Содержание
-
Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук
1 Наталия Вячеславовна Погукаева Доцент кафедры философии 204 19 корпус pogukaeva@mail ru pptcloud.ru
-
Тема:Концептуальная история науки
2 1. Природа научного знания. 2. Генезис и эволюция науки. 3. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации.
-
3 Наука и философия Наука и религия Наука и искусство Наука и обыденное познание
-
Наука и философия общее
4 рациональность категориальный аппарат системность и теоретичность знания
-
Наука и философия различия
5 наука исключает все субъективное из результатов познания философия изучает мир глазами человека и вместе с человеком
-
Хосе Ортега-и-Гассет 1883-1955
6 Два типа истины: научная - точна, но не достаточна, философская - достаточна, но не точна
-
Наука Философия
7 объективность субъективность
-
Наука Философия
8 Истина - соответствие знаний объекту Истина - соответствие замысла и дела идеалу
-
9 частное познание, результаты науки требуют эмпирической проверки изучает мир в целом
-
10 Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. Философия рефлексивна, мышление осуществляется от мысли к мысли.
-
Наука и религия
11 Разум Вера
-
Наука религия
12 объективность беспристрастность кумулятивность универсальность вера догматизм
-
13 предметный мир Символический интелигибельный (сверхчувственный, сверхъестественный) мир
-
Искусство Наука
14 Создание особой реальности Духовное моделирование мира. Эмоции. Субъективность. Символизм. Реальность Обезличенность
-
Даже если научный закон носит имя ученогоили ученых, открывших его, например Гей-Люссака и Бойли-Мариотта, то мы, по замечанию К. Свасьяна, не знаем, «сколько их: двое, трое, может все четверо».
15
-
Наука Обыденное познание
16 фрагменты реальности не включенные в практику объекты включенные в практику, бытовая жизнь
-
Наука – научный метод!
17
-
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ
18 Универсальность Общезначимость Систематичность Преемственность Достоверность Рациональность фрагментарность Обезличенность Незавершенность Критичность Внеморальность Чувственность
-
наука
19 теоретическое знание об объекте, особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
-
Наука как
20 Форма знания Форма деятельности Социальный институт
-
Философия науки
21 раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во всей полноте проявлений, т.е. как теория и метод, как система знаний, как социальный институт, как деятельность и т.д.
-
Генезис и эволюция науки
22
-
Способы познавательного отношения к миру
23 созерцательный деятельностный диалоговый
-
созерцательная эпистемология
24 познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом (ОС)
-
деятельностная эпистемология
25 Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта (С О)
-
Диалоговая эпистемология
26 Познание предстает как коммуникативный процесс, в котором смыслы не предзаданы, а формируются в акте взаимодействия, в диалоге.
-
Античность. Созерцательная эпистемология
27
-
П. П. Гайденко «Эволюция понятия науки»
28 научные программы Античности: демокритовская платоновская аристотелевская
-
научная программа Демокрита
29 нацелена на объяснение физического мира, на поиск механических причин изменчивости
-
Научная программа Платона
30 Наука – фундамент государственной жизни. С помощью зрения мы воспринимаем внешнюю видимость, с помощью разума постигаем внутреннюю сущность. Первое дает нам мнение, второе - знание
-
Научная программа Аристотеля
31 Задача науки в том, чтобы найти правильную интерпретацию того, что мы воспринимаем в чувствах.
-
Средние века Тип научного знания«доктрина схоластики».
32 Не знает эксперимента Природа трактуется как текст, знание о природе - это расшифровка текста символизм- всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность телеологизм - все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.
-
Научная программа Нового времени
33 Рационализм Сциентизм Механистический материализм
-
Историки науки выделяют в научном континууме
34 эпистему греков доктрину схоластов науку Нового времени современную науку
-
аспекты формирования науки Нового времени
35 объект классической науки субъект познавательной деятельности метод научного познания
-
36 Античность - ориентация человека на порядок природы Средние века – ориентация человека на Божественный порядок Новое время - основания рационализации в самом себе
-
37 Экспериментальный метод и формирование новой рациональности
-
Творцами научного метода были
38 Н. Коперник Г. Галилей Ф. Бэкон Р. Декарт Т. Гоббс И. Кеплер
-
Н. Коперник
39 «Гелиоцентризм это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит с «позиций Господа Бога»»
-
Принцип движения в физике Аристотеля и в физике Галилея - Ньютона
40
-
Френсис Бэкон (1551-1626)
41 Родоначальник эмпиризма «Новый Органон» «Новая Атлантида»
-
Учение об идолах Ф. Бэкона
42 четыре типа идей, ограничивающих мышление идолы рода идолы пещеры идолы площади идолы театра
-
Научное и ненаучное знание
43 Проблема демаркации
-
позитивизм ( лат. Positivus – положительный
44 Познавательно-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Философское направление фундированное означенной установкой. 3 этапа: Первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля; Второй - физический позитивизм (махизм, энергетизм) Авенариус, Мах; третий логический позитивизм - Куайн, Поппер, Айдукевич, Карнап.
-
постпозитивизм
45 смягчение исходного радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки Т.Кун И. Лакатос С. Тулмин П. Фейерабенд)
-
Центральная проблема позитивизма
46 формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д.
-
логический позитивизм, 20-е годы ХХ века.
47 Представители: Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Тарский, К. Поппер.
-
Верификация
48 логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (или научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным.
-
Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы
49
-
фальсификация
50 научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
-
Имре Локатос
51 понятие «научно исследовательской программы» - это ряд или последовательность теорий, непрерывно связанных друг с другом. Исследовательская программа имеет твердое ядро, вспомогательные гипотезы, которые образуют «защитное поле» вокруг ядра программы.
-
Пол Фейерабенд
52 «концепция методологического анархизма»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.