Содержание
-
Типы рыночных структур
-
Различные типы рынков характеризуются следующими показателями:
- число продавцов;
- входные барьеры;
- дифференциация продукции;
- участие фирм в контроле над ценами.
-
Факторы, определяющие входные барьеры:
- эффект масштаба (основной фактор);
- необходимость иметь права на результаты интеллектуальной деятельности;
- необходимость лицензирования деятельности;
- засилье административного ресурса и криминала;
- транспортные расходы (к источникам сырья и каналам сбыта).
-
Дифференциация продукции заключается в том, имеет ли товар какие-либо уникальные достоинства, представляющие интерес для фокус-группы или широкого круга потребителей.
С этой точки зрения товар находится в континууме:
- однородный товар (ширпотреб);
- фокусированная дифференциация товара;
- широкая дифференциация товара;
- уникальный товар.
-
Участие фирм в контроле над ценами заключается в широком диапазоне от полного контроля до его отсутствия (получатели цен). Возможны различные формы контроля: свободное ценообразование; сговор; лидерство в цене; стратегия дифференциации.
-
Совершенная конкуренция
Основные особенности:
- действует множество малых фирм;
- все фирмы являются получателями цены, сложившейся в результате баланса спроса и предложения;
- на рынке продается однородный продукт;
- идеально информированы все участники (продавцы/покупатели);
- невысоки транспортные расходы.
-
Формирование спроса на рынке совершенной конкуренции
На рынке совершенной конкуренции фирменная линия спроса является горизонтальной (бесконечно эластичный спрос, т.к. имеется много товаров-заменителей и потребители легко переключаются на них). Поэтому на данном типе рынка можно выбирать только выпуск, но не цену.
Предельная выручка также не зависит от выпуска и равна рыночной цене. Поскольку спрос равен средней выручке, то соблюдается равенство D=AR=MR=P.
Условие максимизации прибыли: предельные затраты равны предельной выручке MC=MR=P
-
Монополия
На данном типе рынка фирма контролирует значительную его долю (не менее 40…50% при условии, что остальные фирмы имеют гораздо меньшую долю рынка) и может самостоятельно устанавливать цены.
Монополия связана с высокими входными барьерами, главным из которых является эффект масштаба. Если фирма контролирует весь рынок (доля рынка 100%), то это – чистая монополия.
-
Естественная монополия возникает при условии того, что эффект масштаба (зависимость общих средних затрат от выпуска) и размеры рынка таковы, что на нем может эффективно функционировать только одна фирма (в силу условий производства только одна фирма может производить продукт с минимальными затратами).
-
Особенности формирования спроса на монополистическом рынке
Спрос D можно интерпретировать как среднюю выручку AR (если все единицы продукции продаются по одной цене, эта цена является и средней выручкой).
Предельная выручка MR всегда меньше AR, т.к. чтобы продать каждую дополнительную единицу продукции, приходится продавать каждую новую единицу по более низкой цене.
Средние издержки АТС и предельные издержки MCчистого монополиста в широком диапазоне выпуска Q постоянны (следовательно, и равны между собой), т.к. в долгосрочном периоде он может варьировать всефакторы производства и защищен от конкуренции.
-
Олигополия
участников настолько мало (обычно от двух до восьми) и они столь значимы, что между ними приходится учитывать стратегическую взаимозависимость;
участникам рынка трудно принимать корпоративные решения, т.к. надо предугадывать действия конкурентов;
наличие сходной или слабо дифференцированной продукции.
-
Кривая спроса для олигополиста
Ломанная кривая спроса для отдельного олигополиста формируется из двух линий спроса. Первая - основана на предположении, что другие фирмы не отреагируют на изменение цены. Вторая – построена на основании предположения, что другие фирмы отреагируют и последуют примеру инициатора изменения цены. Наклон второй кривой больше, чем первой, поскольку во втором случае объем продаж менее чувствителен к изменениям цены.
Кривая спроса, помеченная символом D1, соответствует предположению об отсутствии реакций и потому является более пологой, чем кривая спроса D2, основанная на предположении о наличии реакций. Олигополист «находится» в точке, в которой эти кривые пересекаются, и перед ним открыты четыре возможности, соответствующие четырем лучам, исходящим из данной точки. Поскольку наиболее выгодные для олигополиста результаты
- маловероятны на практике,
- мы должны исключить верхний
- участок кривой спроса D2 и нижний
- участок кривой спроса D1, в результате
- чего получается ломаная линия спроса.
-
Монополистическая конкуренция
Осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
-
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
- товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
- на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
- продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
- на рынке есть условия для свободного входа и выхода.
-
Формирование спроса на рынке монополистической конкуренции
На рисунке показаны линии спроса и предложения на три их разновидности, условно названные: «элитный», «промежуточный» и «бюджетный» товар.
С ростом цены на промежуточный товар в некоторый момент (выше точки А) она сблизится с ценой на элитный товар. Часть наиболее богатых потребителей промежуточного товара переключится на элитный, вследствие чего спрос на промежуточный товар сократится.
Напротив, при уменьшении цены на промежуточный товар в некоторый момент (ниже точки Б) она сблизится с ценой на бюджетный товар. Часть наиболее богатых потребителей бюджетного товара переключится на промежуточный, вследствие чего спрос на промежуточный товар возрастет.
-
Сравнительная характеристика
-
Особые виды рынка
- монопсония – диктат одного потребителя (несколько производителей – один потребитель);
- двусторонняя монополия (один производитель – один потребитель).
- дуополия - частный случай олигополии (две доминирующие фирмы).
-
Задачи оптимизации, характерные для разных типов рынков
- совершенно-конкурентный рынок – оптимизация выпуска продукции;
- несовершенно-конкурентный рынок – оптимизация выпуска и цены в комплексе;
- на всех типах рынков – оптимизация структуры затрат.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.