Содержание
-
Лекция 3. Международная торговля
1 3.1 Сущность и основные характеристики международной торговли (МТ) 3.2 Причины формирования МТ 3.3 Теория сравнительных преимуществ 3.4 Факторы, сдерживающие развитие МТ Кафедра мировой экономики
-
Международная торговля - 3.1
2 Международная торговля представляет собой специфическую форму обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран, логически и исторически являющуюся исходным видом мирохозяйственных связей.
-
3 В рамках данного определения необходимо обратить внимание на следующие моменты: - специфическая форма; - исходный вид мирохозяйственных связей; - форма обмена продуктами труда товары – ГАТТ, услуги – ГАТС, права интеллектуальной собственности - ТРИПС.
-
4 Международная торговля ?= Внешняя торговля ?= Мировая торговля Контрольное задание: Объясните, в чем может состоять различие между приведенными выше терминами
-
5 Международную торговлю и внешнюю торговлю характеризуют прежде всего три важнейших показателя: -общий объем (товарооборот); - товарная структура; - географическая структура.
-
6 Объем товарооборота на уровне отдельной страны (или группы стран), получается суммированием всех экспортных и все импортных операции. ВТОб = Х + М, где ВТОб - внешнеторговый оборот, Х - экспорт, М - импорт.
-
7 МТ - это по существу совокупность внешней торговли всех стран мира. Контрольное задание: Дайте ответ на вопрос, можно ли для оценки величину оборота МТиспользовать следующую формулу: ОМТ = Х + М, где ОМТ - оборот международной торговли, Х - общий объем мирового экспорта, М - общий объем мирового импорта?
-
8 Товарная структурамеждународной (а в равной степени и внешней) торговли показывает соотношение различных групп товаров в общем объеме соответствующих операций Географическая структурамеждународной (а в равной степени и внешней) торговли характеризует долю отдельных стран и групп государств в общем объеме соответствующих операций купли-продажи
-
Международная торговля - 3.2
9 Почему страны устанавливают между собой отношения купли-продажи? Причина, лежащая в основе международной торговли в принципе та же, что и в случае торговых отношений, устанавливаемых хозяйствующими субъектами в рамках отдельно взятой национальной экономики.
-
10 В качестве важнейшего условия формирования рынка выступает разделение труда. До той поры, пока каждый хозяйствующий субъект производит все необходимые для удовлетворения своих потребностей продукты (или, что практически одно и то же, выпускает одинаковый набор изделий) говорить о рыночных формах связи не приходится.
-
11 Вместе с тем, с точки зрения условий возникновения отношений купли-продажи, разделение труда является необходимым, но отнюдь не достаточным условием. Контрольное задание: Приведите примеры ситуации, при которой разделение труда не сопровождается установлением рыночных отношений.
-
12 Разделение труда - многоплановое явление. С одной стороны, оно представляет собой распределение хозяйствующих субъектов между различными видами деятельности. С другой стороны, оно может интерпретироваться как более или менее длительное закрепление хозяйствующих субъектов за определенными видами деятельности.
-
13 Международное разделение труда(МРТ) представляет собой высшую ступень в развитии общественного территориального разделения труда, опирающегося на устойчивую экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на определенных видах продукции.
-
Международная торговля - 3.3
14 Теория “сравнительных преимуществ” была разработана великим английским экономистом Давидом Рикардо в первой четверти XIX века. Вместе со своим соотечественником и предшественником Адамом Смитом он считается одним из корифеев “классической школы”, заложившей основы современной экономической науки.
-
15 Формирование классической школы происходило в борьбе меркантилистами, которые считали, что: -совокупный объем мирового общественного богатства является жестко фиксированной величиной; -на основе осуществления внешнеторговых операций происходит перераспределение «общего пирога» между отдельными странами.
-
16 Контрольное задание: Оцените, какие выводы относительно природы международной торговли и оптимальных условий ее осуществления можно сделать на основе вышеизложенных предпосылок?
-
17 Основные положения меркантилизма были подвергнуты Смитом критике => Теория “абсолютных преимуществ”, объясняющая закономерности формирования взаимовыгодных внешнеторговых связей между странами.
-
18 Абсолютные преимущества имеют место в том случае, когда страна может осуществлять производство товара с меньшими издержками, чем ее потенциальные внешнеторговые партнеры. На его производстве следует специализироваться, продавая излишки по каналам международной торговли в обмен на продукцию, выпуск которой в стране не осуществляется.
-
19 В рамках модели “2х2” возможны два варианта проявления абсолютных преимуществ: 1) Ткань Зерно Страна А производится не производится Страна В не производится производится 2) Ткань (м.кв.\ч) Зерно (кг\ч) Страна А 10 5 Страна В 5 10
-
20 По двум ключевым позициям А.Смит дает принципиально отличную, по сравнению с меркантилистской, трактовку: - международная торговля превращается в деятельность, приносящую выгоду всем участникам; - рациональной внешнеторговой политикой является “фритредерство” (от английского free trade - свободная торговля).
-
21 Рикардо стремится, применительно к условиям модели “2х2”, стремится обосновать целесообразность МТ в условиях, когда одна из стран имеет абсолютное преимущество по обоим продуктам: Ткань(м.кв./ч) Зерно(кг/ч) Страна А (СРЭ) 8 4 Страна В (РС) 1 2
-
22 Ключевым условием, по его мнению, является наличие не абсолютных, а сравнительных преимуществ. Сравнительное преимущество имеет место в том случае, когда страна может осуществлять производство данного товара с меньшимиальтернативными издержками.
-
23 Теория МТ после Рикардо: - развитие теории сравнительных преимуществ а) модификация модели “2х2”; б) изменение формы ГПВ; в) соответствие теории практике МТ; - формирование альтернативных теорий.
-
24 Дополнительные аргументы в пользу развития торговли: - экономия от увеличения масштабов производства (внутренняя, внешняя); - национальные различия в спросе; - стимулирование конкуренции; - торговля как «локомотив развития»; - неэкономические преимущества.
-
Международная торговля - 3.4
25 Специализация на основе межстрановых различий в обеспеченности факторами производства => развитие международной торговли => постепенное выравнивание цен факторов производства=> сокращению различий в ценах факторов.
-
26 Если исходить из принципа убывающей отдачи ГПВ – выпуклая линия => по мере движения вдоль ГПВ меняются и альтернативные издержки => рост альтернативных издержек “съедает” сравнительные преимущества => чрезмерное расширение внешнеторговых связей становится убыточным
-
27 В стандартном случае значение транспортных издержекможет перевешивать существование сравнительных преимуществ как таковых => такие издержки могут делать определенную часть внешнеторговых операций менее выгодными по сравнению с производством соответствующей продукции внутри страны.
-
28 В условиях международной мобильности факторов производства зарубежное инвестирование или международная миграция рабочей силы могут выступать в качестве разумной альтернативыэкспорту (импорту) готовой продукции => ужесточать пределы специализации и международной торговли.
-
29 В современных условиях практически все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к протекционизму. Протекционистская политика прежде всего направлена на ограничение импорта. Как таковая она, безусловно, ограничивает международную торговлю.
-
Лекция 3. Международная торговля
30 Подведем итог: Мы определили сущность МТ и основные параметры ее развития. Рассмотрение международного разделения труда позволило выявить объективную основу установления внешнеторговых связей. Знакомство с теорией “сравнительных преимуществ” обеспечило понимание МТ как взаимовыгодного процесса. Мы показали, что развитие международной торговли ограничивается действием целого ряда факторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.