Презентация на тему "Типология и функции культуры"

Презентация: Типология и функции культуры
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Типология и функции культуры" по философии, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.06 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по философии

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Типология и функции культуры
    Слайд 1

    Тема: Динамика, типология, функции культуры. 1. Источники и механизмы культурной динамики. 2. Типология культуры. 3. Функции культуры. pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Понятие «культурная динамика» означает изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием различных факторов. Выделяют внешние и внутренние факторыкультурнойдинамики: антропологические; демографические; социальные; экономические; аксиологические (ценностные)

  • Слайд 3

    Исторические этапы развития культуры человечества: 1 этап – Архаическая культура («прометеевская эпоха»). 2 этап – культура Древних локальных цивилизаций. 3 этап – культура Востока и Запада в «осевое время» (8-2 вв. до н.э.). 4 этап - культура Востока и Запада в 1-2 тыс. н.э.

  • Слайд 4

    Центром истории человечества является «осевое время» (термин впервые введен К. Ясперсом) – 8-2 вв. до н.э. 1. Осевое время – время духовного основоположения человечества, когда были заложены основы мировых религий (буддизм и христианство), созданы крупнейшие философские учения (Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Заратустра, Сократ, Платон, Аристотель). 2. Осевое время – период формирования двух основных стратегий развития культуры человечества – Восток–Запад.

  • Слайд 5

    Один из видов культурной динамики – культурогенез (т.е. порождение новых форм культуры, их последующее формирование в систему культуры). Концепции возникновения культуры: Религиозная (Н. Бердяев, А. Мень); Познавательная (Э. Тайлор); Орудийно-трудовая (Ф. Энгельс); - Психоаналитическая (З. Фрейд).

  • Слайд 6

    В зависимости от временной протяженности все социокультурные изменения (процессы) можно разделить на три группы: ▪ Макромасштабные процессы (данные процессы характеризуют зарождение, расцвет и упадок отдельных культур, а также касаются изменения культурной традиции, смены общественных формаций) ▪ Среднемасштабные процессы (касаются таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады, процесс смены поколений) ▪ Микромасштабные процессы (происходят в жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов)

  • Слайд 7

    Типология культуры: Типологизация культур предполагает их распределение, классификацию по каким-либо основаниям, общим признакам. Типология культур по их отношению к традиции: Согласно данной типологии выделяют традиционные культуры и современные (инновационные).

  • Слайд 8

    Традиционные культуры. Для культур данного типа характерна ориентация на воспроизводство веками сложившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения. В традиционных культурах господствуют мифологические, религиозные представления человека о мире. Для традиционных культур характерно достаточно медленные темпы изменений во всех сферах общественной жизни, коллективизм

  • Слайд 9

    Современные культуры. Для культур данного типа характерны динамизм, прогрессивность развития, ориентация на новое, научная картина мира и ориентация на достижения науки и техники. В культурах современного типа преобладают тенденции демократизма и гуманизма, происходит выделение индивида из коллектива. Данный тип культуры начинает складываться в европейской культуре эпохи Нового времени (начиная с 17 века).

  • Слайд 10

    Социальная типология культур. Согласно данной типологии в жизни общества выделяются доминирующая культура, субкультуры и контркультура. Доминирующая культура – совокупность мировоззренческих установок, ценностей, идеалов, убеждений, которые принимаются большинством общества.

  • Слайд 11

    Субкультура– автономное и целостное образование внутри господствующей культуры. Субкультура это локальная культура, культура малых групп. Субкультура отличается от доминирующей культуры по следующим признакам: обычаи, нормы и стиль поведения, ценностные ориентации. Субкультуры формируются под влиянием таких факторов как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства.

  • Слайд 12

    Социальной базой субкультур являются возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества (профессиональные субкультуры) и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру (например, некоторые молодежные субкультуры).

  • Слайд 13

    Контркультура – совокупность мировоззренческих программ, поведенческих установок, противостоящих официальному миропониманию и доминирующей культуре. Термин контркультура впервые был употреблен в 1960 году и отражал либеральную оценку движения ранних хиппи и битников (термин введен социологом Т. Роззаком). Данный термин отождествлялся с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отрицание ее как «культуры отцов».

  • Слайд 14

    Основные функции культуры: Трансляционная – способствует накоплению и передаче социального опыта от одного поколения людей к другому. Коммуникативная – способствует передаче значимой информации от одной социальной группы к другой, от культуры к культуре. Аксиологическая – отвечает за производство новых материальных и духовных ценностей и идеалов. Адаптационная – способствует приспособлению, адаптации человека к нормам и ценностям того общества, в котором ему приходится жить.

  • Слайд 15

    Релаксационная – позволяет человеку абстрагироваться от повседневной жизни, создать альтернативный, по отношению к реальной действительности, мир (эту функцию культура выполняет при помощи средств искусства, религии). Также выделяют и такие функции культуры как воспитательная, социализирующая, нормативная, познавательная и т. д.

  • Слайд 16

    Вопрос №4. Культура и цивилизация. Цивилизация (в перев. с латин. – государственный, гражданский). Данный термин использовали философы эпохи Просвещения (18 век, Гольбах, Гельвеций) для обозначения гражданского общества, в котором господствует справедливость, свобода, правовой строй. Впервые противопоставил понятия «культура» и «цивилизация» И. Кант, а также такие культурологи как Н. Бердяев и О. Шпенглер.

  • Слайд 17

    Подходы к пониманию термина цивилизация: 1. Цивилизация – это ступень развития общества, где взаимоотношения между различными сторонами жизни регулируются при помощи выработанных норм, установок, законов. 2. Цивилизация – социальное образование, имеющее общий временной и пространственный ареал. 3. Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.

  • Слайд 18

    Локально-исторические концепции цивилизации. Концепция Н.Я. Данилевского. Основной труд: «Россия и Европа» (1870). Основные идеи: Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не существует, а существуют уникальные культуры с неповторимым содержанием. 2. Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «культурно-исторический тип». 3. Культурно-исторический тип – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. Всего Данилевский насчитывал 10 таких культурно-исторических типов.

  • Слайд 19

    4. В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация. 5. Цивилизация – это этап расцвета культуры, на котором она проявляет себя в основных 4-х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере.

  • Слайд 20

    Концепция О. Шпенглера. Основной труд – «Закат Европы» (1918). Основные идеи: Шпенглер отрицает духовное единство человечества. Он как и Данилевский полагает, что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой (всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур) 2. Отрицание возможности продуктивного диалога между разными культурами. 3. В основе любой культуры лежит прасимвол, который и является источником ее своеобразия, создавая то, что называется «душа культуры».

  • Слайд 21

    4. Идея о соотношении понятий «культура» и «жизнь». Культура, как и любой живой организм, проходит в своем развитии через ряд жизненных циклов: Фаза детства (мифологический этап); Фаза зрелости (метафизико-религиозный этап); Фаза старости (этап, называемый цивилизацией). Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает. Для цивилизации характерен кризис духовной культуры (мораль, искусство, литература) и развитие технической составляющей культуры (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает. 5. Идея о неизбежной гибели культур.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке