Содержание
-
Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии Материалисты и позитивисты pptcloud.ru
-
Материалисты и позитивисты
Н. Г. Чернышевский (1828-1889) П. Л. Лавров (1823-1900)
-
Н. Г. Чернышевский (1828-1889)
Эстетические отношения искусства к действительности (1855) Антропологический принцип в философии (1860) Характер человеческого знания (1885) Основные сочинения
-
Партийность философии Эстетика реализма Критика идеалистической эстетики Антропологический принцип в эстетике: красота Народнический эстетический идеал Антропологический принцип в философии: критика дуализма души и тела Теория познания Метод отрицательных заключений Непосредственность знания Этика (теория «разумного эгоизма») Антропологический принцип в этике: эгоизм как единое основание человеческих поступков Подчинение личного интереса общему делу Польза как критерий блага Социальный аспект нравственности Философия истории
-
Партийность философии
Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип в философии». Каждый из философов бывалпредставителем какой-нибудьиз политических партий,боровшихся в его времяза преобладание над обществом,к которому принадлежал философ.
-
Принцип партийности возводитестественную человеческуюпристрастность в ранг теории. Но именно теоретически он весьма уязвим,ибо соединяет логически несоединимое:партикулярный характер знанияс претензией на его общую значимость. Одно из двух: либо общей истины нет,и каждая партия имеет свою истину,которая не подлежит критикес иных партийных позиций; либо возможна какая-то надпартийнаяпозиция, которая позволяет судитьо степени истинности той или инойпартийно обусловленной позиции. Критический комментарийк доктрине партийностиН. Г. Чернышевского
-
Эстетика реализмаКритика идеалистической эстетики
Определение прекрасного:«прекрасное есть полноепроявление общей идеи виндивидуальном явлении» –не выдерживает критики;оно слишком широко,будучи определениемформального стремлениявсякой человеческой деятельности. Н. Г. Чернышевский.«Эстетическиеотношения искусствак действительности».
-
Истинная,высочайшая красотаесть именно красота,встречаемая человекомв мире действительности,а не красота,создаваемая искусством. Н. Г. Чернышевский.«Эстетические отношенияискусства к действительности».
-
Эстетика реализмаАнтропологический принцип в эстетике
Прекрасное есть жизнь.
-
… грациозными бывают движения какого-нибудь существа тогда, когда оно «хорошо сложено», т.е. напоминает человека хорошо сложённого, а не урода. Некрасивым кажется всё «неуклюжее», т.е. до некоторой степени уродливое по нашим понятиям, везде отыскивающим сходство с человеком… Н. Г. Чернышевский.«Эстетические отношенияискусства к действительности».
-
… шум и движение животныхнапоминают намшум и движениечеловеческой жизни;до некоторой степенинапоминают о ней шелестрастений, качанье их ветвей,вечно колеблющиесялисточки их… Н. Г. Чернышевский.«Эстетические отношенияискусства к действительности».
-
Солнце и дневной светочаровательно прекрасны,между прочим потому,что в них источниквсей жизни в природе. Н. Г. Чернышевский.«Эстетические отношенияискусства к действительности».
-
Совершенно справедливо, чтопредмет должен быть превосходенв своём роде для того, чтобыназываться прекрасным. Но не всё, превосходное в своёмроде, прекрасно; крот может бытьпревосходным экземпляромпороды кротов, но никогдане покажется он «прекрасным». Н. Г. Чернышевский.«Эстетические отношенияискусства к действительности».
-
… прекрасно то существо,в котором видим мыжизнь такою,какова должна она бытьпо нашим понятиям. Н. Г. Чернышевский.«Эстетическиеотношения искусствак действительности».
-
Эстетика реализмаНароднический эстетический идеал
Работая много, поэтому будучикрепка сложением, сельскаядевушка при сытной пище будетдовольно плотна, – это такженеобходимое условие красавицысельской… … светская «полувоздушная»красавица кажется поселянинурешительно «невзрачною», даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием болезненности или «горькой доли».
-
Антропологический принцип в философии Критика дуализма души и тела
Принципом философского воззрения начеловеческую жизнь со всеми её феноменамислужит выработанная естественными наукамиидея о единстве человеческого организма;наблюдениями физиологов, зоологов и медиковотстранена всякая мысль о дуализме человека.Философия видит в нём то, что видят медицина,физиология, химия; эти науки доказывают, чтоникакого дуализма в человеке не видно,а философия прибавляет, что если бы человекимел, кроме реальной своей натуры, другуюнатуру, то эта другая натура непременнообнаруживалась бы в чём-нибудь, и так как онане обнаруживается ни в чём, так как всёпроисходящее и проявляющееся в человекепроисходит по одной реальной его натуре,то другой натуры в нём нет. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип вфилософии».
-
… на человека надобно смотреть как на односущество, имеющее только одну натуру,чтобы не разрезывать человеческую жизньна разные половины, принадлежащие разнымнатурам, чтобы рассматривать каждуюсторону деятельности человека какдеятельность или всего организма,от головы до ног включительно, илиесли она оказывается специальнымотправлением какого-нибудь особенногооргана в человеческом организме,то рассматривать этот орган в егонатуральной связи со всем организмом. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип вфилософии».
-
Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип вфилософии». … нет предмета, который имел бы толькоодно качество, – напротив, каждый предметобнаруживает бесчисленное множестворазных явлений, которые мы для удобствасуждения о нём подводим под разные разряды,давая каждому разряду имя качества, так чтов каждом предмете очень много разных качеств.Например, дерево растёт, горит; мы говорим,что оно имеет два качества: растительную силуи удобосгораемость. В чём сходство междуэтими качествами? Они совершенно различны.Логическое расстояние от одного из этихкачеств до другого безмерно велико, или,лучше сказать, нет между ними никакого,близкого или далёкого логическогорасстояния, потому что нет между ниминикакого логического отношения.
-
Теория познанияМетод отрицательных заключений
Говорят: естественные науки ещё не достигли такогоразвития, чтобы удовлетворительно объяснить всеважные явления природы. Это – совершенная правда;но противники научного направления в философииделают из этой правды вывод вовсе не логический,когда говорят, что пробелы, остающиеся в научномобъяснении натуральных явлений, допускаютсохранение каких-нибудь остатков фантастическогомиросозерцания. Дело в том, что характер результатов,доставленных анализом объяснённых наукою частейи явлений, уже достаточно свидетельствует охарактере элементов, сил и законов, действующих востальных частях и явлениях, которые ещё не вполнеобъяснены: если бы в этих необъяснённых частяхи явлениях было что-нибудь иное, кроме того, чтонайдено в объяснённых частях, тогда и объяснённыечасти имели бы не такой характер, какой имеют.
-
… если при нынешнем состоянии научного наведения (индуктивной логики) мы в большей части случаев ещё не можем с достоверностью определить по исследованной нами части предмета, какой именно характер имеет неисследованная часть его, то уже всегда можем с достоверностью определять, какого характера не может иметь она. Наши положительные заключения от характера известного к характеру неизвестного при нынешнем состоянии наук находятся ещё на степени догадок, подлежащих спору, доступных ошибкам; но отрицательные заключения уже имеют полную достоверность. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип вфилософии».
-
Теория познанияНепосредственность знания
Говорить, что мы имеем лишьзнание наших представлений опредметах, а прямого знаниясамих предметов у нас нет,значит отрицать нашуреальную жизнь,отрицать существованиенашего организма. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип в философии».
-
Этика Теория «разумного эгоизма»
Таким единым основанием являетсяэгоизм – движущая силавсех нравственных поступков. Разумное осознаниесобственной пользы требуетсвободного подчиненияличного интереса общему делу. Чтобы люди в массе стали добры,надо создать такие условия, в которыхони ради собственной пользы должныбудут действовать во благо других. Принцип монизма(антропологический принцип) требуетприведения разных человеческихпоступков к единому основанию. Наличие эгоистических мотивовсамо по себе вовсе не снижаетнравственного достоинства поступка.
-
Теория «разумного эгоизма»Эгоизм как основание человеческих поступков
В побуждениях человека,как и во всех сторонах его жизни,нет двух различных натур,двух основных законов,различных или противоположныхмежду собою, а всё разнообразиеявления в сфере человеческихпобуждений к действованию,как и во всей человеческой жизнипроисходит из одной и той женатуры, по одному и тому же закону. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип в философии».
-
… вообще надобно бывает тольковсмотреться попристальнеев поступок или чувство,представляющиеся бескорыстными,и мы увидим, что в основе ихвсё-таки лежит та же мысльо собственной личной пользе,личном удовольствии,личном благе,лежит чувство,называемое эгоизмом. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип в философии».
-
… мы говорим всё это вовсе нек уменьшению великой похвалы,какой достойныжители Сагунта и Лукреция:доказывать, что геройский поступокбыл вместе умным поступком,что благородное делоне было безрассудным делом,вовсе ещё не значит,по нашему мнению,отнимать ценуу геройства и благородства. Н. Г. Чернышевский.«Антропологическийпринцип в философии».
-
Теория «разумного эгоизма»Подчинение личного интереса общему делу
Очень часты случаи, в которых интересы разных нацийи сословий противоположны между собою илис общими человеческими интересами; столь же частыслучаи, в которых выгоды какого-нибудь отдельногосословия противоположны национальному интересу.Во всех этих случаях возникает спор о характерепоступка, учреждения или отношения, выгодного дляодних, вредного для других интересов: приверженцытой стороны, для которой он вреден, называют егодурным, злым; защитники интересов, получающихот него пользу, называют его хорошим, добрым.На чьей стороне бывает в таких случаях теоретическаясправедливость, решить очень не трудно:общечеловеческий интерес стоит выше выгодотдельной нации, общий интерес целой нации стоитвыше выгод отдельного сословия, интересмногочисленного сословия выше выгод малочисленного.
-
В теории эта градация не подлежит никакомусомнению, она составляет только применениегеометрических аксиом – «целое больше своей части»,«большее количество больше меньшего количества» –к общественным вопросам. Теоретическая ложьнепременно ведёт к практическому вреду;те случаи, в которых отдельная нация попираетдля своей выгоды общечеловеческие интересы илиотдельное сословие – интересы целой нации,всегда оказываются в результате вреднымине только для стороны, интересы которой нарушены,но и для той стороны, которая думала доставить себевыгоду их нарушением: всегда оказывается,что нация губит себя, порабощая человечество,что отдельное сословие приводит себяк дурному концу, принося в жертву себе целый народ.
-
Теория «разумного эгоизма»Польза как критерий блага
Цель всех человеческих стремлений состоитв получении наслаждений. Но источники, из которыхполучаются нами наслаждения, бывают двух родов:к одному роду принадлежат мимолётныеобстоятельства, не зависящие от нас или если изависящие, то проходящие без всякого прочногорезультата; к другому роду относятся факты исостояния, находящиеся в нас самих прочнымобразом или вне нас, но постоянно вне нас долгоевремя. … полезными вещами называются,так сказать, прочные принципы наслаждений.Если бы при употреблении слова «польза» всегдатвёрдо помнилась эта коренная черта понятия,не было бы решительно никакой разницымежду пользою и добром… Добро – это как будто превосходная степень пользы,это как будто очень полезная польза.
-
Если полезным называется то, что служитисточником множества наслаждений, а добрым –просто то, что очень полезно, тут ужене остаётся ровно никаких сомненийотносительно цели, которая предписываетсячеловеку, – не какими-нибудь постороннимисоображениями или внушениями, не какими-нибудьпроблематическими предположениями,таинственными отношениями к чему-нибудьещё очень неверному, – нет, предписываетсяпросто рассудком, здравым смыслом,потребностью наслаждения: это цель – добро.Расчётливы только добрые поступки;рассудителен только тот, кто добр,и ровно настолько, насколько добр.
-
Теория «разумного эгоизма»Социальный аспект нравственности
Предлагается, например, очень головоломныйвопрос: доброе или злое существо человек?Множество людей потеют над решением этоговопроса, почти половина потеющих решает:человек по натуре добр; другие, составляющиетакже почти целую половину потеющих, решаютиначе: человек по натуре зол. За исключениемэтих двух противоположных догматическихпартий, остаются несколько человек скептиков,которые смеются над теми и другими и решают:вопрос это не разрешим. Но при первомприложении научного анализа вся штукаоказывается простою до крайности.
-
Человек любит приятное и не любит неприятного, – это, кажется, не подлежит сомнению, потому что в сказуемом тут просто повторяется подлежащее: А есть А, приятное для человека есть приятное для человека, неприятное для человека есть неприятное для человека. Добр тот, кто делает хорошее для других, зол – кто делает дурное для других, – кажется, это также просто и ясно. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принуждён извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим. Человеческой натуры нельзя тут ни бранить за одно, ни хвалить за другое; всё зависит от обстоятельств, отношений .
-
Таким образом с теоретической стороны вопросо добрых и злых качествах человеческой натурыразрешается столь легко, что даже и не может бытьназван вопросом: он сам в себе уже заключаетполный ответ. Но другое дело, если вы возьмётепрактическую сторону дела, если, например, вамкажется, что для самого человека и для всехокружающих его людей гораздо лучше ему бытьдобрым, чем злым, и если вы захотели быпозаботиться, чтобы каждый стал добр:с этой стороны дело представляет очень большиетрудности; но они, как заметит читатель, относятсяуже не к науке, а только к практическому исполнениюсредств, указываемых наукой.
-
После потребности дышать самаянастоятельная потребность человека – есть и пить.В предметах для порядочного удовлетворения этойпотребности очень часто, очень у многих людейвстречается недостаток, и он служит источникомсамого большого числа всех дурных поступков,почти всех положений и учреждений, бывающихпостоянными причинами дурных поступков. Если быустранить одну эту причину зла, быстро исчезло быиз человеческого общества, по крайней мере, девятьдесятых всего дурного: число преступленийуменьшилось бы в десять раз, грубые нравы ипонятия в течение одного поколения заменилисьбы человечественными, отнялась бы и опорау стеснительных учреждений, основанныхна грубости нравов и невежестве, и скороуничтожилось бы почти всякое стеснение.
-
Философия истории
… развитие двигалось успехами знания, которое обусловливалось развитием трудовой жизни и средств материального существования.
-
П. Л. Лавров(1823-1900)
Очерки вопросов практической философии: Личность (1861) Задачи позитивизма и их решение (1868) Исторические письма (1868-1869) Социальная революция и задачи нравственности (1884) Основные сочинения
-
Антропологизм Антропологизм как философский базис позитивизма Базисные принципы Личный принцип действительности Принцип реализма Скептический принцип Автономность этики Философия истории Личность как источник истории «Субъективный метод» в истории и социологии «Цена прогресса» и моральный долг интеллигенции Моральный долг интеллигенции Историческая роль критически мыслящей личности
-
Антропологизм
Первый базисный принцип антропологизма –действительность личного сознания, или«личный принцип действительности». Третий базисный принцип антропологизма –скептический принцип: сознание не способнорешить, есть ли оно результат реальногобытия, или реальное бытие есть его продукт. Вопрос о свободе воли теоретическинеразрешим, но, с практической точкизрения, принципиальное значениеимеет реальность сознания свободы. Достоинством позитивизма является егокритический дух, недостатком – отсутствие«философского принципа». Таким принципомможет стать антропологизм. Второй базисный принцип антропологизма –принцип реализма: всё, что мы сознаём,не находя противоречия при этом сознаниипредставляет нам реальное бытие. Антропологизмкак философскийбазис позитивизма Личный принципдействительности Принципреализма Скептическийпринцип Автономностьэтики
-
Философия истории
Исторический процесс предстаёт дляличности как постепенное осуществлениеэтих идеалов, поэтому он и понятен лишь присубъективном способе его рассмотрения. Эти счастливцы морально обязанысодействовать распространениюблаг прогресса на всех людей. Они могут это делать, (1) формулируя новыеидеи, 2) жертвуя собой во имя этих идей и(3) тем самым вдохновляя народные массына борьбу за их осуществление. Личность является и субъектом познанияи субъектом исторической деятельности,всегда преследуя определённые цели,соответствующие выработанному ею идеалу. Прогресс состоит в развитии личности,нодорого заплатилочеловечествоза то,чтобы несколько личностей моглисегодня наслаждаться его плодами. Личность какисточник истории «Субъективныйметод» в историии социологии «Ценапрогресса» Моральныйдолгинтеллигенции Историческаяроль критическимыслящей личности
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.