Презентация на тему "Мировая торговля"

Презентация: Мировая торговля
Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Мировая торговля" по экономике, включающую в себя 58 слайдов. Скачать файл презентации 0.17 Мб. Средняя оценка: 4.5 балла из 5. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по экономике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    58
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Мировая торговля
    Слайд 1

    Тема 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

    1. Теории международной торговли 1.1 Меркантелизм 1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные преимущества. 1.3 Теории соотношения факторов производства 1.4 Неотехнологические теории мировой торговли 2. Основные тенденции развития международной торговли 3. Товарная структура мировой торговли 4. Географическое и региональное распределение мировой торговли 5. Формы внешней торговли 6. Международная торговля услугами pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Вопрос 1.Теории международной торговли1.1 Меркантилизм

    Богатство одной страны увеличиться только за счет обнищания другой. Для увеличения богатства государство должно: поддерживать положительный платежный баланс; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья; запретить торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.

  • Слайд 3

    Вопрос 1.Теории международной торговли1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные преимущества.

    Взгляды А. Смита: правительства не должны вмешиваться во внешнюю торговлю; внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда; экспорт является положительным фактором для экономики страны; субсидии на экспорт являются налогом с населения и должны быть отменены; факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны.

  • Слайд 4

    Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что: страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.

  • Слайд 5

    Д. Рикардо вводит понятие альтернативной цены. Альтернативная цена — это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара. Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

  • Слайд 6

    Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них: 1) наличие лишь двух стран и двух товаров; 2) господство свободной торговли; 3) затраты производства постоянны; 4) отсутствие транспортных затрат; 5) не учитывает действие НТР; 6) исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов.

  • Слайд 7

    Вопрос 1.Теории международной торговли1.3 Теории соотношения факторов производства

    1. Теория соотношения факторов производства Хекшера — Олина: Различная фактороинтенсивность и факторонасыщенность определяют специализацию страны на производстве отдельных товаров Фактороинтенсивность - отношение затрат различных факторов производства на изготовление определенного товара Факторонасыщенность - относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее

  • Слайд 8

    Теорема Хекшера — Олина: Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

  • Слайд 9

    Дополнительные выводы теории: Развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора (теория Хекшера — Олина — Самуэльсона) Существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

  • Слайд 10

    Испытание теории (парадокс Леонтьева): В 1947 г. В. Леонтьев расчетами показал, что в экспорте США преобладают трудоемкие товары, а в импорте капиталоемкие. Тогда США считались капиталообеспеченной страной и ей отводилась роль экспортера капитала и импортера трудоемких товаров. Объяснение парадокса Леоньтьева: специфика послевоенной экономики страны наличие импортных тарифов структура фактора труд

  • Слайд 11

    2.Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом сокращаются. Специфический фактор производства – фактор, характерный только для данной отрасли

  • Слайд 12

    Влияние международной торговли на распределение доходов Теорема Столпера — Самуэльсона Международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара,цена которого падает.

  • Слайд 13

    3. Теорема Т.М. Рыбчинского С увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относительно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно

  • Слайд 14

    Правило распределения выгод от внешней торговли Выгоды от внешней торговли распределяются между странами прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах Соотношение индексов экспортных и импортных цен позволяет определить показатель условий торговли: Т=Px/Pm, где T - условия торговли; Рx - индекс экспортных цен; Рm - индекс импортных цен.

  • Слайд 15

    Вопрос 1.Теории международной торговли1.4 Неотехнологические теории внешней торговли

    Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (или страны) - новатора. Государство при этом должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

  • Слайд 16

    К неотехнологическим относятся следующие теории: 1) теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.); 2) теория пересекающегося спроса Э. Линдера (1961). 3) теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.); 4) теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.); 5) теория внутриотраслевой торговли Б. Баласса (1967 г.); 6) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

  • Слайд 17

    1. Теория технологического разрыва Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией, в результате возникает технологический разрыв между странами. В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют — новые товары.

  • Слайд 18

    2. Теория пересекающегося спроса Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой странелегчеэкспортировать те товары, в производстве которых на внутреннем рынке накоплен значительный опыт. Теория Линдера объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития.

