Презентация на тему "Русская гносеология и философия науки"

Презентация: Русская гносеология и философия науки
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Русская гносеология и философия науки" по философии, включающую в себя 35 слайдов. Скачать файл презентации 0.46 Мб. Средняя оценка: 3.2 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по философии

Содержание

  • Презентация: Русская гносеология и философия науки
    Слайд 1

    История и философия науки

    Тема 2Русская гносеологияи философия науки МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Русская гносеологияи философия науки

    Теория цельного знания Критика западных теорий познания Критика эмпиризма Критика рационализма Познавательная функция веры (А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв) Учение о социальной (коллективистской) природе знания Постановка проблемы (А. С. Хомяков) Богочеловечество как субъект познания (В. С. Соловьёв) Учение о «соборности сознания» (С. Н. Трубецкой) Учение о трансрациональном единстве реальности как онтологической предпосылке познания Концепция «гносеологической координации» (Н. О. Лосский) Концепция «металогического единства» (С. Л. Франк) Концепция «укоренённости в тотальности» (Г. Г. Шпет) Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)

  • Слайд 3

    Теория цельного знанияПознавательная функция веры и учение о социальной природе знания

    С. Н. Трубецкой(1862-1905) А. С. Хомяков (1804-1860) Теорияцелостногознания В. С. Соловьёв(1853-1900) Теорияцельногознания Учениео соборностисознания Л. М. Лопатин(1855-1920) Критикаэмпиризма ирационализма

  • Слайд 4

    Критика западных теорий познанияКритика эмпиризма

    В. С. Соловьёв.«Чтения оБогочеловечестве». … Так как мы можем знать об этом миретолько по собственным своим ощущениям,по тому, что нами испытывается, так чтовсёсодержание нашего опытаи нашего знания сутьнашисобственные состоянияи ничего более,то всякое утверждение внешнего бытия,соответствующего этим состояниям,является с логической точки зрениялишь более или менеевероятным заключением …

  • Слайд 5

    Эмпирическая философияне в состоянии доказатьреальность мира из опыта, в том числе и в особенности –реальность других сознаний. Последовательный эмпиризм,таким образом, неизбежноведёт к солипсизму. Нелепость выводазаставляет отвергнуть и посылку –тезис о происхождении всех нашихзнаний из чувственного восприятия. Л. М. Лопатин.«Положительныезадачи философии».

  • Слайд 6

    Критика западных теорий познанияКритика рационализма

    … Хотя закон причинности и наводит наснапризнание внешнего бытия как причинынаших ощущений и представлений, но так каксамый этот законпричинности есть форманашего же разума, топрименение этогозаконаковнешнейреальностиможет иметьлишь условное значение и, следовательно,не может дать безусловного непоколебимогоубеждения в существовании внешнейдействительности: все доказательстваэтогосуществования, сводимые к законупричинности, являются, таким образом,лишь как соображения вероятности,а не как свидетельства достоверности… В. С. Соловьёв.«Чтения оБогочеловечестве».

  • Слайд 7

    в подменедействительногоотношениямежду вещамиотношениеммеждупонятиями, а реальнойнеобходимости –необходимостью логической. Коренной недостаток рационализма(проявляющийся яснее всегоу Спинозы и Гегеля) заключается

  • Слайд 8

    Теория цельного знанияПознавательная функция веры

    В. С. Соловьёв.«Философские началацельного знания». Мы ощущаем известное действие предмета,мыслим его общиепризнаки и увереныв его собственном или безусловномсуществовании. Эта уверенность нискольконе обусловлена ощущениями, получаемыминами от предмета, и понятием нашим о нём;напротив, объективное значение нашихощущений и понятий прямо обусловленоуверенностью в самостоятельномбытии предмета. Этобезусловноесуществование… составляеточевидно предмет некоторого особого,третьего рода познания, которыйправильнее может быть назван верой.

  • Слайд 9

    Существованиевнешней действительности утверждается верою. Содержаниевнешней действительности даётся опытом. Связьотдельных сведений в цельную систему даётсямышлением. Что естьдействительность – мы верим. Что такое она есть – это мы испытываеми знаем. Как она устроена и почему – мы понимаем.

  • Слайд 10

    Теория цельного знанияТри уровня реальности и три познавательных способности

    Чувственное восприятие (опыт)открывает нам мир явлений. Наш разум постигает идеи – законы, которым подчинён этот мир. Истинная реальность(конкретное единство живых объектов) усваивается верой. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческого познания».

  • Слайд 11

    Социальная (коллективистская) природа знанияПостановка проблемы (А. С. Хомяков)

    Сам по себе рассудокне способен достичь истины,даже если он отправляется от данныхчувственного восприятия. В основе познания лежат воля и вера,только благодаря которым мы отличаемобъективную действительностьот её субъективного отражения. Истинность веры удостоверяетсясоборным субъектом –Церковью. Следовательно и субъектом познанияявляется не отдельный человек:истина доступна лишь совокупностимышлений, связанных любовью. Социальнаяприродазнания Воля и вера как познавательные способности Критикаодностороннейрассудочности

  • Слайд 12

    Социальная (коллективистская) природа знанияБогочеловечество как субъект познания (В. С. Соловьёв)

    Экономическое общество (земство) Положительная наука Техническое творчество Материальная степень Политическое общество (государство) Отвлечённая философия Изящное художество Формальная степень Духовное общество (церковь) Теология Мистика Абсолютная степень Сфера практической деятельности Сфера знания Сфера творчества

  • Слайд 13

    Социальная (коллективистская) природа знанияУчение о «соборности сознания» С. Н. Трубецкого

    для эмпиризмаединичные вещи сутьнаши представления; для рационализмаобщие начала, идеи,принципы сутьнаши понятия. Соответственно, для эмпириков субъект познанияесть индивид; для рационалистовсубъект познанияесть универсальноедуховное начало. При всех различиях между ними дваосновных направления западной гносеологии: эмпиризм и рационализм – сходятся между собой в субъективизме: Между тем, сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более, чем лично – оно соборно.

  • Слайд 14

    во-первых, сущность познавательного акта заключается в отношении ко вне егосущему предмету –в «трансцендировании»; во-вторых,всякий акт познанияпретендует на то,чтобы иметь общее,даже –общеобязательноезначение. Наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности в двух отношениях:

  • Слайд 15

    Сознание обще всем нам,и то, что я познаю им и в нём объективно,т.е. всеобщим образом,то я признаю истинным –от всех и за всех, не для себя только.Фактически я по поводу всегодержу внутри себя собор со всеми.И только то для меня истинно, достоверновсеобщим и безусловным образом,что должно быть таковым для всех.Наше общее согласие, возможноеединогласие, которое я непосредственноусматриваю в своём сознании, есть дляменя безусловный внутренний критерий... С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 16

    Я могу ошибаться внутри себяотносительно всеобщего органическогосогласия – в сложных запутанных вопросах,в том, что не для всех очевидно, о чёмещё не состоялось внешнего соглашения.Но самая моя ошибка предполагаетуверенность в возможности общего согласия.Поэтому каждый может меня обличить,доказать мне моё заблуждение на основанииобщепризнанного, – того, что всевнутри меня признают. Как бы ни силилсяя заглушить общий голос, он непогрешим;а когда я сознаю, что имею его за себя,то смело отвечаю за всех. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 17

    Эмпиризм Рационализм солипсизм изолированностьмонад Гносеологическая робинзонада Кантианство одинаковостьюинтеллектов переходит в утверждает объясняетобщезначи-мость

  • Слайд 18

    Следовательно, сознание естьколлективная функциячеловеческого рода. ни как нечтосугубо личное, ни как абстрактно-общеесвойствомногих индивидов. Человеческое сознание не естьпринадлежность индивида: Личное, ограниченное сознаниепредполагает сознаниеобщее, коллективное.

  • Слайд 19

    Знание человека начинаетсяс чувственного опыта, показания котороговсегда частны и единичны; от этих частныхслучаев единичный субъект лично, сам по себе,не имел бы ни психологической возможности,ни логического права перейти к чему-либовсеобщему, универсальному и необходимому,как в действительности это делают все.Логически совершенно непонятно, какимобразом отдельный индивид может знатьс безусловной всеобщей достоверностьючто бы то ни было: своё собственноесуществование, бытие внешнего мира,бесконечного времени и пространства. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 20

    Вместе с тем вера каждого человекав реальное существование мира и всех наснепоколебима и вселенски истинна. Что же уполномочивает наснепосредственно признаватьих объективность? Что свидетельствуетв нас непосредственно об этом реальноми всеобщем существовании вещей иих универсальных свойств и качеств? –Общее сознание,в котором я непосредственновоспринимаю вселенское согласие. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 21

    Позитивность опыта,т.е. восприятие самобытной,независимой от нас реальности,и возможная логичность знанияпредполагают коренную,существенную соборность сознания,ибо все логические функции,направленные на познаниереального и общего,превышали бы компетенциюиндивидуальной личности,если бы она не заключала в себесверхличного начала. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 22

    Каждое слово наше доказывает фактколлективного сознания, предполагая его.Без слова никогда не мыслит человек,и только в форме слова мысль егообъективно обобщается. Словамимы отвлекаем, образуем, определяемлогические универсальные понятия;словами же обособляем и закрепляем,индивидуализируем наши представления.И вместе слово есть воплощение соборногосознания, ибо не было бы слов, если быони были непонятны и невнятны для других,если бы незачем и не с кем было говорить.Слово предполагает органическуюспособность взаимного понимания, родовоепсихологическое единство; и вместе онопредполагает говорящих и внимающих людей. С. Н. Трубецкой.«О природечеловеческогопознания».

  • Слайд 23

    Учение о трансрациональном единстве как онтологической предпосылке познания

    Н. О. Лосский(1870-1965) Концепциягносеологическойкоординации С. Л. Франк(1877‑1950) Концепцияметалогическогоединства Г. Г. Шпет(1879-1937) Концепцияукоренённостив тотальности П. А. Флоренский(1882-1937) Постижениесимволическойреальности

  • Слайд 24

    Концепция «гносеологической координации» Н. О. Лосского

    Сознание подобно не «психическому вместилищу»,в которое предмет должен «попасть», чтобыстать «осознанным», а скорее средоточию лучей,направленных на участки бытия и их освещающих. В этой направленности на предмет(интенциональности) и заключаетсясущность познавательного акта. В познавательном акте, таким образом,наличествует сам предмет (в своей подлинности),а не его «копия», «отражение»,«субъективное преломление» и т.п. Субъект имеет не опосредованное,а непосредственное (интуитивное)знание предмета. Интуитивизм

  • Слайд 25

    То отношение субъектако всем другим сущностям в мире,которое делает интуицию возможной,есть гносеологическая координация. Именно гносеологическая координация,а не гносеологическая субординациясубъекта – предмету или предмета – субъектусоставляет основной закон познания. При этом сама гносеологическая координацияесть лишь частный (гносеологический) аспектимманентности друг другу всех индивидуальныхсубстанций («субстанциальных деятелей»). Универсальность взаимодействия«единосущных» субстанциальных деятелей,образующих мир как органическое целое,составляет онтологическую основу интуитивизма. Всеединство

  • Слайд 26

    Концепция «металогического единства»С. Л. Франка

    Всякое определённое Аможно мыслить лишь в егосоотнесённости с каким-то не-А. Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, чтооба они являются членами некоего объемлющегоединства, которое должно мыслитьсясверхопределённым, «трансцендентным». Это искомое единство не вмещаетсяв рамки логической системы именно потому, чтооно само есть условие возможности системы. Как таковое оно «мета-логично», точнее –оно есть «металогическое единство»или «Всеединство». Всеединство

  • Слайд 27

    Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства». Сознание не противостоит бытию, но включено вбытие (сознанию противостоит лишь «предметныймир» – область «объективируемого», но подлинноебытие не знает раздвоения на субъект и предмет). Следует отличать эмпирическое «предметное»знание действительности и идеальное«абстрактное» знание логических связей междуэлементами действительности от «живого знания». Идеальное знание приводит в систему данныеопыта, но это единство рационально и статичнои есть лишь «бледный намёк» на металогическоевсеединство, открывающееся в «живом знании». Интуитивизм

  • Слайд 28

    Концепция «укоренённости в тотальности»Г. Г. Шпета

    С точки зрения отрицательной философии,субъект и объект разделены пропастью,действительность же понимается либо какявление вещи в себе, либо как акт субъекта. Проблематика истины ограничивается рамкамитеории познания, сама же истина понимается не какимманентное, а как трансцендентное согласование:познания – с вещью, или вещи – с познанием. Необходимость при этом имеет своим источникомне порядок и связи в предмете, нообщеобязательность суждения, т.е. в конечномитоге – субъекта, утверждающего суждения. При таком понимании истинное отделяетсяот действительного, развёртывание жепроцесса познания не приближает, а, напротив,удаляет понятия от действительности. Точка зрения«отрицательнойфилософии»

  • Слайд 29

    Положительная философия исходит извозможности обоснования всякой предметности –подведения всего сущего под некотороеоснование, превышающее обосновываемое. Это основание переходит в конечном итоге впредельную полноту: всё оказывается укоренённымв тотальности совокупной действительности,выступающей единым основанием всего сущего. Решение проблемы действительности и средстваэтого решения суть также части действительности,в связи с чем положительная философияне может не быть рефлектирующей в себя наукой. Проходя этот путь до конца, положительнаяфилософия может остановиться только наинтуициях – непосредственно очевидных началах,предшествующих всякому теоретическому знанию. Точка зрения«положительнойфилософии»

  • Слайд 30

    Проблема истины – это проблема всейдействительности, а не только области знания(как полагает отрицательная философия). В положительной философии оказываетсяневозможным рядоположное рассмотрениереального и иллюзорного, так как нет ничего,кроме реальной действительности. Иллюзия возможна только внутри самойдействительности: иллюзорно не содержаниеиллюзии, а лишь неверные соотношения егос другими областями действительности. Тотальностьв охвате материала действительностикоррелирует с истинностью. Всё истинно на своём месте и ложно на месте чужом.

  • Слайд 31

    Познание как постижение символической реальности (П. А. Флоренский)

    Нет никаких отвлечённых духовныхсущностей или абстрактных идей, ибодуховный предмет всегда выражен вчувственном – явлен пластично и зримо. Но нет и чисто эмпирических явлений,ибо всякое явление естьвыявление духовной сущности –чувственный облик определённого ноумена. Феномен и ноумен выражают друг друга,образуя нераздельное двуединство,которое есть символ. Вся реальность состоит из символов. Символсовмещает в себе «природное» и «духовное»;реальность едина, она повсюду, в любомсвоём элементе и чувственна, и духовна. Символизм

  • Слайд 32

    И феномен, и ноумен пространственны,следовательно, пространственнойявляется и связь их друг с другом. Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещейи служащее вместилищем ноуменального. Ноуменальное пространство не являетсякопией эмпирического пространства, но онои не абсолютно иное: ноуменальный миресть мир «обращённый» («мнимый»). Обе стороны символа: и чувственная,и умнáя – получаются одна из другойвыворачиванием наизнанку. «Мнимый мир»

  • Слайд 33

    Если переднюю сторону плоскости мы видим, то озадней только знаем. Но отвлечённо знать о некоторомнаглядном образе, сущность которого – именно в егонаглядности, это значит иметь восприятие его каким-тоиным, не зрительным, способом, но с коррективомна зрительность через отвлечённое понятие или черезобраз воспоминания. Действительность есть в этомсмысле воплощение отвлечённого в наглядный материал,из которого и было получено отвлечённое; а мнимость –это воплощение того же самого отвлечённого,но в наглядном материале инородном. В этомсмысле и надлежит говорить о понятиях ощущений,как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого… П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».

  • Слайд 34

    В любой сфере познание означает раскрытиесимволической природы явлений, узрениеноумена в феномене, так что принципиальныеразличия между родами знания исчезают. При таком подходе иначе следует пониматьи цели познания: оно должно быть направленоне на открытие отвлечённых законов,«управляющих» разными сферами реальности, а на выявлениефундаментальных, первичных символов,из которых складывается данная область. Эти первичные символы выделяютсясреди других символов своей простотойи элементарностью, за счёт которых онии обретают общность и универсальность. Метагеология

  • Слайд 35

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке