Содержание
-
Раздел 1. Методология научных исследованийОпорные схемы лекции 1. Наука и его значение
Вопрос 2. Признаки и сущностные особенности науки
-
Родовое понятие - отрасль культуры; Родовое понятие – способ познания мира; Родовое понятие – сфера человеческой деятельности Родовое понятие – форма общественного сознания Наука - многофункцио-нальный феномен (социальный институт, результат, процесс) Наука- это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве; Наука - это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве; Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; Наука - есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам (Э. Кант) определяемых уровнем культуры общества Рис. 12. Наука как многофункциональный феномен
-
Наука - это система знаний о законах и закономерностях развития природы и общества, представляющиеся как отдельные отрасли Цель – получение нового знания: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов (Энциклопедический словарь 1979г.) идентифицировать и понять факторы, которые обуславливают проявление того или другого феномена в присущих ему формах, а также предвидеть на этой основе будущие эффекты его функционирования; Отличие от других форм познания Ориентация на объективные процессы Наука предполагает существование: явлений и феноменов; детерминант и закономерностей, объясняющих функционирование явлений и феноменов Функции: Созидание (создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения имеющихся, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом). Описание (фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов); Понимание (поиск причин через анализ и интерпретаций явлений, определение их значения); Объяснение (разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, позволяющие наблюдать и объяснять связи явлений в их постоянном функционировании); Прогноз(предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы области науки и возможности их решения; Ведущий атрибут Знание [проверенный практикой результат познания действительности, точнее ее отражение в мышлении человека; совокупность понятий, законов, принципов, суждений, выведенных из опыта и практики (эмпирические), отражающие закономерные связи и отношения (теоретические)]. Существует и педагогический смысл понятия «знание», трактующий его как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. То есть наука отражается в содержании образования! Рис. 13. Основные характеристики науки
-
Атрибуты науки Ведущий атрибут - знание Знание [совокупность понятий, законов, принципов, суждений, выведенных из опыта и практики (эмпирические), отражающие закономерные связи и отношения (теоретические)]. Атрибут – теория Этимология слова - от греч.theoria — рассмотрение, исследование. Значение слова - система основных идей в той или иной отрасли знаний, а так же по Л. Клементу, детальное объяснение явления или комплекса таковых, которое позволяет сделать в пределах одного объекта множество открытий Атрибут – концепция Этимология слова -от лат. iconceptio — понимание, система.Значение слова - ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, а так же по Л. Клементу, мысленное абстрактное представление об объекте, изложенное в общем виде; предметно-абстрактные знания, выраженные через определения и образующие описание категорий Атрибут – идея Этимология слова - от греч.idea, то, что видно.Значение слова - мысль, получившая концептуальное оформление; определяющая мысль, представленная как наглядный, зримый образ, лежащий в основе теоретического построения. Атрибут – метод Этимология слова - от греч.methodos — путь исследования или познания. Значение слова - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности или способ теоретического исследования и практического осуществления действия. Рис. 14. Атрибуты науки
-
Существует и педагогический смысл понятия «знание», трактующий его как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. То есть наука отражается в содержании образования! Содержание образования Наука Проблемное изложение материала, демонстрирующее движение мысли от постановки проблемы до получения результата; Использование приемов обучения, соответствующих методам науки (наблюдение, анализ, сравнение, теории для получения новых знаний и др.) Поисковая деятельность субъектов образования, соответствующая этапам и логике научной деятельности (постановка проблемы, формулирование гипотезы, выбор средств и способов решения, проверка доказательств, оформление результатов) Включение методологических знаний о процессе, общих и частных методах познания; Соблюдение логики организации учебного познания, соответствующей движению мысли от явления к сущности Рис. 15. Отражение науки в содержании образования (по Меретуковой З.К., 2003)
-
Из методологического принципа дополнительности Сущностные особенности науки в виде антиномий Единство нормативности и творчества (Развитие науки опирается на уровень образования, систему существующих знаний и умений); Статичность и динамичность (Изучает конкретные явления, относящиеся к статичному состоянию, при этом рассматривает ее в динамике и развитии); Универсальность и фрагментарность (Наука универсальна, так как сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты и фрагментарны в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, и сама делится на отдельные дисциплины); Общезначимость и обезличенность [Общезначима так как получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык однозначный (нет национальной науки) и обезличенна так как ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность никак не представлены в результатах научного познания]; Систематичность и незавершенность [Стремиться к созданию завершенной системы взглядов (решает конкретные задач) при этом, раскрывая неточности системы и незавершенные проблемы (определяет новые научные направления исследования)]; Преемственность и критичность (преемственна так как новые знания соотносятся с имеющимися и критична потому, что готова поставить под сомнение ипересмотреть даже самые основополагающие положения и результаты); Достоверность и внеморальность (Результаты достоверны так как выводы требуют и проходят проверку по определенным правилам. Достоверность как критериальный показатель, связан с практическим применением результатов. Научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут (и должны) относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности, мужества и добросовестности в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению) Рациональность и чувствительность (Рациональна так как получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня и чувственна в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и других психических феноменов); Оптимистическое прогнозирование и сомнение, чувство удовлетворенности в целом и творческая неудовлетворенность (Результаты научной деятельности позитивно влияют на состояние общества и его благополучие, но его влияние может быть больше, при определенных но неизвестных условиях). Рис. 16. Сущностные особенности науки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.