рейтинге стран БРИК в 2009 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 58 место, Индия - 51, Китай- 27). Виндексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): 2006 год – 55 место 2007 год – 43 место 2008 год – 47 место 2009 год – 49 место 2010 год – 51 место 2011 год – 49 место
-
Критерии МСП
Федеральный закон «О развитии МСП в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: КРИТЕРИИ: Микропредприятия – не более 15 человек Малые предприятия – от 16 до 100 человек Средние предприятия – от 101 до 250 человек Ограничения по обороту (установленыПостановлением Правительства РФот 22.07.2008 № 556): микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
-
Ключевые аспекты госрегулирования предпринимательской деятельности
1) Начало осуществления предпринимательской деятельности. 2) Государственный контроль (надзор). 3) Налогообложение субъектов малого предпринимательства. 4) Доступность финансовых услуг. 5) Развитие конкуренции. 6) Доступ к государственному (муниципальному) имуществу. 7) Доступ к государственным/муниципальным заказам 8) Лицензирование отдельных видов деятельности 9) Обязательное подтверждение соответствия (сертификация. Декларирование).
-
Издержки МСП (данные мониторинга ОПОРЫ РОССИИ и ВЦИОМ)
В 2005 г. 8,5% от выручки В 2006 г. 9,6% В 2007 г. 6% В 2008 г. 8% В 2009 г. 6%(отмечено снижение издержек) Основные источники издержек: Административные барьеры и коррупция расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) Правоохранительные органы Принуждение к повышению размера заработной платы и др.
-
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности
Совершенствование институциональной среды Устранение избыточных административных ограничений; Совершенствование контрольно-надзорой сферы Обеспечение доступа к объектам инфраструктуры. Обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий; Антикоррупционная политика. Доступ к финансовым ресурсам. Совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Доступность гос/муниципальных заказов. Поддержка предпринимательской инициативы.
-
Необходимые условия для развития МСП
Повышение эффективности защиты прав предпринимателей Обеспечение участия бизнес-объединений в судебном процессе Создание благоприятных условий налогообложения для ведения бизнеса Закрепление персональной ответственности чиновников Обеспечение материально-технической базой (создание бизнес-инкубаторов, кластеров, промпарков).
-
Федеральная программа поддержки МСП
Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2008 году – 4500, 0 млн. руб. Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2009 году – 10500, 0 млн. руб. В 2010 году – 17200, 0 млн. руб. Приоритетные мероприятия поддержки: Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса; Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Создание гарантийных фондов по кредитованию; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции, стажировки, семинары и др.; Институты развития микрофинансирования; Развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации); Поддержка муниципальных программ развития МП.
-
Принципы поддержки МСП через госпрограмму
открытость равный доступ ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса международное сотрудничество
-
Основные достижения в области поддержки МСП в России за 2009-2011 гг.
увеличен до 60 млн. рублей предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения; отменена обязанность применения контрольно-кассовой техники предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход; сокращено количество проверок малых предприятий - не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям – для подключения мощности до 15 кВт стоимость присоединения не более 5 МРОТ (550 рублей) в ряде регионов установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.
-
Положительные тенденции развития МСП
Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Устойчивые тенденции легализации малого бизнеса (4 года назад в «тени» находилось более 50% МП. Сейчас – примерно 30%). Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Работает Федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства. Разработан ряд ведомственных программ поддержки малого предпринимательства Создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Сократилось число лицензируемых видов деятельности, часть из них заменяется страхованием ответственности. Созданы консультативно-совещательные органы при структурах власти всех уровней
-
Прогноз развития МСП в РФ на долгосрочную перспективу
В соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: доля малого бизнеса в общем ВВП - 30%; рост общего числа субъектов предпринимательской деятельности до 6 млн.; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%; увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения РФ и до 30 % от числа всего занятого населения; изменение отраслевой структуры МСП, в том числе: -сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза), без сокращения их общей численности; -рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз); -рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).
-
Прогноз развития МСП в РФ на среднесрочную перспективу
К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития (2008 – 2012 гг.) относятся: создание не менее 500 бизнес-инкубаторов; наличие в каждом субъекте РФ: -гарантийного фонда объемом не менее 100 млн. рублей; -муниципальной инфраструктуры микрофинансирования; -фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 человек).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.