  • Слайд 19

    3. Торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется наличием экономики масштаба. Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, чтокогда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, разнообразие товаров возрастает, а цена единицы товара снижается.

  • Слайд 20

    4. Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла товара. На этапе внедрения организуется производство и сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт. На этапе роста создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом. На этапе зрелости складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, с последующим вывозом в страны нововведений. На этапе упадка в развитых странах начинается внедрение на рынок новых более совершенных товаров.

  • Слайд 21

    5.Внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию аналогичных товаров. В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба.

  • Слайд 22

    6.Теория международной конкурентоспособности нацийМ. Портера Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства спросом на внутреннем рынке наличием смежных и обслуживающих отраслей стратегией фирмы и внутренней конкуренцией

  • Слайд 23

    Развитие теоретических основ международной торговли услугами можно представить по следующим направлениям: Макроэкономический подход - истоки торговли услугами лежат в сравнительном преимуществе стран (Хиндли, Джонс, Мелвин и др.) Неотехнологические теории - выделяют роль дифференциации услуг (Цвайфель, Хеллер) и наличие ступенчатого эффекта (Ричардсон, Крицовски и др.) Микроэкономический подход - трансфер услуг внутри ТНК (Кругман, Маркузэн) Эклектическая теория интернационализации производства услуг (Даннинг, Эндервик).

  • Слайд 24

    Вопрос 2.Основные тенденции развития международной торговли.

    Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Отличия мирового рынка от внутренних национальных рынков: только конкурентоспособные товары; мировые цены; большая степень монополизации; решающее влияние могут оказывать политические факторы; расчеты в СКВ.

  • Слайд 25

    Стимулы к экспорту товаров: использование избыточных мощностей; снижение себестоимости единицы изделия; повышение прибыльности; стремление продлить жизнь производимых товаров; уменьшение риска сбыта и др.

  • Слайд 26

    Стимулы к импорту товаров: более дешевые поставки товаров; расширение ассортимента; снижение риска нарушения поставок товаров.

  • Слайд 27

    Количественные и качественные характеристики внешней и международной торговли: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется в текущих ценах соответствующих лет. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами.

  • Слайд 28

    В идеале объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, но мировой импорт больше мирового экспорта. Поскольку экспортные товары учитываются по ценам фоб, а импортные товары - по ценам сиф. За 1980-2002 гг. стоимостной объем мирового экспорта увеличился 3,15 раза, объем мирового импорта в 3,17 раза.

  • Слайд 29

    Причинами быстрых темпов роста мировой торговли в послевоенные годы можно назвать: 1. Рост открытости национальных экономик (экспортной квоты) в 1,5-2 раза практически у всех стран мира. 2. НТП: ускорении морального износа изделий, обновлении основного капитала. Следствие: углублению международной специализации и кооперации производства. 3. Активизация деятельности ТНК. 4. Распад колониальной системы. 5. Усиление регулирования мировой торговли (благодаря деятельности ГАТТ средневзвешенные ставки пошлин сократились за 1947-2003 гг. с 45 до 3-4%).

  • Слайд 30

    Причинами быстрых темпов роста мировой торговли в послевоенные годы можно назвать: 6. Создания зон свободной торговли, таможенных союзов и др. 7. Роль государства (милитаризация). 8. НТП в сфере транспорта, связи, банковского и страхового дела, электронной торговли. 9. Рост цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей экономики. 10. Эффект бильярда.

  • Слайд 31

    Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на мировую торговлю: 1). Ценовой фактор: падение цен на основные товарные группы мировой торговли. 2). Финансовый фактор — финансовый кризис 1997-1998 гг. в Азии и в Латинской Америке. 3) Интеграционные группировки. 4). Внешнеторговая политика 90-х годов (либерализация национальной внешнеторговой политики многих азиатских государств). 5). Деятельность свободных экономических зон. (общее количество СЭЗ в мире достигло 850).

  • Слайд 32

    В 1980—2000-е гг. международная торговля претерпела существенные изменения и отличалась следующими тенденциями: Темпы роста мировой торговли опережают темпы роста мирового ВВП (за последние годы среднегодовые темпы прироста мировой торговли составляли 7,0%, ВВП — 3,0%). Неравномерность развития мировой торговли по десятилетиям. Неравномерные темпы роста отдельных товарных групп (темпы прироста экспорта готовых изделий и полуфабрикатов оценивались в 7,0%, топлива - 6,0, продовольствия — 3,0, сырья - 2,0%). Изменилась товарная структура мирового экспорта.

  • Слайд 33

    В 1980—2000-е гг. международная торговля претерпела существенные изменения и отличалась следующими тенденциями: Неравномерные темпы роста экспорта групп стран (за 1990-2000-е годы наиболее динамично рос экспорт развивающихся стран (более 9%), а также стран с переходной экономикой (около 8%). Высокая концентрация мировой торговли. Рост преференциальной торговли, на которую пришлось 43% мирового экспорта в 2002. Основные экспортеры товаров: США, Германия, Япония, Франция, КНР. Среди основных импортеров США, Германия, Великобритания, Япония, Франция.

  • Слайд 34

    Вопрос 3. Товарная структура мировой торговли

    При анализе товарной структуры торговли применяют номенклатуру СМТК — Стандартную международную товарную классификацию. СМТК включает 10 товарных групп с 0 до 9, которые сгруппированы в три раздела: продовольствие, сырье и топливо; готовые изделия и полуфабрикаты; прочие изделия.

  • Слайд 35

    Мировой экспорт готовых изделий и полуфабрикатов Удельный вес в мировом экспорте более 75% Тенденция к росту. Причины: рост обрабатывающей промышленности в мире; сокращение срока морального износа; концентрация производства; повышение среднедушевых ВВП и спроса населения.

  • Слайд 36

    Основная товарная группа — машины, оборудование и средства транспорта. Доля - более 40%. В 2002 г. автомобили стали второй товарной группой по динамике роста (более 8%), уступил лишь химической продукции (фармацевтические товары). В основе роста - расширение объема производства и спроса на продукцию. Ведущий экспортер - страны ЕС.

  • Слайд 37

    По оценкам, за 20 лет объем экспорта технологичных товаров увеличился в 6 раз в мире, а в развивающихся странах в 21 раз. Чем выше технологический уровень продукции, тем динамичнее рост ее экспорта. Экспорт технологически низкоемких изделий (доля затрат на НИОКР составляет менее 1%) возрос в 14 раз. Экспорт технологически среднеемких изделий (от 2% до 10%) - в 11 раз. Экспорт технологически высокоемких изделий (более 10%) - в 14 раз.

  • Слайд 38

    Мировой экспорт сырья, топлива и продовольствия. Удельный вес – около 22% Причины падения: Влияние НТП (заменители сырья, использование вторичного сырья). Энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Рост экспорта продукции переработки сырья и топлива. Проведение геологоразведочных работ по разработке собственных ресурсов. Использование новых видов топлива и энергии. Проведение политики самообеспечения. Аграрный протекционизм.

  • Слайд 39

    Основными экспортерами сырья и продовольствия в мире являются промышленно развитые страны: 70% экспорта продовольствия; 65% экспорта промышленного сырья. Основными экспортерами топлива остаются развивающиеся страны - 60%.

  • Слайд 40

    Вопрос 4. Географическое и региональное распределение мировой торговли

    Развитые страны Стоимостной объем экспорта увеличился за 1980-2002 гг. в 3,19 раза. Удельный вес в мировом экспорте снижается (около 64%). Географическое распределение экспорта взаимная торговля - 71,3% развивающиеся страны - 24,4%, страны с переходной экономикой 4,3%

  • Слайд 41

    Развитые страны Доли промышленных товаров (около 80%) и топлива (около 5%) растут Удельные веса других товарных групп снижаются. Ведущие товарные группы — транзисторы и полупроводники; текстиль; парфюмерно-косметические товары; оптические инструменты; компьютеры; пластмассовые изделия; музыкальные инструменты.

  • Слайд 42

    Развивающиеся страны Удельный вес в мировом экспорте растет (около 32%). Экспорт увеличился за 1980-2002 гг. в 3,4 раза. Географическое распределение экспорта взаимная торговля - 41,2% развитые страны - 57,3% страны с переходной экономикой 1,5%

  • Слайд 43

    Развивающиеся страны Особенности регионального распределения экспорта развивающихся стран: постоянный рост доли Азии; высокая концентрация регионального экспорта в нескольких странах.

