Содержание
-
Глобализация в сфере культуры
Предпосылки формирования глобального сознания и глобальной культуры. Глобальная культура и национальное государство. Противоречивость глобализации в культурной сфере. pptcloud.ru
-
Олвин Тоффлер
Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В результате развертывания первой технологической революции - аграрной, возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация.
-
Все социальные пороки индустриальной цивилизации вытекают из ее основных принципов, программирующих поведение миллионов людей: стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, максимизации, централизации.
-
Ныне индустриальная цивилизация изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития.
-
Третья волна
В пределах индустриальной цивилизации во второй половине ХХ в. возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций. Она вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства.
-
На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит «когнитариат», т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацией.
-
Герберт Маркузе
Последовательно анализирует: «Одномерное общество», «Одномерное мышление», «Одномерного человека». Современное общество, по мнению Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррористическое экономическое координирование своих элементов. В его основании располагается «технологический проект»: стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей.
-
В современном обществе осуществляется «успешное удушение тех потребностей, которые настаивают на освобождении... при поддерживании и разнуздывании деструктивной силы и репрессивной функции общества изобилия». Происходит формирование массовых «стандартных», «ложных» потребностей.
-
При господстве «одномерного мышления» налицо слияние рациональности и угнетения. Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи.
-
Маршалл Маклюэн
Развивает практически одну фундаментальную для понимания глобализации тему - роль средств массовой коммуникации. Культура превращается у него в систему коммуникации, понимаемую, скорее, с точки зрения техники ее выражения, чем с точки зрения ее содержания.
-
Этапы развития по М. Маклюэну
В качестве движущей силы социально-экономического развития выступает смена технологий, в свою очередь, определяемая сменой способа коммуникации. В соответствии с этим в истории человечества выделяется четыре эпохи: 1) эпоха «племенного человека», 2) эпоха письменности, 3) «галактика Гуттенберга», 4) «галактика Маркони».
-
Современый этап – «галактика Маклюэна»
Электронные средства массовой коммуникации сжимают мир в одну точку и позволяют каждому одновременно и мгновенно видеть события, удаленные друг от друга. Такой мир Маклюэн назвал «глобальной деревней».
-
Глобальная культура и национальное государство
В современном мире производство, распределение и потребление культурных продуктов все более решительно выходят за пределы национальных границ. Дети, требующие от родителей покупки маек с покемонами или мультфильмов про Шрека, совершенно не интересуются тем, где эти образы появились.
-
Глобальный культурный рынок: коммерциализация культуры
Глобальному спросу соответствует глобальное предложение. Фирма-производитель культурного товара ориентируется на потребителя далеко за пределами государства, где находится ее штаб-квартира.
-
Субъектами глобального культурного производства являются мегакомпании — медиакорпорации и корпорации, работающие в сфере культурной индустрии (часто обе эти функции совмещаются).
-
Триада
На сегодня все ТНК, действующие в сфере культуриндустрии, являются детищами либо американского, либо европейского, либо японского капитала. 44 из них находятся в Северной Америке, 28 — в Западной Европе, 8 — вЯпонии, 1 — в Австралии.
-
Рыночная экономика создает индустрию развлечений, которая будет показывать людям то, что они хотят видеть, вне зависимости от того, полезны или нет для них и их детей сцены насилия или секса. Рыночное общество имеет тенденцию провозглашать героями тех, кто искусен в делании денег или скандально знаменит.
-
Государства, разумеется, при условии наличия финансовых и иных ресурсов, ведут определенную культурную политику— как на национальном, так и на транснациональном уровне. Некоммерческая культура влачила бы самое жалкое существование, если бы государства не предпринимали усилий по ее поддержке.
-
Высокая культура также поддается коммерциализации. В той мере, в какой ее произведения являются товарами, она может быть предметом купли и продажи на глобальном культурном рынке. Ванесса Мэй, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко — вот лишь несколько имен из сферы высокой культуры, которые стали глобальными культурными «брендами».
-
Pax Americana
На сегодняшний день фактом остается американское культурное господство. От 70 до 90 % фильмов в кинопрокате стран Европы, а также Японии, Таиланда и ряда других стран Восточной Азии — голливудские. Большинство крупнейших ТНК принадлежат американским бизнесменам. Ни один культурный проект не может рассчитывать на всемирное распространение до тех пор, пока не будет «обкатан» в Америке.
-
Великобритания
Великобритания представляет собой особый случай уже по той причине, что принадлежит к общему с Америкой языковому ареалу. Соединенное Королевство не испытывает тех проблем, с которыми сталкиваются неанглоязычные государства в культурной сфере. Кроме того, из-за «особых отношений», сложившихся между США и Британией, по крайней мере с 1945 года, британский шоу-бизнес сращен с шоу-бизнесом США.
-
Франция
Французское общество особенно болезненно реагирует на американизацию всех сфер жизни потому, что Франция на протяжении двух столетий была мировым культурным лидером. Французский язык был не только мировым языком и обязательным языком на территории бывшей Французской империи, но языком Большой культуры, задававшей стандарт далеко за пределами Франции.
-
Европейский союз
После подписания Маастрихтского договора позиции европейских стран в культурном соревновании с заокеанским партнером усилились. Евросоюз — более весомый игрок на глобальном поле, чем каждый из его членов по отдельности. Выиграла, в частности, такая дорогостоящая отрасль культуриндустрии, как кинопроизводство.
-
Страны Юга
Индийский «Болливуд» производит до восьмисот фильмов в год (столько же, сколько Голливуд). Эти фильмы конкурируют с голливудской продукцией не только на киноэкранах азиатских и африканских стран (здесь они победили): более 50%выручки от проданных билетов болливудские производители собирают в странах «Севера».
-
Полноправным членом клуба ведущих кинодержав в последние годы стал Китай. Присутствие этой страны на мировом рынке – от балета до цирка – все заметнее. Не лишне вспомнить также о бразильских и мексиканских телесериалах, в 1990-е годы захвативших поистине глобальную аудиторию.
-
Самуэль Хантингтон
Вместо идеологического противостояния ХХ в. в ХХI столетии главную роль будут играть межкультурные конфликты. Главными противоборствующими силами становятся цивилизации, объединяющие группы стран со схожими ментальными ценностями.
-
Хантингтон утверждает, что «человеческая история — это история цивилизаций». В современном мире происходит столкновение 7 или 8 цивилизаций: китайской, японской, индуистской, исламской, православной, западной, латиноамериканской возможно, африканской.
-
В культурной сфере сегодняшнего мира происходят процессы, которые могут быть поняты в терминах контргегемонии. Они носят троякий характер. Расширение зоны влияния так называемого «исламского фундаментализма». Последний представляет собой в большинстве случаев не что иное, как особую форму национализма – культурного национализма.
-
Формирование альтернативного знаково-символического пространства - от международных книжных ярмарок в Каире и Тегеране до арабских телеканалов, оспоривших у CNN и ВВС монополию на информацию. Массовый приток выходцев с Югав регионы Севера в результате трудовой миграции.
-
По Хантингтону, потоки мигрантов из развивающихся стран создают в развитых странах Запада анклавы иной культуры. В результате «столкновение цивилизаций» происходит уже не только между странами, но и внутри многоэтничных стран, которые подвергаются угрозе потери своей культурной идентичности.
-
Противоречивость глобализации в культурной сфере
Контртенденции: глобализация; локализация. Глобализация и локализация – взаимосвязанные процессы, характеризующие изменчивость культурных систем в условиях расширения, трансформации культурного пространства.
-
Френсис Фукуяма
С середины 1960-х в развитых странах резко усилились негативные явления, вызванные падением доверия между людьми, одновременный упадок доверия к общественным институтам и друг к другу. Происходит резкое повышение уровня преступлений всех видов. В семье наблюдается резкое падение рождаемости, постоянно растет уровень разводов, а так же процент детей, рожденных вне брака.
-
Великий Разрыв
Все это и есть рост состояния аномии, потери ориентации в жизни, когда старые нормы деформированы или разрушены, а новых еще нет. Общество фрагментизируется, превращаясь в толпу одиночек: «Они сожалеют об утрате семейных ценностей, но не хотят лишиться свободы развода, они хотят приветливых семейных магазинов, но дорожат низкими ценами и широким выбором в торговых центрах».
-
«Индивидуализм, фундаментальная ценность современного общества, постепенно начинает переходить от гордой самостоятельности свободных людей в род замкнутого эгоизма, для которого целью становится максимизация персональной свободы без оглядки на ответственность перед другими людьми».
-
Именно ценности, которыми руководствуются люди в повседневной жизни, являются основой доверия между людьми и их сотрудничества. Именно становление, укрепление и упадок моральных ценностей приводит к своеобразной цикличности общественной жизни. Первый раз «связь времен» распалась при переходе от феодализма к капитализму, второй раз — при переходе от капитализма к формирующемуся постиндустриальному обществу.
-
Три сценария глобализации в сфере культуры (У. Ганнерс)
Сценарий 1. Глобальная гомогенизация, определяемая полным доминированием культуры, языков стран Запада, поставляющих ядро мировой глобальной культуры. Потеря своей национально-культурную самобытности незападными странами.
-
Сценарий 2. Периферийная коррупция, когда в процессе освоения культуры западной цивилизации она трансформируется и приобретает искаженные формы. Высокоинтеллектуальные достижения Запада периферийные культуры отфильтровывают, оставляя место лишь для информации самого низкого уровня.
-
Сценарий 3. Глобальное созревание, которое предлагает взаимодействие культур, поощрение культурной автономии, адаптацию культурных заимствований. В этом случае национальные культуры сохраняют свою системную социализирующую роль, развиваясь по мере освоения достижений культур других народов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.