Содержание
-
Философия истории
-
Проблема периодизации истории
в основу членения были положены библейско-евангельские легенды; по эпохам – эпоха древности, средневековья, нового и новейшего времени;
-
Д. Вико выделял три цикла истории: Век Богов (теократия), Век Героев (аристократия); Век Людей (демократия); Кондорсе выделял 10 эпох : в основе деления – прогресс разума.
-
Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кантговорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума;
-
Гегель положил в основание членения истории уровень самопознания обществом идеи свободы Восточный мир – царствует деспотизм; Греческий –преобладает демократия; Римский – преобладает аристократия; Германский – осуществление абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия.
-
Маркс: формационная теория Критерий - СП материальных благ. АЗИАТСКИЙ СП: -отсутствует частная собственность на средства производства; -нет класса эксплуататоров; -есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством; -огромный бюрократический аппарат.
-
Предыстория(господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинная история(универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)
-
Концепция «технологического детерминизма» (О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории. Тоффлер: аграрная цивилизация; индустриальная; цивилизация третьей волны, которая должна быть экологической, демократической и опираться на «мягкие технологии».
-
Белл:доиндустриальное(традиционное) общество (первобытность, рабовладение и средневековье). Общество закрытого типа (отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности) индустриальное(массификация, свобода, вера в прогресс) постиндустриальное(информационное, технотронное, культуроцентристское).
-
Карл Ясперс: 1. – до 3 в. до н.э. –великие культуры древности; 2.–возникновение христианской культуры, достижением которой было понятие об осевом времени. 3. (с 16 в.)- возникновение современной науки, позже – современной техники, а также заселение европейцами Америки. Выход России на историческую арену. 4. преодоление конгломерата локальных историй, начало единой общечеловеческой цивилизации.
-
Понятие цивилизации
как синоним культуры (Тойнби) как заключительная стадия развития культуры, ее закат и гибель (Шпенглер), как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством (Л. Морган, Энгельс, Тоффлер),
-
как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, цивилизация инков), как кульминация общественного и культурного прогресса, (Хейзинга, Уайтхед), как более или менее локализованная в историческом пространстве и времени целостная культурно-социальная система (Н.Федоров, Данилевский, П.Сорокин).
-
Выделяют три ступени (волны) цивилизации – земледельческую, индустриальную и информационно-компьютерную. Генезис цивилизации по времени совпадает с формированием рабовладельческого общества, с возникновением классов.
-
Под цивилизацией следует понимать такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе.
-
Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.
-
В основе цивилизации лежит: - система морально-правовых норм, определяющих стиль поведения и образ жизни; - система эстетических оценок; - идеалы познания и методологические стратегии; - массовая идеология; - универсальные образцы технологий; - социальные идеалы.
-
Проблема смысла истории
Н. Бердяев: смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшему историческому процессу характер историчности, Осмысливать историю заставляет катастрофичность ситуации. История – место откровения Бога.
-
Карл Ясперс: анализ смысла исторического процесса предполагает понимание истории как единого целого. Единство – цель и смысл истории. Оно возникает из того, что люди в состоянии понять друг друга в мире духа.
-
Р.Арон: анализ смысла и направленности исторического процесса нужно делать с позиции историзма, то есть необходимо в истории находить события, происшедшие в разное время, но имеющие одинаковый смысл. Смысл истории нельзя рассматривать в контексте будущего человечества, никто не может направлять развитие исторического процесса.
-
Смысл истории предполагает выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. Всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением проблем в ходе развития общества.
-
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс– поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Предпосылкой и основой общественного прогресса служит ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ при переходе от старого уровня общества к новому.
-
Источником прогресса является противоречие между растущимипотребностями людей и средствами их удовлетворения, между производством и потреблением. Понятие прогресса применимо только к общественной жизни. Это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным.
-
Критерии общественного прогресса: разум; производительность труда или ПС; СП; человек, его положение в действительности; уровень гуманизации общества, степень свободы личности, удовлетворения ее потребностей, состояние здоровья. Некоторые отвергают общефилософский критерий, считая понятие прогресса оценочным суждением.
-
Субъекты истории. Роль личности в истории.
Понятие «народ»: 1. охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну. 2. трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и не присваивавшие чужой труд. 3. это организованное целое, имеющее общую историческую судьбу, идею и перспективу, единую психологию, культуру, язык.
-
Масса – это ситуативно возникающие социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения. Различают: большие и малые массы; устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсивные); сгруппированные и нет; контактные и неконтактные (дисперсные); спонтанные и организуемые.
-
Толпа есть неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся чувствами и эмоциями; в ней доминирует стадное чувство, она готова на «героические» жертвы, когда во главе появляется фанатик.
-
Плеханов: чтобы человек, обладающий известным талантом стал великой личностью, необходимо, чтобы: 1. его талант соответствовал общественным нуждам эпохи 2. общественный строй не заграждал дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время.
-
Элиты определяют «правила игры», создают те условия, в рамках которых разворачивается деятельность масс. Историческую ответственность несут и массы, и элиты. Они достойны друг друга.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.