  • Слайд 44

    Развивающиеся страны Основой экспорта становятся готовые изделия и полуфабрикаты при существенном падении доли сырья, топлива и продовольствия. Но, по оценкам МВФ, лишь 6 развивающихся стран (КНР, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Бразилия) имеют промышленную продукцию в качестве основы экспортныхдоходов (более 50%).

  • Слайд 45

    Особенности промышленного экспорта развивающихся стран Высокая концентрация; Высокая доля трудоемкой потребительской продукции; Специализация навывозе ресурсоемкой продукции; В последние годы прирост экспорта достигается за счет вывоза технически сложных товаров с более высоким уровнем обработки.

  • Слайд 46

    Страны с переходной экономикой Стоимостной объем экспорта увеличился за 1980-2002 гг. в 1,92 раза Удельный вес в мировом экспорте снижается (около 5,0%) Географическое распределение экспорта взаимная торговля - 24,8% развивающиеся страны - 13,1% развитые страны - 62,1% В экспорте стран намного выше удельный вес топлива (около 23%) и ниже доля промышленных товаров (около 55%).

  • Слайд 47

    Вывод: Региональная структура мирового экспорта характеризуется: падением доли регионов развитых стран и ряда развивающихся регионов, ростом удельного веса Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Восточной Европы.

  • Слайд 48

    Вопрос 5. Формы внешней торговли

    Прямые экспортные поставки; Встречная торговля (полная или частичная оплата импорта встречным экспортом): - бартерные сделки; - встречные закупки; - операции с давальческим сырьем; - выкуп устаревшей продукции. Конкурсные продажи (биржа, аукцион, торги).

  • Слайд 49

    Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок: бартерные сделки; торговые компенсационные сделки; промышленные компенсационные сделки. Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой одна сторона осуществляет поставку второй стороне товаров или технологии, которые возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на созданных таким образом предприятиях.

  • Слайд 50

    Метод торговли — это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли: • прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем); • косвенный метод (совершение операции через посредника).

  • Слайд 51

    Биржевая торговля осуществляется через постоянно действующие посреднические рынки (биржи), на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров. Функции: - обеспечивать быстрый и легкий доступ к интересующим товарам по конкурентным ценам; - посредством использования фьючерсных сделок защитить участников от потерь при резком колебании цен.

  • Слайд 52

    Аукционная торговля является специфической формой рынка, на котором покупатели сами предлагают цену за товары, конкурируя друг с другом. Аукционы могут быть: открытыми закрытыми. Выделяют английский и голландский аукционы.

  • Слайд 53

    Международные торги являются формой заключения договора купли-продажи, когда покупатель объявляет конкурс на товар с заранее определенными характеристиками и затем подписывает договор с выбранным производителем на выгодных для себя условиях. В настоящее время применяются торги: открытые закрытые

  • Слайд 54

    Вопрос 6. Международная торговля услугами

    Удельный вес мировой торговли услугами увеличился с 17% в 1980 г. до 25% в 2002 г. Причины быстрого роста международной торговли услугами: расширение взаимосвязи между торговлей и инвестициями, глобализация мирового рынка, повышение открытости национальных экономик.

  • Слайд 55

    Специфика услуг, которыми торгуют на мировом рынке: отсутствие материальности, а значит, услуга невидима и неосязаема; не поддается хранению; ее реализация происходит одновременно с производством.

  • Слайд 56

    Классификация Мирового банка делит услуги на две группы: факторные услуги, связанные с международным движением капитала и рабочей силы; нефакторные услуги, т.е. остальные виды услуг.

  • Слайд 57

    Выделяется четыре способа международной торговли услугами: Трансграничная торговля, т.е. когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга; Потребление за границей; Торговое присутствие в стране предоставления услуги; Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу.

  • Слайд 58

    Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции. Основа международного регулирования — Генеральное соглашение по торговле услугами. В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов: обеспечение прозрачности системы регулирования; не увеличение ограничений в доступе на рынок; соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО; участие в будущих переговорах.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке