Презентация на тему "Научное познание"

Презентация: Научное познание
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Научное познание" в режиме онлайн. Содержит 28 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по философии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Научное познание
    Слайд 1

    НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

    НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

  • Слайд 2

    План

    Специфика научного познания. Понятие и функции науки Логика развития науки Дифференциация и интеграция научного знания Наука в ХХI веке

  • Слайд 3

    Специфика научного познания. Понятие и функции науки

  • Слайд 4

    Наука – это многозначное понятие. Система знаний о мире, характеризующаяся точностью, доказательностью и логичностью. Вид деятельности, воспроизводящей существенные и закономерные стороны действительности в форме понятий, категорий, законов. Социальный институт, обеспечивающий развитие общества.

  • Слайд 5

    Специфика научного познания: систематичность и выводимость одних положений из других; объектами научного познания, выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты; осознанный контроле над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам получения нового знания;

  • Слайд 6

    наличие своего собственного специального языка с четкой фиксацией смысла и значения понятий; строгость и объективность открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательность, воспроизводимость, повторяемость и т.д.

  • Слайд 7

    Функции науки: Объяснительно-познавательная – объяснять, как устроен мир; что будет, если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения в виде: общественно-исторической практики человечества; возможности опровержения первичных постулатов и аксиом науки (бесконечности мира, его материальности, симметричности и др.)

  • Слайд 8

    Практически-действенная – формирует систему правил и практических приемов обращения с окружающим миром (науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство). Практические последствия того или иного научного открытия становятся очевидными с некоторой временной задержкой, необходимой для движения научных идей по цепочке: фундаментальная теория — система специальных (узких) научных дисциплин — прикладная наука — конкретные технологии (радиоактивность, носителей наследственности и пр.)

  • Слайд 9

    Прогностическая -cовременное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации — эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, не предусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность. Кому же, как не ей и определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения.

  • Слайд 10

    Мировоззренческая - определяет систему общих взглядов на мир и место человека в нем. (Черты: объективность, системность, логичность и пр.) Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства. Ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и др. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.

  • Слайд 11

    Классификациянаучных дисциплин(по предметному своеобразию)

  • Слайд 12

    Классификациянаучных дисциплин(по отношению к практике)

  • Слайд 13

    Дифференциация и интеграция научного знания

  • Слайд 14

    Современную науку недаром называют «большой наукой». Сегодня насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. В прошлом картина была существенно иной. Во времена Аристотеля перечень всех существовавших тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.). Делавшее свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделенным. Рождение в XVII в. классического естествознания знаменовало собой новую стадию изучения природы — аналитическую.

  • Слайд 15

    Аналитическая стадия развития науки породила одну из важнейших тенденций – дифференциацию науки - подробнейшую детализацию изучаемой реальности. Причина: изобретение приборов (телескоп и микроскоп), расширивших познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр. Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем — на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов, квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и пр.

  • Слайд 16

    Но при этом стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики, объекты геологии требовали уже как физических, так и химических средств анализа. Поэтому начали возникать «смежные» естественно-научные дисциплины типа физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики и т.д. Что олицетворяет идею интеграции научного знания.

  • Слайд 17

    Интеграция научного знания может проявляться во многих формах: организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);

  • Слайд 18

    поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии и т.д.); разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

  • Слайд 19

    изменении характера решаемых современной наукой проблем — они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). Тенденции дифференциации и интеграции научного познания продолжают обнаруживаться в современной науке и являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

  • Слайд 20

    Логика развития науки

  • Слайд 21

    Философские образы науки Классическая наука (XVII- нач. XX) акцент на природе как объекте исследования, сведение к минимуму влияния субъекта. Идеал – ньтоновская механика с четким определением причин и следствий.

  • Слайд 22

    Неклассическая наука (первая половина XXв.) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования, не отделенность окружающего мира от человека. Идеал – учет позиции наблюдателя в астрономии, методы квантово-релятивистской физики.

  • Слайд 23

    Постклассическая наука (вторая половина XXв.) изучение комплексных исторически развивающихся систем, таких как биосфера Земли, генофонд человечества, Метагалактика, понимание того, что изучение таких систем может привести к необратимым последствиям. Идеал – синергетика.

  • Слайд 24

    Наука в ХХI веке

  • Слайд 25

    Научные открытия, оказавшими наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации: специальная и общая теория относительности; квантовая механика; соотношение неопределенностей; концепция дрейфа материков; синтез трансурановых элементов; лазерный эффект; транзисторный эффект; теория иммунитета;

  • Слайд 26

    разветвленные цепные реакции; двойная спираль ДНК; ноосферная концепция; концепция Большого взрыва; кварковая теория строения вещества; теория диссипативных систем; теория электрослабого взаимодействия; высокотемпературная сверхпроводимость; концепция устойчивого развития и др.

  • Слайд 27

    Проблемы развития науки в современный период: рост научного знания и отставание уровня развития системы образования; проблема социальной ответственности ученого за итоги научных исследований; cложные и обширные связи науки и техники (разрушительное воздействие на биосферу, замещение физических и психических функций человека, порождение нового алгоритма функционирования)

  • Слайд 28

    антропологический кризис (ускорение темпа жизни, кризис идентификации, размывание грани между реальным и виртуальным, возможности манипулирования человеком).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке