Содержание
-
Тема№4: Планирование как важнейшая функция управления
Кафедра менеджмента Преподаватель: Бодункова Анна ГригорьевнаДисциплина: Менеджмент
-
Трудно идти быстро…
…
-
неудобно ползти но полезно но надо зато до цели дойдешь быстрее а медленнее ещё труднее зато эффективно но лишние кг сбросишь иди медленно! но дойдешь до цели первым зато никто не догонит в темноте и в пустоту!!!!!!!!!!
-
Планирование как важнейшая функция управления
Содержание функции планирования. Классификация целей и планов. Сущность тактического и оперативного планирования. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. Миссия, цели и ценности организации. Анализ и оценка внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы. Выбор стратегии. Тактика, политика, процедуры и правила. Оценка стратегии. Управление по результатам.
-
Планирование деятельности предприятия – систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия План – это сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации
-
План включает:
маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции) технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии) финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности)
-
Объекты плановых решений:
цели и задачи пути и средства ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач организация выполнения плана и контроль
-
Цели -конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность
Критерии: конкретность измеримость взаимоподдерживаемость достижимость ориентированность во времени Specific Measurable Area bound Realistic Time bound
-
Общие цели:
отражают концепцию развития фирмы разрабатываются на длительную перспективу определяют основные направления программ развития фирмы ранжируются по принципу приоритетности Обеспечение максимальной рентабельности Обеспечение устойчивости положения Разработка новых направлений развития
-
Специфические цели / Подцели: разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности Повышение рентабельности каждого подразделения Достижение целей в области маркетинга НИОКР производства финансов 3. Достижение целей филиалов и дочерних компаний
-
доходы работа с клиентами потребности и благосостояние сотрудников социальная ответственность Сферы интересов организации при выборе целей:
-
Этапы планирования Прогнозирование Моделирование Программирование
-
План (официальный документ) отражает:
прогнозы развития организации в будущем промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств
-
Принципы составления планов
полнота— учёт всех событий и ситуаций точность— использование методов, средств, тактики и процедур, обеспечивающих точность прогнозов ясность—простота и легкость формулировкипланов непрерывность — планирование - непрерывный процесс экономичность— соизмеримость расходов на планирование с выигрышем от него
-
Методология планирования Способы планирования от достигнутого оптимальное планирование адаптивное планирование Методы планирования балансовый нормативный математико-статистический
-
ПЛАН По видам По типам целей По срокам Согласованные и ранжированные планы-цели Планы для повторяющихся действий Графики, расписания Планы для неповторяющихся действий Программы, бюджеты, сетевые графики Стратегические Тактические Оперативные Долгосрочные (5 и более лет) Планы - цели, программы Среднесрочные (1-5 лет) Бюджеты, программы Краткосрочные (до 1 года) Бюджеты, сетевые графики, программы
-
Бизнес-план Высший уровень Стратегическое планирование Средний уровень Тактическое планирование Низший уровень Оперативное планирование
-
Уровни планирования в организации
Оперативное планирование – определение повседневной краткосрочной тактики Тактическое планирование – определение промежуточных целей Стратегическое планирование – определение долгосрочных перспектив
-
Текущее планирование
на срок до 1 года ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей воплощено в краткосрочных и оперативных планах увязывает все направления деятельности организации и её подразделений на предстоящий период
-
Тактические вопросы
создание организационной структуры порядок найма сотрудников технология оборота документов процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами и др. Организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель.
-
Оперативный план —
1. документ, цель которого — обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения задач определить объемы, качество и структуру выделяемых ресурсов 2. содержит плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений 3. устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и для каждого ее подразделения
-
Стратегическое планирование
определяет главные цели деятельности фирмы и намечает конечные результаты охватывает период в 10-15 лет и имеет отдаленные последствия обеспечивает основу для всех управленческих решений
-
Функции стратегического планирования
распределение ресурсов адаптация к внешней среде внутренняя координация организационное стратегическое предвидение = осознание организационных стратегий
-
Сравнение стратегического и оперативного планирования
-
Три «кита» стратегического планирования
уметь управлять делами компании как портфелем инвестиций тщательно оценить потенциальную прибыль каждого подразделения бизнеса разработать план достижения долгосрочных целей компании
-
Процесс стратегического планирования
Цели организации Анализ внешней среды Анализ внутренней среды Оценка стратегии Реализация стратегии Выбор стратегии Анализ стратегических альтернатив Миссия организации
-
Формулирование миссии и целей организации
Выбор миссии Формулирование целей Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные Разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и действий) Политика Стратегии Процедуры Правила Бюджеты
-
Миссия организации
констатация философии и предназначения, смысла существования организации(широкое значение) - философия – ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намерена осуществлять свою деятельность (меняется редко) - предназначение – определение действий и роли организации в жизни общества (меняется в зависимости от условий) утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных(узкое значение)
-
должна отражать цели и интересы различных групп, связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс её функционирования, с акцентом на интересы собственников, сотрудников и покупателей МИССИЯ Собственники организации Сотрудники организации Покупатели Деловые партнеры Местное сообщество Общество в целом
-
отражает следующие характеристики организации: целевые ориентиры(задачи и устремления в долгосрочной перспективе) сфера деятельности(продукт и рынок) философия(принятыеценности и верования) возможности и способы осуществления деятельности(сильные стороны, возможности для выживания в долгосрочной перспективе, способы и технологии выполнения работ)
-
Миссия должна быть
реалистичной конкретной основанной на специфических особенностях стимулирующей
-
МИССИЯ ВГУЭС
ВГУЭС — предпринимательский инновационный университет центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни.
-
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВГУЭС
Достижение мирового уровня образования в сфере бизнеса и сервиса Развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики Интеграция в образовательное пространство и социокультурные сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона Обеспечение лидерства в области информационных технологий Создание условий для возможности обучения через всю жизнь Становление университета как саморазвивающейся организации Формирование инновационной и предпринимательской корпоративной культуры Полезность обществу
-
Социальная ответственность бизнеса
Первый уровень - стабильность бизнеса (предприятие выпускает качественную продукцию и платит налоги) Второй уровень - забота о персонале (достойная заработная плата, хорошие условия труда, возможность обучения и карьерного роста и пр.) Третий уровень - забота об обществе (социальные программы и инвестиции, спонсорство, благотворительность, частно-государственное партнерство и пр.)”
-
Анализ и оценка внешней среды Факторы внешней среды
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РЫНОЧНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ
-
оценка функциональных зон, выявление сильных и слабых сторон: маркетинг финансы операции (производство) человеческие ресурсы культура и образ организации Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации -
-
SWOT-анализ
анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз важнейший этап маркетингового плана проводят для анализа деятельности фирмы в целом, для определенных продуктов, сегментов рынка, географических территорий
-
SNW-анализ
анализ слабых и сильных сторон организации внутренняя среда оценивается по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). В ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции обычно фиксируется среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
-
СТРАТЕГИЯ(греч. strategos– «искусство генерала»)
детальный всесторонний комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии организации и достижение её целей долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям
-
Процесс планирования стратегии
1. Определение миссии 2. Анализ внутренней среды 3. Формулировка целей 4. Планирование стратегии 9. Оперативное управление 8. Формирование бюджетов 7. Проведение структурных изменений 6. Разработка планов 5. Постановка задач 10. Оценка, контроль и формирование новой стратегии или Корректировка стратегических задач
-
Процесс разработки и реализации стратегии
Анализ, прогнозирование и мониторинг внешней среды Определение миссии Анализ внутренней среды Формулировка целей Исследование и использование возможностей и угроз, стоящих перед предприятием Формулирование стратегического ориентира с учетом возможностей и угроз Выявление сильных и слабых сторон, способствующих или препятствующих эффективному достижению стратегического ориентира Выражение общего стратегического ориентира в форме конкретной цели с учетом сильных и слабых сторон предприятия Выработка стратегии и управление основными способами её достижения Планирование, реализация и контроль стратегий ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ
-
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ Рост внутренний внешний 2 Ограниченный рост 1 Сочетание стратегий 4 Сокращение ликвидация отсечение лишнего сокращение и переориентация 3
-
Области выработки стратегий (по М. Портеру) Стратегия лидерства в борьбе за снижение издержек Стратегии дифференциации Фокусированные стратегии Снижение издержек производства Специализация в производстве товара/услуги Концентрация на рыночном сегменте
-
ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиции на рынке стратегия развития рынка (поиск новых рынков) стратегия развития продукта Стратегии интегрированного роста стратегия обратной вертикальной интеграции стратегия вперед идущей вертикальной интеграции Стратегии диверсифицированного роста стратегия центрированной диверсификации стратегия горизонтальной диверсификации стратегия конгломеративной диверсификации Стратегии сокращения стратегия ликвидации стратегия «сбора урожая» стратегия сокращения стратегия сокращения расходов
-
-
Шаги при определении стратегии
уяснение текущей стратегии проведение анализа портфеля продукции выбор стратегии фирмы оценка выбранной стратегии
-
Факторы, влияющие на менеджмент компании при выборе стратегии
степень риска знание прошлых стратегий реакция владельца компании фактор времени
-
Ключевые факторы выбора стратегии фирмы
сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы цели фирмы интересы и отношение к стратегии высшего руководства финансовые ресурсы фирмы квалификация работников фирмы обязательства фирмы по предыдущим стратегиям степень зависимости фирмы от внешней среды временной фактор
-
Матрица Томпсона и Стрикланда
позиция IV квадрант стратегий Центрированная диверсификация Конгломеративная диверсификация Совместное предприятие в новой области рост рынка Быстрый II квадрант стратегий Пересмотр стратегии концентрации Горизонтальная интеграция или слияние Сокращение Ликвидация Слабая конкурентная позиция III квадрант стратегий Сокращение расходов Диверсификация Сокращение Ликвидация Медленный рост рынка I квадрант стратегий Концентрация Вертикальная интеграция Центрированная диверсификация Сильная конкурентная
-
Тактика
краткосрочные стратегии компании или конкретный игровой ход разрабатывается в развитие стратегии обычно вырабатывается на уровне руководства среднего звена рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями
-
Политика
общее руководство действиями основывается на общих целях / стратегическом плане организации определяет рамки для принятия решений политика в отношении использования Интернет и e-mail политика в отношении проявлений сексуальных домогательств политика предоставления равных возможностей трудоустройства политика «стеклянного потолка»
-
Процедуры
выраженные формальным образом указания, описывающие последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо» процедура найма сотрудников процедура адаптации работников процедура возврата денег процедура рассмотрения жалоб работников
-
Правила
точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос, а процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий. СМ. Кодекс корпоративной культуры ВГУЭС
-
Оценка выбранной стратегии
Направления оценки соответствие состоянию и требованиям окружения соответствие потенциалу и возможностям фирмы приемлемость риска, заложенного в стратегии Оправданность риска реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии негативные последствия для фирмы в случае провала стратегии соотношение возможного положительного результата и риска потерь от провала реализации стратегии
-
Иерархия целей при МВО
Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Младшие начальники Руководитель отдела А Руководитель отдела Б Руководитель отдела В Вице-президент Вице-президент Штабной персонал Президент
-
Этапы процесса управления по целям - МВО
Выработка целей Планирование действий Проверка и оценка работы Корректирующие меры
-
Контрольные вопросы
В чем заключается роль планирования? Назовите основные этапы процесса планирования Цели организации: понятие и основные классификации Перечислите основные требования к целям. Какие бывают разновидности планов организации? В чем сущность стратегического управления организацией? Что представляет собой SWOT-анализ? Что представляет собой SNW-анализ?
-
Список рекомендуемой литературы
1) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 616 с. 2) Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.- 576 с. 3) Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал – М: ИНФРА-М, 2008. – 440 с. 4) Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Н.И.Кабушкин. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с. 5) Менеджмент: учебник / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.