Содержание
-
Естественнонаучная картина мира
Абрамова Вера Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности vera.jurievna@mail.ru Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
-
Лекция 1
Цели и задачи курса. Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. Междисциплинарность естествознания. Методология научного познания. Естественнонаучное образование.
-
Наука как высшая форма знания и как социальный институт
Наука – это определенный вид знания, особая сфера человеческой деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знания, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
-
Специфические черты науки
универсальность; фрагментарность; систематичность; незавершенность; обезличенность; преемственность; критичность; достоверность; внеморальность; рациональность; чувственность.
-
Структура науки
Науки о природе – естественные науки; Науки об общественных процессах – общественные науки; Науки о мышлении, о самой способности познания, о разуме. Система современного научного знания включает около 15 тыс. дисциплин. Более 90% научно-технических достижений человечества приходится на ХХ век.
-
Специфика науки и ее место в культуре
Культура – система средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Духовная культура; Материальная культура; Социальная культура.
-
Задачи науки
Получение объективных знаний о мире; Познание законов, по которым функционирует и развивается окружающий нас мир. Наука – часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процессе получения этих знаний и применении их на практике.
-
Фундаментальные и прикладные научные направления
Фундаментальные науки (теоретические) ставят целью выведение глубинных закономерностей изучаемых явлений безотносительно к их пользе. Прикладные науки (практические) нацелены на решение конкретных практических задач посредством обнаружения полезных научных закономерностей.
-
Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук
-
Дифференциация и интеграция научного познания
Дифференциация науки – выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки.
-
Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. - физическая химия; химическая физика; биохимия; биофизика.
-
Методологические основы научного познания
Формы научного познания. Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Теория – система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания. Научная теория – обобщенная система знаний, дающая целостное отображение закономерностей и существенных связей в определенной области объективной реальности.
-
Формы научного познания.
Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Закон – форма теоретического утверждения, раскрывающая общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.
-
Научные методы.
Научные факты -> методы -> научные результаты. Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы науки – совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
-
-
Эмпирические методы науки
Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Это опыт, проводимый без вмешательства исследователя в естественное протекание изучаемого процесса. Цель – сбор фактов. Эксперимент – это опыт, проводимый с вмешательством исследователя в естественнонаучное протекание изучаемого процесса. Представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий объект или явление для изучения его различных сторон, связей и отношений.
-
Теоретические методы науки
Индукция – метод умозаключения, при котором знание переносится с частного случая (объекта, процесса) на общий. Дедукция – метод умозаключения, обратный по отношению к индукции. В нем на основе знаний о всей группе объектов (явлений) непосредственно устанавливают знание применительно к частному случаю (объекту, явлению), то есть перенося знание с общего на частное.
-
Анализ (разложение, разъединение) – метод научного исследования, состоящий в разложении (действительном или мыслительном) общего процесса/объекта/явления на составные части с последующим исследованием каждой из них по отдельности. Синтез (соединение) – научное исследование, которое воссоединяет знания о частных явлениях/объектах в единое целое и происходит после проведения опытных или умозрительных исследований.
-
Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах. Моделирование – это замена изучения интересующего нас явления аналогичным явлением на модели меньшего или большего масштаба, обычно в специальных лабораторных условиях. Модель – заменитель реального объекта (процесса).
-
Модели
Идеальные Материальные - однородные - неоднородные - физические - математические
-
Естествознание как система наук о природе
Естествознание – система наук о природе, взятых во взаимной связи. Современное естествознание – раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания – природа. Предмет естествознания – факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.